Дорогой друг!
Мы находимсяна обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых идет из носакровь, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках изагорели, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. Аморские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда,живущих в воде. Не верите – приезжайте. Наш адрес
___________________- _________________ материк планеты
Во время путешествия веди судовой журнал, гдеты сам будешь изучать новую тему и оценишь свои достижения в изученной теме.
1. Открытие Антарктиды (сообщение)
|
а) Почему Антарктида была открыта позже всех? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) Кто и когда открыл материк Антарктида? ____________________________________________________________________________ в) Почему Антарктида не принадлежит никакому государству? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
2. Особенности географического положения (карта атласа) |
Антарктида расположена в ____ полушариях: ______________________, _______________________, ___________________________________________________
Крайняя точка _____________________ , ее координаты — __________________- она находится на __________________________ полуострове Площадь материка — ______________ млн. кв. км. Крупные моря — _____________, ______________, ____________________, ________________ Течение ________________________ — самое мощное, холодное Научные станции России _____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечислите страны, имеющие научные станции, работающие в Антарктиде -___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
|
|
3. Рельеф (выступления специалистов) |
Заполните карточку 1
Антарктида – часть древнего материка _____________. По геологическому строению и составу горных пород похожа на ___________, ______________, ________________. В восточной части Антарктиды значительные месторождения _____________, _____________ и ______________, ________________. Добыча полезных ископаемых в Антарктиде не ведётся с_______ г. Средняя толщина ледяного покрова — ______км, а максимальная — ______ км.. Возраст ледяного покрова примерно ____ млн. лет. Площадь Антарктиды свободная ото льда ____%. Запасы всей пресной воды составляет — _____ %
Самый активный вулкан Антарктиды – __________________. В кратере вулкана имеется уникальное ______________ озеро, температура в котором достигает ______ градусов Цельсия. Из разломов происходят мощные выбросы глубинных газов, в том числе _________________ и _______________, которые, достигая стратосферы, разрушают ______________ слой. |
|
4.Климат Антарктиды Работа с климатограммами |
Количество осадков при движении от побережья к полюсу _________________. Нигде на Земле не наблюдается такого постоянства ______________ температур в течение всего года. Зимой в течение нескольких месяцев над внутренними районами Антарктиды господствует _________________ ночь. Огромная разница температур воздуха внутренних и прибрежных районов обусловливает постоянным _________________ холодного воздуха в сторону океана__________________ ветры; они препятствуют проникновению более теплых воздушных масс с океана на материк. Скорость стоковых ветров нередко достигает _______ м/с, а при отдельных порывах – до 90 м/с. |
|
5.Растительный и животный мир Антарктиды. Материалы презентации |
Растительный мир -__________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Животный мир — ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
|
|
Технологическаякарта урока географии в 7 классе
Учебник, авторы |
География, 7 класс, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, А. С. Фитисов Г. Ю. Кузнецова |
Тип урока |
урок открытия нового знания |
Тема |
Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир) |
Цель |
создание условий для формирования представления о своеобразии и уникальности природы материка, формировать умения анализировать различные источники географической информации. |
Оборудование |
презентация Microsoft Power Point, учебник, атласы для 7 класса, контурные карты Антарктиды, кинофрагмент. |
Задачи
|
Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; — развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; — формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей. Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; -осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы |
Планируемые метапредметные результаты. |
Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; Познавательные (учебно-логические): -выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий Коммуникативные — выступать перед аудиторией, уметь вести диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный |
Приветствие учителя: — Добрый день! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков. |
|
II. Актуализация опорных знаний
|
— Давайте вспомним, на каких материках мы уже побывали? — Что объединяет эти материки?
Создание проблемной ситуации Задание с удивлением. Чтобы определить, какой материк мы будем сегодня изучать, я предлагаю прочитать небольшое письмо одного путешественника. Определите, о каком материке можно так сказать?
А всё ли вам уже известно об Антарктиде? Есть ли желание узнать больше? Тогда предлагаю не тратить время зря и отправиться в путешествие за знаниями. У каждого из Вас есть маршрутные листы, которые помогут вам изучить материк |
Африка, Австралия
Все материки лежат в южном полушарии, произошли от единого древнего материка Гондвана
Находят среди рабочего материала маршрутный лист Текст письма на маршрутном листе: «Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых идет из носа кровь, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. А морские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Не верите – приезжайте» (Антарктида)
|
III. Постановка познавательной задачи |
Диалог (подводящий), направленный на организацию работы в группах. Но прежде, чем мы начнем изучение нового материка, давайте попробуем сформулировать тему урока, цели и задачи Используя различные источники информации, определить ГП, историю открытия, рельеф, климат, растительный и животный мир Антарктиды. Как вы думаете, что для этого нам понадобится? |
Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532
Определяют тему урока, цели и задачи
Обучающиеся проверяют наличие учебников, атласов, контурных карт и др. принадлежностей (атласы, контурные карты, учебник) |
IV. Изучение нового материала Работа в парах (атлас, учебник, презентация) Первичное закрепление
|
Сегодня мы работаем в парах. Нам необходимо заполнить маршрутный лист, состоящий из 5 блоков Для того чтобы ответить на 1 блок вопросов маршрутного листа, внимательно послушайте сообщения ваших товарищей. Ответить на вопросы 2 блока вам поможет карта. Для того, чтобы ответить на вопросы 3 блока, я пригласила к нам на урок экспертов в этой области: Геоморфолог – специалист в области изучения рельефа земной поверхности в пределах суши, дна морей и океанов. Геолог – Специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Гляциолог – специалист в области гляциологии. ГЛЯЦИОЛОГИЯ – наука о физических свойствах ледников, их происхождении и влиянии на развитие земной поверхности. Вулканолог – это специалист изучающий процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержения, изменение характера их деятельности… И я приглашаю специалистов освятить свои темы. Будьте внимательны – у выступающих много полезной информации для вашей работы. А теперь ваша работа продолжается в маршрутном листе. А теперь каждый из вас станет на время климатологом, проанализировав климатограммы, постарайтесь ответить на вопросы блока 4. Просмотрев слайды презентации заполните блок 5, какими специалистами вы станете? |
Делают записи в маршрутном листе. Пары работают с различными источниками информации и заполняют маршрутный лист.
Заполняем самый емкий блок: пока выступает 1 специалист – заполняете пропуски на карточке 1. Далее заполняют блок 3 маршрутного листа
Заполняют блок 4
Ботаники, зоологи Заполняют блок 5 |
V. физкультминутка
|
Антарктида — белый край! Ты за мною повторяй! Руки вверх, шире, ниже, Поверти-ка головой, А теперь глаза закрой! Помечтаем о пингвинах, о холодных белых льдинах! О тюленях, о китах, о суровых холодах! А теперь глаза открой, возвращаемся домой!
|
Выполняют упражнения |
V. Закрепление
|
А теперь вернемся к тексту в начале маршрутного листа и попробуем объяснить все предложения текста, используя полученные знания на уроке.
|
Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых шла из носа кровь, как будто мы высоко в горах.
Почему это происходило? Ледниковая поверхность материка находится высоко над уровнем моря. Люди испытывают кислородное голодание. Вокруг нас – снег, а мы в солнечных очках и загорели, как в тропиках. Почему это происходило? (Антарктика – страна жестокого солнца. Здесь шесть месяцев полярный день, чистый и прозрачный воздух и белый снег, который отражает солнечный свет, бьющий в глаза, от чего можно даже временно ослепнуть.) Эти птицы – пингвины – Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это? – А ещё я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде. Как это может быть?
|
VI. Подведение итогов. |
Рефлексия. Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался интересным, познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания.
Ребята, подводя итоги нашей экспедиции, продолжите предложения (работаем по цепочке).
Домашнее задание: 1. Изучить § 34 2. Ответить на вопросы 1—5, 7-9 (устно) 3. Задание 6 в контурной карте |
Оценивают себя. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Теперь я могу… 5. Я почувствовал, что… 6. Я приобрел… 7. Я научился… 8. Своей работой на уроке я … 9. Я попробую… 10. Меня удивило… 11. Материал урока мне был… 12. Мне запомнилось…
|
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
АНТАРКТИДА
ЛЕДЯНОЙ МАТЕРИК ПЛАНЕТЫ -
2 слайд
1819 г.
1820 г.
1821 г.
1821 г.
Фаддей БЕЛЛИНСГАУЗЕН
Михаил ЛАЗАРЕВ
Восток
Мирный
1820
ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ -
3 слайд
Руаль АМУНДСЕН
Роберт СКОТТ
(норвежец)
(англичанин)
14.ХІІ.1911
17.І.1912
место гибели Р.Скотта
К ЮЖНОМУ ПОЛЮСУ -
4 слайд
> 40 полярных станций
17 стран
Амундсен-Скотт (США)
Восток (Россия)
Мирный(Россия)
Дюмон-д’Юрвиль (Франция) -
5 слайд
S = 14 млн км2 (V)
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
0о
180о
з. д.
в. д.
ю. ш.
ю. ш.
ю. ш.
ю. ш.
море Росса
море Уэдделла
Антарктический п-ов
пролив Дрейка -
6 слайд
ЛЕДЯНАЯ АНТАРКТИДА
-2555 м
2-4 км
80% пресной воды
АЙСБЕРГ
1/8 — каменная Антарктида
7/8 — ледяная Антарктида
0,3% площади материка занимают антарктические оазисы -
7 слайд
КЛИМАТ
Восток (Россия)
140 ккал/см2 в год
90%
рВ
полгода (полярный день)
Стоковые ветры
Антарктический клим. пояс
-89,2ОС -
8 слайд
ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
Антарктида лежит в зоне арктических пустынь.
Видовой состав растений и животных очень бедный.
Жизнь большинства животных связана с побережьем.
Почвы совсем отсутствуют.
Р А С Т Е Н И Я:
Лишайники
(около 300 видов);
Мхи;
Водоросли;
Цветковые растения
(3 вида). -
9 слайд
ПИНГВИНЫ – типичные обитатели Антарктиды.
Часто встречается императорский пингвин (высота 1 м, вес 50 кг). -
10 слайд
Меньшие по размеру — пингвины Адели (высота 50 см, вес 5-8 кг).
Ярко окрашенные королевские пингвины. -
11 слайд
Гнезда строят из камешков прямо на земле. Самка откладывает 1-2 яйца и идет кормиться в море. Яйца самец держит на лапах под жировой складкой.
-
12 слайд
Хорошо ныряют, потому что имеют тяжелый скелет. Однако без воздуха под водой могут оставаться не более чем на 15 минут. Питаются рыбой и моллюсками.
Пингвины не способны летать, но хорошо плавают, загребая воду крыльями-ластами. Они могут развивать скорость до 60 км/час. -
13 слайд
Живут пингвины большими колониями. В сильные морозы плотно прижимаются друг к другу и так часами могут находиться без пищи.
Один из родителей кормит малышей птичьим молоком — полупереваренной рыбой или моллюсками. -
14 слайд
В прибрежных районах Антарктиды живет 5 видов тюленей. Они неуклюжи на суше, но быстро плавают в воде. Имеют под кожей толстый слой жира.
Морской котик -
15 слайд
Самец достигает 3 м и весит более 600 кг. У старых самцов вокруг шеи нарастает грива. Время от времени сильно кричат.
Морской лев
-
16 слайд
Морской слон
Самые крупные из тюленей: достигают длины 6 м и весят свыше 3 т. У взрослых самцов вместо носа есть что-то вроде хобота. Весной каждый самец собирает стаю самок. Если появляется соперник, слон начинает реветь, встав на дыбы. -
17 слайд
Морской леопард
Жестокий хищник: он нападает даже на детенышей других тюленей. Самый большой враг дельфинов. На суше может мирно лежать возле них. Но в воде пингвины становятся легкой добычей морского леопарда. -
18 слайд
Крупнейшее из животных, когда-то жившее на Земле. Масса – 150 т и более. Длина тела до 33 м (обычно 22– 25 м). Желудок вмещает 1,5 – 2 т пищи. Язык весит 3 т, сердце – 500 кг и перекачивает 8 т крови. Ребенок рождается массой 2 т и длиной 6 – 9 м.
Синий кит -
19 слайд
Альбатрос
имеет наибольший размах крыльев-4,5 м
из птиц живут: бакланы, буревестники, поморники .
из насекомых: бескрылые мухи, клещи. -
20 слайд
Антарктида уже испытывает негативное влияние хозяйственной деятельности человека. Здесь были обнаружены озоновые дыры.
Антарктида – единственный материк без границ. Он принадлежит всему человечеству. Здесь запрещено испытывать оружие, вести разработки полезных ископаемых, охотиться на животных.
Настоящими хозяевами материка являются ученые-представители разных стран и народов. -
21 слайд
АНТАРКТИДА
ДО СВИДАНИЯ
