X-PDF

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс

Поделиться статьей

 

 

Технологическаякарта урока по литературному чтению 4 класс

Тема урока

Тип урока:

Технологии обучения

Формы и методы урока

Литературное богатство Ставрополья.  Екимцев А.Е. « Светите, белые березы»

Изучение нового материала 

Информационно-коммуникативные, игровые, здоровьесберегающие,  проблемное обучение

Проблемный  метод, поисковая деятельность обучающихся, метод развития критического мышления, игра

Цель

 

Познакомить с жизнью и творчеством Ставропольского поэта А.Е. Екимцева;  учить анализировать лирическое произведение, отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать устную и письменную речь, мышление;

Задачи

Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета,; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.

Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись, и музыку.Воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

Планируемые результаты

Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.

Формируемые УУД

— Личностные

·        Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

·        Самостоятельно  определять  и  объяснять  свои   чувства и ощущения,возникающиев  результатенаблюдения,рассуждения, обсуждения;

·        Умение делать выбор;

·        Выражают свое мнение.

 

Регулятивные

·        Учатся оценивать правильность выполнения действия

·        Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы;

·         Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу;

·        Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

·        Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные 

·        Учатся  оформлять свои мысли в устной форме

·        Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других;

·        Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

·        Понимать на слух содержание произведения.

Познавательные 

·        Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения;

·        Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков

·        Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

·        Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта.

 

Межпредметные связи

Окружающий мир,  русский язык

Оборудование

 

Учебник, слайдовая презентация, звукозапись произведения,  карточки для работы, выставка книг «Писатели и поэты Ставрополья»

 

 

 Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

 

I. Организация класса на работу

 

 

 

 

Задачи:

Мотивировать,заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Вводное слово учителя; поэтическая заставка; работа с эпиграфом к уроку и т. д.(на выбор).

Постановка проблемы и организация короткой дискуссии относительно её

– Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам.

– Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок. 

– Меня зовут Виктория Игоревна и урок литературного чтения у вас проведу я.

 

 

 

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над смыслом эпиграфа; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).

2 мин

 

Подготовительные упражнения для развития речи обучающихся

2. Подготовительные  упражнения к уроку чтения.

Грамотная, красивая речь- залог вашего успеха обучения  в школе!

А для  этого проведём гимнастику для языка.

Давайте улыбнемся друг другу,  затем покажем языки ( как обезьянки ),а теперь выполним упражнения : часики, качели.

Эти упражнения нам помогут в течение всего урока, красиво говорить, сделать нашу речь понятной,выразительной.

Ребята дома, эти  упражнения  можно  выполнять регулярно, утром  и вечером перед зеркалом и тогда ваша  речь всегда будет грамотной, выразительной, понятной.

 

Выполняют подготовительные артикуляционные упражнения для развития речи

 

под руководством учителя, снимают напряжение языка.

 

 

 

 

умения управлять двигательными функциями языка.

самоуправление поведением

2 мин

 

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

 

 

 

 

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Что вы видите на слайде? (на слайде карта Ставропольского края )

Россия состоит из многих краёв и областей, республик.

Ставрополье – частица нашей страны. В нем проживают замечательные люди, которые прославляют его своим трудом.  А  есть люди, которые  славят наш край своими произведениями. Кто знает,  как называются такие люди?

Правильно. Поэты и писататели.

Ставропольских поэтов и писателей  достаточно много. В каждом городе, районе  нашего края есть такие замечательные  люди, которые сочиняют стихи, рассказы и другие произведения. Это самые  обычные люди, которые живут, трудятся  рядом с нами и прославляют наш край своими произведениями.

Обратите внимание на выставку  книг поэтов и писателей Ставрополья, с ней можно познакомиться после урока, да и в  любой библиотеке.  В нашем Грачёвском районе тоже  есть такие  люди, которые пишут стихи о родине, о природе, о мире. Портреты и стихи таких людей я разместила на доске. Это  Татьяна Малиночка из Кугульты, ветеран войны Козлов Иван Михайлович, которого к сожалению не уже с нами, Пермитина Альбина Игоревна, Валентина Алексеевна Хорина,Молчанова Вера Павловна,Анатолий Иванович Труфанов,Твердохлебова Любовь Николаевна и другие.

Я уверена, что ив вашем селе есть такие творческие  личности, которые пишут стихи, прозы. Давайте  представим  результаты поисковой  работы ребят « Поэты вашего села»  здесь на нашей выставке.

Размещение результатов поиска  на доске. Учитель просит детей назвать таких людей и их произведения.

 

 

Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать первичные умения исследовательской работы

 Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

2 мин

 

 

Работа по теме урока

 

 

 

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

 

а) Знакомство с творчеством поэта  Ставрополья А.Е.Екимцевым. (СЛАЙД)

Одним из таких известных поэтов нашего края  является Александр Ефимович Екимцев .

Родился в 1929 году. Жил в Ставрополе.

Писал книги для детей , «Десять  добрых  тропок»,  поэмы и стихи о войне.

Много писал о природе для детей. Тем самым помогал детям понять мир природы.

В 1992 году ушел из жизни.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1346

В краевом центре в  Ставрополе на улице Мира  находится  Краевая детская библиотека  и названа она, в честь имени нашего земляка  поэта Александра Ефимовича Екимцева. ( СЛАЙД)

Новые технологии  позволяют сейчас любому человеку и  нам с вами воспользоваться интернет ресурсом этой краевой библиотеке, для этого надо найти сайт данной библиотеке, он записан на слайде.

                                

 

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными  проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.;

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

 

 

 

 Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

 

 

 

 

3 — 5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное знакомство с произведением

 

 

 

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

б)  Прослушивание  звукозаписи  стихотворения

Екимцев автор многих известных произведений. Его стих прославляют наш край. Они проникнуты любовью к Родине, природе, людям. Его стихи положены на музыку. Одно произведение сейчас мы с вами прослушаем.Во время прослушивания попробуйте определить главную мысль произведения .

  в) Работа над заголовком.  Работа в парах. Выбор заголовка после прослушивания.

 

-На партах у вас карточки  в которых есть несколько заголовков,  выберите подходящий заголовок. Обведите правильный на ваш взгляд заголовок. Какой заголовок вы выбрали? Почему?

Сегодня познакомимся с произведением  Екимцева  «Светите, белые берёзы».

 

 

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательныеУУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу(регулятивные УУД).

 

 

10 мин.

 

3.Самостоятельное  чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Учебник Литература Ставрополья  на странице 43.

 

 

 

 

 

 

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять  образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Учитель создаёт проблемную ситуацию, формулирует творческую интонационную задачу чтеца; представляет критерии оценивания чтения; использует метод акцентного вычитывания текста; чтения с комментариями; эвристическую беседу; организует наблюдение учащихся за развитием сюжета, за развитием чувств и переживаний лирического героя; ведёт диалог с учащимися; организует дискуссию; предлагает учащимся моделировать вопросы  кдруг другу; оценивает и выразительность чтения учащихся, и умения словесного рисования художественных образов, и умения полно, связно отвечать на поставленные вопросы, делать вывод, определяя главную мысль произведения.

Откройте учебник Литература Ставрополья стр. 43.

Чтение стихотворения про себя.  Какие слова вызвали затруднения, не поняты их значения? Подчеркните их.

 

Понравилось вам это стихотворение?

Что вам понравилось? Зачитайте.

Словарная работа.

Кто может помочь и объяснить значение слов?

Куда можем обратиться чтобы узнать значение слова?

Выразительное чтение стихотворение учителем.

Что подразумевает автор призывая берёзы светить?

Могут ли берёзы на самом деле светить? В каком смысле даётся это значение?

В каких строках содержится главная мысль произведения? Поясните, почему вы так думаете?

Какое предложение по цели высказывания является  заголовок стих.? (Побудительным)

Почему березу выбрал поэт для такой миссии?(березе придаёт значение солнца)

Береза- символ России.

Почему Екимцем просит именно берёзу светить деревням и селам, всей стране?

Издавна береза стала символом России. Русский народ очень любит белоствольную красавицу. Береза стройна, красива , как девушка. Береза символ чистоты и света ,женственности.Вот поэтому поэт и обращается именно к берёзам.

Чем мы, люди  можем помочь осуществить замысел поэта?  

 (сажать березы, ухаживать за ними)

 

ФИЗМИНУТКА

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХ. УЧ-СЯ

 

 

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

 

4. Работа учащихся самостоятельная.

 

 

 

Задача:

Формировать у школьников первичные творческие умения при работе, личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

 

Учитель разрабатывает для работы учащихся  задания  творческого характера.позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, над его сюжетом, попробовать себя в рифме слов, ощутить себя поэтом, творческой личностью.

А сейчас вы попробуете ощутить себя творческой личностью, попробовав себя в рифме слов.

Игра. Доскажи предложение из нескольких слов.  Вы добавьте слова, а я постараюсь представить в её картинках

Посмотрим, что у нас получится:

Как нарядна и стройна    ………..(белая берёзонька)

Полетели с берёзки      ………(осенние  серёжки)

Родину люблю             ………….( милую свою)

Вот родное село      ……..       ( сердцу милое оно)

На слайде рядом с рифмой появляются  сюжетные картинки.

Учитель читает четверостишие. Молодцы ребята! В итоге у вас получилось  предложения о красоте березки, любви к Родине.  Я думаю, что из вас могут получиться  поэты.

 

 

 

Учащиеся самостоятельно работают, затем представляют продукт своего труда,все принимают его представления, защиты и  участвуют в игре.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя творческие умения в работе, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

Задача:

 Развитие речи уч-ся, формирование умений правильно и ясно выражать свои мысли

Продукт  урока.

Минисочинение –рассуждение:

3-4 предложения  «Легко ли быть поэтом? Что нужно для того,  чтобы им стать?»

А СЕЙЧАС мы приступим к заданию, которое вы выполните каждый самостоятельно, попробуйте   порассуждать  на тему,  составив  3-4 предложения   «Легко ли быть поэтом? Что нужно для того, чтобы стать поэтом». Запишите ваши мысли на эту тему в карточках.

Давайте послушаем, какие мысли родились у вас по теме(2 человека послушали)

Мне понравились ваши рассуждения? Ребята а вы согласны с высказываниями ваших одноклассников?

Остальные рассуждения я прочитаю после урока.

 

Учащиеся самостоятельно работают, затем представляют  продукт своего труда , все принимают его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя творческие умения в работе, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Уметь оформлять свои мысли в письменной  форме (Коммуникативные УУД).

 

 

 

 

IV. Подведение итога урока.

 

 

 

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

 

Учитель подводит итог, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу школьников.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие сведения для вас были интересными?

Какую полезную информацию для себя отметили?

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 5 мин

 

 

V. Рефлексия

 

 

 

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Давайте поблагодарим друг друга за тёплое общение!

Спасибо за хорошую работу. Мне приятно было работать свами. Пусть вам всегда светят лучики!

 

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.92%
НЕТ
39.08%
Проголосовало: 1346

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1346


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет