Наименование предмета: математика
Класс 4
УМК: «ШколаРоссии». Учебник: М.И.Моро и др. Математика. 4 класс. «Просвещение» 2013г.
Тема урока: «Масса. Единицы массы»
Цель урока:
— обобщение изакрепление знания об отношениях между изученными единицами
Задачи:
— организоватьдеятельность обучающихся по открытию нового знания и его применению.
-вызвать интерес кзанятию , придать ему проблемный характер ,что отвечает личностным интересами потребностям обучающихся.
-содействоватьразвитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему.
-развивать уобучающихся потребность в творческой деятельности, самовыражении.
-формироватьспособность к рефлексии
-содействоватьразвитию умения общаться.
Формируемые УУД:
Личностные: умение пониматьзначение математики в жизни и деятельности человека
Метапредметные:
-способность понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщатьсобственные представления; слушать собеседника, оценивать свои достижения науроке;
-умение вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Предметные:
-создать условия для формирования представлений о новых единицах измерениямассы -тонне , центнере;
-установить взаимоотношения между ними;
-формировать умение работать над задачей(отработка приема перевода одних единиц измерения массы в другие).
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Методы: словесный, наглядный, поисковый
Используемыетехнологии: технологиядеятельностного подхода, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающая.
Оборудование: учебник «Математика» М.И.Моро и др., компьютер, экран,таблица: «Масса. Единицы массы», карточки с многозначчными числами и буквами м,а, с, с, а, карточки со знаками «больше», «меньше», «равно» картинки слона ихомяка.
Использование образовательных веб-сервисов: https://catalog.prosv.ru/item/2803 LearningApps,
Ходурока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||||||||||
1. Орг. момент
|
Приветствует учащихся
|
Демонстрируют готовность к уроку. |
Р: контролируют свои действия |
||||||||||
2.Мотивация учебной деятель -ности
|
Математика – гимнастика ума.(А.В.Суворов) — Ребята, как вы понимаете это высказывание? -Откройте тетради, запишите дату, классная работа и выполните показ |
Рассуждают, делают выводы
Работают в тетрадях |
Л: формирование внутренней позиции школьника, эмоционально-положительного восприятия учения. |
||||||||||
3.Актуа- лизация
|
— Чтобы узнать тему урока, нужно расставить карточки в порядке возрастания чисел:
|
Выполняют задания, получают слово масса.
|
Р: формировать способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности. |
||||||||||
4 Выявле ние места и причины затруднения
|
-Какие единицы измерения массы вы уже знаете? Вывешивает карточку: 1 кг=1000г — давайте попробуем заполнить пропуски, используя изученные единицы массы: Масса синицы-20….(г) Масса индюка около 20… (кг). Масса слона около 7…. Масса льва около 2….. — Почему возникла трудность? |
Называют изученные единицы массы
Записывают в тетрадь
Заполняют пропуски Анализируют Выявляют затруднение
|
П: формирование умений делать выводы, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать объекты. К: формирование умения слушать собеседника |
||||||||||
5.Построение проекта выхода из затруднения
|
— Достаточно ли у вас знаний, чтобы выполнить это задание? — Предположите, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока «Масса. Единицы массы») — Какие задачи мы поставим перед собой? — Ребята, вы правы. Мы сегодня познакомимся с новыми единицами массы и узнаем их соотношение. – Из каких источников мы можем получить информацию о новых единицах массы? (Из учебника, из дополнительной литературы, из интернета, можем спросить у взрослых…)
|
Формулируют тему урока отвечают на поставленные проблемные вопросы, ставят учебную задачу: -Мы должны узнать новые единицы массы и узнаем их соотношение.
формулируют способы «добычи» информации, которые необходимы для реализации поставленной задачи
|
П: формирование умений делать выводы, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать объекты. К: формирование умения слушать собеседника П: самостоятельная постановка познавательной цели, формирование умения строить речевое высказывание в устной форме. Л: (смыслообразование – формирование учебно-познавательной мотивации |
||||||||||
6. Реализа ция построенного проекта
|
— Я предлагаю вам послушать объяснение темы из электронного приложения к учебнику. https://catalog.prosv.ru/item/2803 — Какие существуют единицы массы? (Центнер и тонна) — Как сокращённо обозначается центнер? (Буквой «цэ») — Сколько килограммов в 1 центнере? (1 ц = 100 кг) — Слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100». — Как сокращённо обозначается тонна? (Буквой «тэ») — Сколько килограммов в 1 тонне? (1 т = 1 000 кг) — Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка». — Давайте запишем в тетради новые соотношения единиц массы. — Что тяжелее центнер или тонна? (Тонна тяжелее центнера) — Докажите. (1 ц = 100 кг, 1 т = 1000 кг; 1000 кг > 100 кг , 1 т > 1 ц) — «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз) — Значит отсюда можно определить, сколько в 1 тонне центнеров? (1 т = 10 ц). На доске таблица: -Запишите в тетрадь:
-Запишите в тетрадь. — Достаточно ли нам знаний теперь, чтобы реализовать поставленные цели? -Давайте вернемся к заданию и узнаем массу слон и льва. |
Прослушивают информацию,
находят ответы на поставленные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы,
Отвечают на вопросы,
Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204
Записывают в тетрадь соотношение между новыми единицами массы с ранее изученными, записывают в тетрадь.
Определяют массу слона и льва |
П: развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей; формирование умения делать выводы, формулировать речевое высказывание в устной форме . Р: (развитие способности принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности. К: формировать умение работать в парах: слушать собеседника, договариваться, убеждать его
|
||||||||||
7.Первичное закрепление с комме нтирова нием во внешней речи
|
— А сейчас мы попробуем перевести одни единицы массы в другие. Организует деятельность учащихся. https://catalog.prosv.ru/item/2803
|
Выполняют задания из ЭП по «цепочке» с комментированием записывают в тетрадь, проверяют по эталону. За каждый правильный ответ ставят «+» (Максимальное количество -12) |
П: развитие мыслительных операций: анализа объектов, синтеза, установления причинно-следственных связей |
||||||||||
8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
|
Работа с учебником уч.с. 45 № 203 (1, 2) — Переведите одни единицы массы в другие После выполнения задания на доске появляется эталон:
|
Выполняют предложенные задания, проверяют по эталону За каждый правильный ответ ставят «+» (Максимальное количество- 7) |
П: анализ объектов, синтез, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний. Р: способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности. |
||||||||||
9.Физкультми- нутка
|
— Мы старались, мы учились И немного утомились. — Встанем, ребята. Представим, что мы попали в яблоневый сад. — Смотрите! Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно. Руку протяните, яблоко сорвите. Стал ветер веточку качать, Трудно яблоко достать. Подпрыгну, руку протяну И быстро яблоко сорву! Вот так яблоко! — Ребята яблоко ваше тяжёлое или лёгкое? — Вес 1 яблока, в каких единицах массы будет выражаться? (В граммах) — А теперь соберём ещё яблоки в корзину… Вес корзины с яблоками, в каких единицах массы будет выражаться? (В килограммах) — Сейчас высыпаем все яблоки из корзин в большой ящик…Вес ящика с яблоками, в каких единицах массы будет выражаться? (В центнерах) — А теперь наш большой ящик с яблоками погрузили на машину… Вес машины с ящиком яблок, в каких единицах массы будет выражаться? (В тоннах) — Тихо сели, на меня посмотрели |
|
|
||||||||||
10. Включе ние в систему знаний и повторе ние.
|
Демонстрирует картинку 100 г в день
Многие из вас держат домашних животных. Например, владельцы хомяков должны знать , что в сутки 1 хомяку требуется примерно 100 граммов сухого корма. А сколько граммов ему потребуется на 1 неделю. (210 г) — Сколько граммов корма ему потребуется на месяц? (3000 г) — сколько это кг? (3 кг) 250 кг корма в день
— А вот диким животным приходится находить себе пропитание самостоятельно. Слону нужно в день примерно 250 кг еды. А сколько килограммов еды ему нужно на 10 дней? (2500 кг), сколько это ц? (25), переведите в тонны и кг (2т500кг), В тонны и центнеры (2т5ц) Организует деятельность учащихся, контролирует |
Самостоятельно решают задачи в тетради. Один ученик решает с обратной стороны доски. Проверяют. Ставят «+» за каждый правильный ответ. (Максимальное количесто-7)
|
П: структурирование знаний
|
||||||||||
11. Рефле ксия содержания и учебной деятель ности на уроке (итог урока)
|
— С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились? — Для чего нужны такие единицы массы? — Какая единица массы больше килограмма, но меньше тонны? — Сколько в одном центнере килограммов? — Сколько килограммов в 1 тонне? — Где вы можете применить свои знания? — Достигли ли мы поставленных целей урока? А теперь давайте сравним единицы измерения массы. Работать будете в парах. У вас на партах лежат математические знаки «Больше», «Меньше», «Равно» Организует работу на площадке: https://learningapps.org/view21961954 Сейчас оцените сами свою работу на уроке: Для этого посчитайте общее количество плюсов: На доске критерии оценивания: Максимальное количество баллов 26 26-24-«5» 23- 18- «4» 17- 14- «3» 13 и меньше — вернитесь к материалу учебника, прочтите теоретический материал. У вас все получится. — Я благодарю всех вас за работу и желаю, чтобы вы запомнили единицы массы, правильно решали задачи и задания по изученному материалу. Всем отличного настроения! |
отвечают на вопросы
Работают в парах
Оценивают свою работу на уроке
|
К: умение слушать собеседника, договариваться, убеждать его; умение организовать общение обучающихся между собой; культура поведения в учебном диалоге; управление поведением партнёра. Л: Формирование внутренней позиции школьника, эмоционально-положительного восприятия учения, объективная оценка результатов деятельности, рефлексия
|
Рефлексивныйанализ проведенной работы
Урок занимает значительное место в изучении предмета математики, так как необходимознать соотношения между единицами массы. Урок тесно связан с предыдущимитемами и опирается на эти знания.
Уроквключает три основных этапа:
1. Мотивационно-целевой этап включает: орг. момент, мотивацию учебной деятельности актуализацию знаний, выявление места и причины затрудненияпостроение проекта выхода из затруднения , реализацияпостроенного проекта
2.Содержательный этапвключает: первичное закрепление с комментированием во внешней речи, самостоятельнаяработа с проверкой по эталону, физкультминутка., включение всистему знаний и повторение.
3.Рефлексивный этапвключает: рефлексию содержания и учебной деятель-
ности на уроке (итогурока)
На первомэтапе урока решалась задача: ориентировать и настроить учащихся на предстоящуюработу на уроке , организовать и целенаправить познавательную деятельностьучащихся через создание учебной проблемы. Использование метапредметных связейпомогло определить тему урока, цели . На этапе реализации построенного проекта было использовано электронное приложение к учебнику. В результате вниманиеучащихся активизировалось.
Формируемые УУДличностные , регулятивные, познавательные. Т.е. формировались умениясамостоятельно выделять формулировать познавательную цель урока,проектировать урок, проявлялась познавательная инициатива в учебномсотрудничестве.
На второмэтапе урока старалась создать условия для закрепления изученных единицмассы, обеспечить применение новых знаний в решении задач. На этапепервичного закрепления с комментированием во внешней речи также былоиспользованно ЭП в качестве тренажера. На этапе включения в систему знаний иповторение организовала работу по решению практических задач.
Задача:организовать для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующей его к включениюв дальнейшую познавательную деятельность.
ФормируемыеУУД: личностные, коммуникативные, познавательные. Формировалисьспособности к самооценке.
Задача третьего этапа: фиксировать содержание урока , организовать самооценку учениками собственнойдеятельности, соотнесение её с целью и результатами. На этапе рефлексиисодержания и учебной деятельности на уроке организовала работу в парах ииспользовала учебную площадку https://learningapps.org/view21961954
Формируемые УУД:личностные, коммуникативные, познавательные.
Я считаю , что структура урока соответствует обшей цели урока. Цельурока была достигнута. Дети материал усвоили, что показал результат самооценки:
Из 23 учащихся – 8 человек справились на 5, 12-на 4 и 3 учащихся на 3.