Карточка № 6
Тема «Лес и человек»
Цели |
Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам |
методы и формы |
Частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, парная, индивидуальная |
Оборудование |
Презентация; видеосюжет «Пожар в лесу», конверты с заданиями для групп |
Основные |
фитонциды |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятель-ность |
Формы органи- зации действия на уроке |
Формируемые умения |
||||||||||||
I. Мотивация |
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
— Как вы понимаете смысл пословицы? Человек не может знать все в жизни. Это нормально, не нужно стыдиться ошибок. Самое важное — учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. — Сегодня мы совершим исследовательскую экспедицию. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь. |
Слушают, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место |
Фронтальная, индивидуальная |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей ; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные : понимают значение знаний для человека |
||||||||||||
II. Актуализация опорных знаний |
Викторина «Я знаю лес». 1. Какое дерево является символом России? 2. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. 3. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. 4. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. 5. Дерево с листьями в форме сердечка. 6. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? 7-10 Узнать дерево по форме шишки и хвое. Проверка по образцу на слайде |
Отвечают на вопросы |
Индивидуальная, парная
|
Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют навыками конструктивного взаимодействия. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
Познавательные :осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, опираясь на правило контроля. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
||||||||||||
III. Изучение нового материала
|
Отгадайте загадки. Слова-отгадки помогут сформулировать вам тему нашего урока. 1. Весной веселит, Летом холодит, Грибами, ягодами одаривает, Осенью умирает. Весной опять оживает. (Лес) http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-les
2. Ходит он на двух ногах, Мыслит, радуется, спит, Учится, детей растит, Огорчается, смеётся. Как, ребята, он зовётся? Он сильнее бурь и рек И зовётся … (Человек). http://www.poemsonalltimes.ru/zagadki/o-zhivotnyx
Вы догадались какая тема нашего урока?
-Тема нашего урока – «Лес и человек». — Как вы думаете, какие проблемы мы будем исследовать на уроке? -А как вы думаете, какие учебные задачи мы перед собой поставим?
|
Делятся Отвечают
|
Фронтальная, групповая.
|
|||||||||||||
|
2.Проблемы леса — А теперь нам предстоит выступить в роли экологов? — Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? -Не по его ли вине возникают у леса проблемы? Давайте попробуем их исследовать Чтение текста с.106. Задания 1 группе прочитать стихотворение Н. Некрасова «Саша» и обсудить, о какой проблеме идёт речь в стихотворении? (В этом стихотворении говорится о вырубке лесов).
— Решите экологические задачи: 1) Каждую минуту вырубают 20 га леса. Сколько вырубят за 10 минут? За 60 мину? 2) 1 тонна макулатуры спасает от вырубки 10 взрослых деревьев. Сколько тонн макулатуры надо собрать, чтобы спасти рощицу из 1000 деревьев?
2 группе прочитать строки из песни «Просьба». Какую проблему раскрывают эти строки? (Браконьерство)
3 группе прочитать стихотворение А Сметанина «Благодарность за пикник». Какую проблему раскрывают эти строки? (Проблема загрязнения леса мусором)
— Пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные и другие люди. -Помните! Консервная банка разлагается 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков. А об осколки банки или бутылки можно пораниться даже через 1000 лет!
— Какую острую проблему мы ещё не озвучили? Показ сюжета «Лесной пожар» https://www.youtube.com/watch?v=FIUAWXcwnHA — Отчего возникают лесные пожары?
— Кто может предотвратить эту беду?
— А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «Как разводить костер» Правила разведения костра (прочитать по одному)
-Кто может решить эти проблемы? -Какие существуют способы охраны леса от пожаров? -Какие существуют способы охраны леса от вырубок? После пожаров, вырубок в лесу остается много пустынных, голых мест. -Как искусственно можно возобновить лес? (производят посадки и посевы леса) -Что создает человек для охраны леса, животных леса? (заповедники, заказники) Заповедник — это особо охраняемая территория или акватория, полностью изъятая из хозяйственного использования с целью сохранения всего природного комплекса, т.е. здесь запрещены все виды деятельности человека. Посещение заповедника возможно только по-особому.
|
читают текст, выполняют задания.
Читают заранее подготовленный текст
Выдвигают предположения. Отвечают
читают текст,
Называют лесные правила
Внимательно слушают. высказывают свои пожелания, отвечают на вопросы. |
групповая
Коллективная.
Групповая
Фронтальная, индивидуальная. |
|||||||||||||
IV.Практическая деятельность
|
Самостоятельная работа по группам – Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. — Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать человек, чтобы сохранять лес? — Теперь вам предстоит выступить в роли защитников леса. Задание: Создать знаки на тему «Защитим лес…» 1. …от пожара. 2. …от вырубки. 3. …от мусора. |
Выполняют задания, высказывают свои пожелания. |
индивидуальная |
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека |
||||||||||||
|
Обобщение полученных на уроке сведений Продолжи фразу: Сегодня я узнал… Я могу себя похвалить… Мне было интересно…. Мне было трудно… Меня удивило… Мне захотелось… Я хочу сказать спасибо… Заключительная беседа. Выставление оценок – Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке? Заполните карточку личного контроля. КАРТОЧКА ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ Фамилия __________________________ Имя ___________________ 1 балл – Я был, в основном, слушателем. 2 балла – Я старался принимать участие в выполнении заданий. 3 балла – Я активно принимал участие в выполнении заданий.
Критерии оценки набранных баллов: 12-11 баллов – «5» 10-8 баллов – «4» 7-5 баллов – «3» |
Отвечают |
Фронтальная, индивидуальная |
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/неуспеха |
||||||||||||
VI. Домашнее задание |
Подготовить сообщение о любом растении, животном Красной книги или заповеднике России |
Задают уточняющие вопросы |
Фронтальная |
Регулятивные :осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |