Учитель:БулыгинаТ.А.
Школа:МОУ«Еленинская СОШ имени В.Г.Зайцева»
Урок № 2
Курс ОРКСЭ
Модуль «Основы Православной культуры».
Тема. Культура и религия.
Цель:познакомитьс понятиями «культура»,«православие» ,« религия», «христианин». Сформировать уучащихся общие представления о культуре и религии.
Задачи :
1.Личностные результаты: воспитыватьосознание себя жителем России, ,воспитывать чувства любви и уважения крусской культуре.
2.Метапредметные результаты: способностьработать в мини- группах при изучении понятий .
3.Предметныерезультаты: усвоение первоначальных сведений обособенностях культуры православной религии ; умение наблюдать , фиксировать ,сравнивать ,выделять характерные особенности православной культуры .
Оборудование:компьютер,мультимедийный проектор, звуковые колонки, карточки со словами для задания,
презентация с использованием электронного приложения к учебнику А.Кураева поОПК курса ОРКСЭ.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
Организационный
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Мотивационный
Объявление темы урока
Изучение нового материала
Актуализация и пробное учебное действие
Рефлексия
Домашнее задание
Оценивание учащихся Итог урока
|
Приветствие учащихся
— Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке? -Как вы понимаете слово «религия»? -Какие религии считаются традиционными для России?
-Расскажите, о чем вы беседовали с родными и друзьями. -Что нового для себя вы узнали? -А что их особенно заинтересовало родных в ваших вопросах?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -У вас на партах карточки со словами (музыка, храм, образование, архитектура, греческие боги, буддизм, добро, скульптура из католического собора). -Распределите все слова на две группы по темам:
Слайд 1 КУЛЬТУРА РЕЛИГИЯ -В каких группах возникли трудности? Почему? (слова: греческие боги, скульптура из католического собора можно отнести к каждой из групп)
Слайд 2: — Сегодня на уроке мы узнаем: — Что такое культура? — Как связаны культура и религия? — Как должен вести себя культурный человек?
-Что такое культура? Как вы думаете?
Слайд 3 Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе.
Слайд 4 Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре — это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина.
Слайд 5 Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры.
Слайд 6: Со словом «культура» связаны такие выражения, как «культурный человек», «культурно вести себя». Слайд 7: Как должен вести себя культурный человек? · Культурный человек везде остаётся культурным. · В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя. · А.П.Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.» Каждый человек является частью общества. Если в нашей стране будет больше культурных людей, какой станет наша Родина?
Слайд 8: -Считаешь ли ты себя культурным человеком? -Выберите из списка слова, характеризующие качества культурного человека. • честность •аккуратность • хамство • вежливость • жадность • лживость • ябедничество • враньё • навязчивость • безразличие •предательство • уважение старших • милосердие • дружба Так что же отличает культурного человека? Прочитайте высказывание. Объясните.
Слайд 9: -Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда. —В науке есть и другое определение понятия «Культура». Откройте учебник на стр.8 и прочитайте определение. Культура-это материальные и духовные ценности, которые создаёт человек на протяжении своей истории. На какие же ценности можно разделить понятие «Культура»?
Слайд 10: -К памятникам культуры мы относим (например): — предметы повседневной жизни, которые создал человек; — орудия труда; — прекрасные дома и большие крепости; — идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые; — нравственные нормы поведения человека; — религия
Слайд 11: -Определите в группе, какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие – духовную.
Слайд 12 -Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. -В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами. И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Слайд 13 -Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Слайд 14 Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру
Слайл 15 Перед вами карта России. На ней показано, как религии распространены на территории нашего государства.
Слайд 16 -На нашей планете существует три религии, которые называются мировыми. -Мировыми они называются потому, что имеют огромное количество последователей.
Слайд 17 -Православными называют себя большинство граждан нашей страны. Истоки русской культуры в православной религии. Например, русское слово « спасибо »– это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу.
Слайд 18 -Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфо-графия. Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит, словоортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера», «верное учение». Христиане считают верным учение Христа. Поэтому выражениеправославный христианин точнее, чем просто слово православный.
—Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с РЕЛИГИЕЙ, они необходимы для ее существования. В этом помогают достижения в АРХИТЕКТУРЕ, СКУЛЬПТУРЕ, ЖИВОПИСИ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
Слайд 19: Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений. Скульптура –изображение делается в объеме. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных. Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания
Слайды 20-21: -Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов
Слайды 22: -Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых
Слайды 23-24: -Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах
Слайды 25-28: Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы
Слайд 29: МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая . -В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией. -И сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты. (прослушивание музыкального произведения на усмотрение учителя.)
Слайд 30: Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.
«Олух царя небесного» «Запретный плод сладок» «Начнем, пожалуй, помолясь» «Ну, с Божьей помощью!» «На Бога надейся, но и сам не оплошай» «Ну прямо божья благодать!» «Живу как в раю!» «Свято место пусто не бывает» «Креста на тебе нет!» Выберите одно из высказываний, обсудите в группе и объясните его.
-Вспомните начало нашего урока. С какой проблемой вы столкнулись? -Можно ли сказать, что культура и религия связаны и не существуют по отдельности? Посовещайтесь и попробуйте объяснить. —Итак, религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре. — Давайте подумаем, почему одни религии называются мировыми, а другие – национальными?
Слайд 31
Слайд 32 Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.
VI. Домашнее задание. Слайд 33: 1.Продолжите предложение, напишите мини сочинение. 1. Добрый человек — это тот, кто… 2. Злой человек — это тот, кто… 3. Честный человек — это тот, кто… 4. Правдивый человек — это тот, кто… 5. Жестокий человек — это тот, кто… 6. Грубый человек — это тот, кто…
Ребята, если ваша группа работала слаженно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть совместные трудности, тогда возьмитесь за руки и «зажгите фонарик дружбы». Спасибо за сотрудничество на уроке!
Представленная информация была полезной? ДА 58.99% НЕТ 41.01% Проголосовало: 1107 |
Актуализация внимания учащихся
Сообщения 2 – 3 учащихся о людях, прославивших Россию (остальные сообщения размещаются на доске).
Работа в группах
Запись темы в тетради
Формулирование у обучающихся цели урока и цели саморазвития с последующей записью в тетрадь Высказывания обучающихся
Работа со словарём Ожегова С.И.
Учебный диалог
Работа с текстом учебника, с.8
Записи в тетради
Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения.
Работа в группе
Работа по карте
Записи в тетради
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке
Отвечают на вопросы слайда
Учащиеся записывают домашнее задание
|
Личностные (самоопределение), познавательные (общеучебные)
Познавательные:(общеучебные) коммуникативные.
Регулятивные (целеполагание), коммуникативные (планирование)
Познавательные: (логические)
Познавательные: (общеучебные), регулятивные (волевая саморегуляция)
Познавательные: (действия решения проблемы) регулятивные (планирование),
коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли).
Регулятивные (коррекция и оценка) Личностные (нравственно- этическое оценивание), Регулятивные (коррекция и оценка, саморегуляция), коммуникативные
Личностные (смыслообразующие), познавательные (общеучебные), регулятивные (целеполагание и саморегуляция), коммуникативные
Коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог;
Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
Личност.: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
Познавательные: -овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли). Регулятивные (коррекция и оценка) Личностные (нравственно- этическое оценивание),
Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли). Регулятивные (коррекция и оценка) Личностные (нравственно- этическое оценивание), |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
КУЛЬТУРА
И РЕЛИГИЯ
Презентацию выполнила
учитель нач.кл.
Булыгина Т.А. -
2 слайд
1. Что такое культура.
2. Кто такой культурный человек.
3. Как связаны религия и культура
На этом уроке узнаем: -
3 слайд
Слово культура
пришло из латинского языка.
Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в природе.
Культура – это то, чего нет в дикой природе. -
4 слайд
Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек.
То, что человек меняет в мире своим трудом – это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым) -
5 слайд
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду?
Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры. -
6 слайд
Со словом «КУЛЬТУРА» связаны такие выражения, как «КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК», «КУЛЬТУРНО СЕБЯ ВЕСТИ»
ЧТО ТАКОЕ «КУЛЬТУРА»? -
7 слайд
Культурный человек везде остается культурным (воспитанным).
В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.
Антон Павлович Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Как должен вести себя
культурный человек? -
8 слайд
• честность
•аккуратность
• хамство
• вежливость
• жадность
• лживость
• ябедничество
• враньё
• навязчивость
• безразличие
•предательство
• уважение старших
• милосердие
• дружбаСчитаешь ли ты себя культурным человеком?
-
9 слайд
Культуру люди создают.
А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда. -
10 слайд
К памятникам культуры мы относим (например):
— предметы повседневной жизни, которые создал человек;
— орудия труда;
— прекрасные дома и большие крепости;
— идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, поэты, музыканты, архитекторы, ученые;
— нравственные нормы поведения человека;
— религия
Материальная и духовная культура -
11 слайд
Определите , какие изображения демонстрируют материальную культуру, а какие — духовную
материальная
духовная
духовная
материальная
Материальная и духовная
материальная
духовная -
12 слайд
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
-
13 слайд
Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… -
14 слайд
Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру
-
15 слайд
-
16 слайд
На нашей планете существует три религии, которые называются мировыми.
Христианство
Ислам
Буддизм
Мировыми они называются потому, что имеют огромное количество последователей. -
17 слайд
Православными называют себя большинство граждан нашей страны.
Истоки русской культуры в православной религии. Например, русское слово
« спасибо » – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси (тебя) Бог!». Каждый раз, когда ты говоришь «спасибо», ты порою даже неосознанно обращаешься к Богу. -
18 слайд
Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия. Первый из греческих корней вам знаком по слову орфография.
Орто означает «верный, правильный».
А вот слово докса в греческом языке имеет два значения.
Первое – «учение», «мнение». -
19 слайд
Архитектура – искусство строительства зданий и сооружений.
Скульптура –изображение делается в объеме.
Декоративно-прикладное искусство – искусство создания и украшения различных предметов, в том числе и религиозных.
Живопись – это искусство, в котором главное – цвет, цветовые сочетания
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА КУЛЬТУРУ -
20 слайд
Искусство архитектуры обеспечивает специальное здание для проведения религиозных ритуалов
Буддистский храм
Древнеримский храм
Китайская пагода
Древнеегипетский храм
Древнеиндийский храм Солнца
Русский православный храм -
21 слайд
мечеть
Японская пагода
Католический собор
Древнеегипетский храм
Древнегреческий храм
Раннехристианский храм
Ритуальное место в первобытном обществе -
22 слайд
Искусство скульптуры создавало и создает статуи богов и святых
Древнегреческая богиня
Древнегреческий бог
Древнеегипетский бог
Статуя Будды
Скульптура из католического собора
Первобытные тотемы
Скульптура из средневековой церкви -
23 слайд
Искусство живописи часто отражает религиозные сюжеты в своих картинах
-
24 слайд
-
25 слайд
ХРИСТИАНСТВО
Декоративно-прикладное искусство создает ритуальные религиозные предметы -
26 слайд
ИСЛАМ
-
27 слайд
БУДДИЗМ ИНДУИЗМ
-
28 слайд
ИУДАИЗМ
-
29 слайд
МУЗЫКА – это тоже часть культуры, ее духовная составляющая .
В ряде религий во время ритуальных обрядов используется МУЗЫКА, поэтому многие музыкальные произведения тоже были связаны с религией.
И сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты -
30 слайд
Религия нашла свое отражение и в языке, на котором мы с вами разговариваем, в часто употребляемых выражениях, в нашем повседневном поведении.
Приведем несколько примеров
«Олух царя небесного»
«Запретный плод сладок»
«Начнем, пожалуй, помолясь»
«Ну, с Божьей помощью!»
«На Бога надейся, но и сам не оплошай»
«Ну прямо божья благодать!»
«Живу как в раю!»
«Свято место пусто не бывает»
«Креста на тебе нет!» -
31 слайд
Как вы понимаете термин «религия»?
О каких религиях мы услышали сегодня на уроке?
Как вы понимаете термин «культура»?
Какую роль культура играет в жизни людей?
Чем определяется уровень культуры?
Кем создается культура?
Одинаковой ли является культура разных народов мира?
Назовите общие черты, характерные для разных культур народов мира.
Чем становится религия для глубоко верующих людей?
Какое обращение христиане считают более точным: «православный» или «православный христианин»? -
32 слайд
1. Добрый человек — это тот, кто…
2. Злой человек — это тот, кто…
3. Честный человек — это тот, кто…
4. Правдивый человек — это тот, кто…
5. Жестокий человек — это тот, кто…
6. Грубый человек — это тот, кто…Домашнее задание.
1. Продолжите предложение. -
33 слайд
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
2. Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.