X-PDF

Технологическая карта урока по Основам православной культуры по теме Православная семья

Поделиться статьей

                                                                                           Технологическая карта урока

 

Предметнаяобласть: ОРКСЭ. Основы православной культуры.

Темаурока: Христианская семья

Типурока: Изучение нового материала.

Класс: 4

Учитель:Еловенкова Татьяна Александровна

Цельурока:  Формирование мотиваций к нравственномуповедению, основанному на знании православных традиций.

 Задачиурока:

       1. Объяснить, что такое христианская семья; рассказать, какие качестванеобходимы  ее членам — мужу и жене, детям.

  2.  Поговорить с ребятами о том, что такое настоящая любовь, безкоторой невозможна счастливая семья; рассказать о Таинстве венчания.

       3.  Обсудить с детьми ценности христианской семьи на примере жизни святых Петраи Февронии и святых царственных страстотерпцев.

        4.  Рассказать о радости, которуюдает многодетная семья.

Учебные задачи,направленные на достижение личностных результатов обучения:

развитие положительной  мотивации  и познавательного интереса к изучению темы;
развитие чувства доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания  чувствамродных людей;
— развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками;
осознание своей социальной роли в семье  и личнойответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормаххристианской семьи.

Учебные задачи,направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

а) познавательные:
 —
развитие умения ориентироваться в учебнике и другихисточниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изученияданного раздела; определять круг своего незнания, отвечать на простые и сложныевопросы учителя,  находить нужную информацию в учебнике;
-развитие умения наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, строитьлогическую цепь рассуждений;

-формирование способности решать проблемы поискового характера;
-развитие операций мышления: сравнения, анализа, синтеза, сопоставления и др.

б) регулятивные:

— формирование умения принимать исохранять цель и учебные задачи в результате поисковой деятельности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

в) коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышатьсобеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции всовместной деятельности

Учебные задачи,направленные на достижение предметных результатов обучения:

— формирование умения использоватьполученные знания для объяснения окружающим «Что значит христианскаяправославная семья?»;
-развитие умения выражать свои мысли убедительно, опираясь на доказательство;
-развитиеумения понимать и принимать  ценностные составляющие христианской семьи;
-развитиеумения понимать значения религиозной морали в выстраивании  благоприятныхотношений в семье.

 


Оборудование: компьютер,презентация к уроку, семейные фотографии учащихся,  ромашки,  мультфильм,карточки.

Вконце урока дети должны:

Отличатьпонятия «Настоящая любовь», «Ненастоящая любовь», сказать о тех ценностях, накоторых зиждется настоящая христианская семья, запомнить и воспроизвести историюПетра и Февронии, царской семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Организационный момент

 Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

 

 

Создаю эмоциональный настрой на урок:

-С добрым утром! Начат день!

 Первым делом гоним лень!

 На уроке не зевать,

 А активно отвечать!

 

-Прошу вас, дети, ответить на мое приветствие хлопком в ладоши после той фразы, которую посчитаете обращением именно к вам.

— Здравствуйте те, кто пришел с улыбкой на урок.

— Здравствуйте те, кто готов творчески работать.

А сейчас каждая маленькая семейная группа возьмется за руки и пожелает друг другу успехов.

Дети слушают и  выполняют действия учителя.

Личностные:

положительное отношение к уроку, понимать необходимость учения;

следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

 

Метапредметные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Мотивация к учебной деятельности

 Цель:

мотивировать обучающихся к изучаемой теме

 

 

 

Создаю условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность с просмотра мультфильма

-Начнем наш урок с просмотра мультфильма «Кукушка и Скворец»

Смотрят мультфильм

Личностные:

 

 развивать  положительные  мотивации  и познавательный интерес к изучению темы;

3.Формулирование темы, цели и задачи урока

 Цель:

 создание условий для формулирования темы и цели урока

детьми

 

 

 

Создаю условия к подведению темы и цели урока. Озвучиваю тему и цель урока.

-Кто догадался из моего приветствия к вам, из просмотра мультфильма о теме нашего урока?

-Да, сегодня мы поговорим о православной семье.

-Сформулируйте цели и задачи урока.

 

 

-Будем говорить о семье.

 

 

 

 

-Узнаем , что такое  православная христианская семья.

-Узнаем, как образуется семья (таинство венчания).

-Познакомимся с православными семьями.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя .

 

 

4. Актуализация опорных знаний.

 а) определение понятия «семья»

 

Цель:

создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) качества идеального мужа и жены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Таинство венчания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) ценности христианской семьи на примере жизни святых Петра и Февронии и святых царственных страстотерпцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д) царская  семья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Счастливая многодетная семья

Цель: рассказать о том, как хорошо и весело можно  жить в многодетной семье.

Узнаю, что знают дети о семье с помощью вопросов. Веду интересную беседу о святых Петре и

Февронии, царской семье

-Дети, как вы понимаете, слово «семья»?

-А сейчас узнаем, как раскрывается это понятие в разных источниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Именно в семье возможна настоящая любовь, бережная забота взрослых и детей друг о друге. В семье нужно много трудиться, учиться довольствоваться малым, тем, что есть, иначе случится, как в сказке А.С. Пушкина « О рыбаке и рыбке», можно остаться у разбитого корыта.

-Возьмите карточку и напишите, какими качествами должен обладать муж, что он должен делать? И какими качествами должна обладать идеальная жена, что она должна уметь делать?

 

 

-У каждого в семье есть свои обязанности. Любовь не терпит равенства. Поэтому у каждого из нас  есть свое предназначение, кто-то физически сильнее, а кто-то слабее, кто-то может выполнять тяжелую работу, а кто-то петь колыбельные песни малышам. Муж- глава семьи, кормилец, жена- хозяйка и воспитатель детей, помощница мужа, от нее зависит «погода» в доме.

— А кто еще должен быть в семье?

-Какая  есть главная заповедь  о семье ?

-И снова я зачитаю дневник императрицы Александры Федоровны: «Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим…»

-А как можно проявить любовь к ближнему?

 

 

 

Мы поговорили о том, какими должны быть идеальные муж и жена, что они должны уметь делать. Но есть еще одно важное занятие в христианской семье. Это –молитва совместная, а также друг за друга. Брак- это благословение Божие, без Бога невозможно сохранить добрые отношения в семье, воспитать хороших детей. Поэтому надо по возможности всем вместе молиться утром, вечером, перед едой и после, в сложных жизненных обстоятельствах.

-Какое есть в Церкви важное христианское Таинство при создании семьи?

-Давайте  узнаем, что это такое? (учебник стр.86)

— Есть у нас особые святые, которые являются образцом православной семьи. Кто это, кто знает?

Давайте познакомимся с жизнеописанием святых Петра и Февронии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какие семейные ценности можно выделить, читая житие Петра и Февронии?

-Настоящая любовь не умирает и это видно на примере святых Петра и Февронии, даже физическая смерть не разлучила их.

-Ребята, когда вы слышите слова «царь», «царица», что вы себе представляете?

-Но Николай Александрович и Александра Федоровна Романовы свое предназначение видели в другом. Своих детей-дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексея- они приучали жить по христианским заповедям. Царская семья –это идеал любви и образец семейной жизни. Будущие супруги встретились, когда Николаю было 16 лет , а Алисе-12 лет. И между ними зародилась дружба, которая с годами крепла, перерастая в самоотверженную любовь. В 21 год он пришел к своим родителям за благословением на брак с его любимой. Но ответ отца был краток: «Ты еще молод, ты- наследник Российского престола, ты обручен с Россией, а жену мы еще успеем выбрать.» И еще 5 лет ждали молодые люди, когда им разрешат создать семью.

-Посчитайте, сколько же лет ждал Николай II разрешения отца на свадьбу?  В 16 лет увидел свою суженую, в 21 год просил разрешения отца на свадьбу и еще ждал 5 лет?

-Как вы думаете, это много или мало?

-Да, только настоящая любовь выдержит испытание временем.

-Во главу воспитания детей было положено благочестие. На праздничные и воскресные службы ходили всей семьей, читали молитвы, любили посещать монастыри и святые места. В царской семье считали, что дети не должны сидеть без дела. Уроки, рукоделие, прогулки на свежем воздухе- вот обычный круг занятий царских детей. Царица и ее дочери вышивали покрова и рассылали их по монастырям и бедным церквам. И царица и ее супруг, подавали живой пример детям своими поступками. С начала I мировой войны царица с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, ежедневно они ухаживали за ранеными. Господь сподобил членов царской семьи принять мученическую кончину в один день и час. В ночь на 17 июля 1918 г. вся царская семья и слуги были зверски убиты в Екатеринбурге. Ныне они прославлены в лике святых.

-Можно считать эту семью православной или нет? Докажите.

 

-Какая семья считается многодетной? В нашем классе есть ребята из таких семей, но самая многочисленная семья – это семья Паниной Вирсавии, давайте послушаем её небольшой рассказ о своей семье

 Подвожу итог, как важна семья, опираясь на просмотр мультфильма, на знания детей. Сообщаю о празднике, руковожу групповой работой.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

 

-До революции все семьи в России были многодетными. Детей дает Бог, Он же посылает средства для их возрастания. Посмотрите, как живут многодетные семьи. Казалось бы, в трудное время они должны быть бедными, а они не бедные. Должны быть грустными, а они радостные. И куда более довольные и счастливые чем те, у кого мало детей. Потому что « у кого детей много, тот не забыт у Бога».

— А сейчас вспомните мультфильм, который мы смотрели и скажите, в чем разница между Скворцом и Кукушкой? Как они относились к своим детям?

 

-Почему погибла Кукушка? Что спасло Скворца?

 

 

-Завершая наш урок, хочу вас спросить, а есть ли такой праздник, посвященный Дню семьи, любви  и верности? Когда его отмечают? 8 июля в честь союза Муромских святых Петра и Февронии.

Символом этого праздника  является какой цветок?

 

-Достаньте из конверта ромашки и напишите на лепесточках, что вы хотите видеть в своей семье, чтобы у вас была счастливая семья?

 

 

Дети отвечают.

(на столах у учеников разные источники информации)

Толковый словарь В.И.Даля: «Семья-совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью.»

 Из книги «Семья. Прочность, цель и назначение» : «Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел, устраняет своё благосостояние внешнее от внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными.»- святитель Феофан Затворник.

Библия: « оставит человек отца  своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Послание апостола Павла к Ефесянам гл.5, ст.22-33)

Дневник русской императрицы, супруги государя Николая II Александры Федоровны:

«Брак- это благословение Божие человеку. Смысл брака- в том, чтобы он делал жизнь и мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл. А оба выиграли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муж: сильный, трудолюбивый, добрый, любящий, иметь золотые руки, заботливый, работящий…

Жена: добрая, внимательная, хорошая хозяйка, любящая, заботливая, ласковая…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дети, бабушки и дедушки.

-Дети должны почитать отца и мать свою, помогать им по мере сил.

 

 

 

 

 

 

— В добрых поступках, в приветливых словах, в словах поддержки, в умении уступить, попросить прощения…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Венчание.

Дети читают.

 

 

-Муромские святые Петр и Феврония.

 

Два ученика рассказывают.

-Благочестивый князь Петр княжил в Муроме с 1203 года. Однажды Петр заболел страшной болезнью-проказой, от которой никто не мог его излечить. И вот в сонном видении князю  было открыто, что ему поможет благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Князь Петр поехал в указанное место, повстречал Февронию, крепко полюбил ее и дал обещание жениться после исцеления. Благочестивая Феврония, обратившись к Богу, вымолила его исцеление, после чего пара обвенчалась.

-Однако муромские бояре не захотели видеть простую крестьянку, сказав Петру: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром». Верный долгу христианского супруга, Петр отказался от княжества и уплыл с супругой по Оке из родного города. Феврония утешала его: « Не печалься, князь, милостивый Бог не оставит нас в нищете».

-В Муроме же скоро возникли раздоры, искатели власти схватились за мечи и многие из них умерли злой смертью. После чего бояре вынуждены были просить князя Петра и княгиню Февронию возвратиться в Муром.

-Правление Петра было счастливым и милостивым. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, покоили странников, облегчали участь несчастных.

-В старости святой благоверный князь принял монашеский постриг с именем Давид. Феврония также постриглась в иночество с именем Евфросиния. Скончались они 25 июня 1228.

-Вот как это было. Пронеся любовь друг к  другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал , что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония  золотым шитьем вышивала воздух- покрывало Чаши для Причастия. «Пусть подождет, мне надо закончить…»-просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и затихла навеки.

-Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза и похоронили супругов вместе.

 

-Верность Богу и друг другу — оба приняли монашество, не отказались друг от друга в трудную минуту.

 

 

 

 

Праздники, пышные балы, красивые платья, веселая жизнь, дворец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Всего 10 лет.

 

 

 

 

-Много.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да. Детей воспитывали в трудах, молитвах, скромности. В семье была любовь, взаимное уважение, вера в Бога.

— Семья, в которой 3 и более детей.

Рассказ ученицы о членах её семьи, о домашних обязанностях детей в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кукушка подбрасывала свои яйца  в гнезда других птиц, предпочитая развлекаться, а не заботиться о своих птенцах. Скворец трудился, кормил и воспитывал малышей, радуясь этому.

-Кукушка оказалась одна, когда на нее напал Коршун, а за Скворца вступилась вся его семья.

 

 

-Да. Отмечают летом, в июле.

 

 

 

 

-Ромашка.

 

 

Под «Гимн Любви» дети выполняют задание, а потом прикрепляют свои ромашки к своим фотографиям ( на доске открывается стенгазета с фотографиями семьи)

 

Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

уметь ценить и принимать следующие семейные  ценности:  «любовь», «верность», «семья».

 

 

Коммуникативные:

формировать умение договариваться, находить общее решение, уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной   форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные:

понимать и принимать  ценностные составляющие христианской семьи;

 

 

 

 

 

Личностные:

воспитание уважительного отношения к старшим и близким людям.

 

 

 

Предметные:

понимать значения религиозной морали в выстраивании  благоприятных отношений в семье.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.

 

Личностные:

проявлять интерес к учебному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

умение вести диалог с учителем, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя,  уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 

Личностные:

проявлять интерес к учебному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: готовность слушать собеседника, проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

5.Рефлексия.

 Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

 

 

 

Организую рефлексию, самооценку учебной деятельности, подвожу итог.

Выберите любое начало предложения и закончите его:

-Сегодня мы поняли…

-Сегодня  мы задумались…

-Больше всего нам понравилось…

-Самым интересным сегодня для нас было…

-Самым сложным для нас сегодня было…

 

 

 

 Оцените свою работу,

показав карточку зелёного цвета, кому всё было ясно на уроке и может сделать для себя выводы;

— жёлтого цвета- не совсем разобрался;
— красного цвета- не понял

 

 

 

 

 

 

Дети проводят самооценку.

Регулятивные:  прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, развивать умения давать оценку своей работы.

 

Коммуникативные:

формировать умение

 договариваться,

 находить общее решение, уметь

 оформлять свои мысли в устной

  и письменной   форме.

 

6. Домашнее задание

Даю комментарий к домашнему заданию, предлагаю на выбор домашнее задание:

1)  Какие обязанности выполняете вы сами? Всегда ли это получается? Напишите небольшое сочинение о своих обязанностях, которые вы сможете выполнять, согласуясь  с кем-нибудь из взрослых. Красиво оформите свое сочинение.

2) Найдите пословицы о семье.

 

-А какое задание  выбы еще предложили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нарисовать рисунок о своей семье, найти и прочитать стихи, рассказы о семье.

Регулятивные:

формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу, самостоятельность

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет