X-PDF

Технологическая карта урока по русскому языку Правописание суффиксов и приставок

Поделиться статьей

Предметнаяобласть:русский язык

 УМК:«Школа России»

Тип  урока: урокрешения частных задач

Тема: Правописаниесуффиксов и приставок

Класс: 3
Разработал: Филистеева А.А. учитель начальных классов, первой квалификационной категории

Цель:организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанногонаписания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным вкорне слов, приставке и суффиксах.

Учебныезадачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижениеличностных результатов:

v  ориентация на понимание причин успеха в учебнойдеятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

v развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций;

v формированиеположительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностейучащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.

2.Учебные задачи, направленные  надостижение метапредметных результатов обучения:

·        коммуникативных УУД:

v  формированиеумения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зренияи аргументировать ее;

v  формированиеумения   грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

v  развитиенавыков сотрудничества в статичных  парах и группах сменного состава;

v  формироватьумение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде иосуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выборматериалов, инструментов).

·        регулятивных УУД:

v  формированиеумения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебнойдеятельности,

v  формированиеумения планировать, координировать, контролировать и оценивать своюдеятельность;

v  формированиеначальных форм познавательной и личностной рефлексии.

·        познавательных УУД:

v  формированиенавыков работы с учебной информацией;

v  формированиеумения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получениеминформации из учебной и научной литературы;

v  развитиеумения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е.формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знаниена основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);

v  формированиеспособности решать проблемы поискового характера;

v  формированиеумения работать с ИКТ;

3.Учебные задачи,  направленные надостижение предметных результатов обучения:

v включениеучащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;

v созданиеусловийдля отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквамибезударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне,суффиксе или приставках на письме;

v включениеучащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

Оборудованиеурока:Проектор,экран, ноутбуки, электронноеприложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточкидля групп, для игры «Разведчики», иллюстрация ели, елочных шаров для рефлексии.

Формыорганизации познавательной деятельности: работа в парах,групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.

 

Прогнозируемыйрезультат:учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученнымиорфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением кУМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.

Содержание взаимодействия педагога иучащихся

№ п/п

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

 

 

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд,  за новыми знаниями!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания;

Коммуникативные:

— формирование  умения слушать и слышать.

2.

Проверка домашнего задания.

 

Выявляет степень усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала.

 

— Какое задание выполняли дома?

 

 

 

 

 

— Назовите слова с приставками.

 

 

 

— Что вы скажите о гласном звуке в приставке?

— Как пишутся приставки?

— Умение определять части слова, находить  в словах орфограммы понадобятся вам сегодня на уроке.

Отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова, формулируют правила.

Упражнение  253. Списать пословицы, вставить подходящие по смыслу приставки.

 

-Осудит, рассудит, заварил, расхлебывай, заговорил, договаривать.

Он безударный.

-Всегда одинаково, независимо от произношения.

Личностные:

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные:  формирование начальных форм рефлексии;

Познавательные:

— самостоятельное  выделение нужных слов и формулирование правил

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;

3.

Чистописание.

 

Предлагает записать число, дать характеристику согласному звуку.

 

На доске запись:

ЛлЛ    лЛл
ал    ел   ол  ил

 

-По образцу напишите букву Лл строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.

-Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. Оцените свою работу. (!, +,-)

Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.

 

Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно».

Регулятивные:

формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма

4.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Лексико-орфографическая работа

 

Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

 На слайде слова:

Ёлочка, холод, ель, захолодало.

 

— Назовите орфограммы в данных словах.

— Найдите лишнее слово. Докажите свой ответ.

— По какому признаку слова можно разделить на две группы?

— Запишите однокоренные слова через дефис. Выделите в них корень.

— Какая часть слова участвовала в образовании слов?

— Сформулируйте тему урока.

— Какие задачи будем решать?

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Учащиеся вступают в диалог и отвечают на поставленные вопросы,

записывают однокоренные слова, выделяют корни, приставки и суффиксы.

 

 

 

 

 

Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока.

 

 

Познавательные:

самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные:  развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;

Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

5.

Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок

 

а) Работа над предложением.

 

 

 

 

б) Работа по учебнику упр. 254

 

 

Организует подводящий диалог, уточняет правило правописания приставок и суффиксов.

— Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу:

Большой берёзе жарко летом.

(Слайд 1)

— Как называются слова противоположные по смыслу? Что может помочь в выполнении этого задания?

— Какие слова вы можете сразу заменить антонимами?  Составьте предложение.

 

-О каком празднике идет речь в этой песне?

 

Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.

— Прочитайте.

-В какой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание.

— Пользуясь памяткой 6 на стр.146-147, подготовьтесь к письму по памяти.

Самопроверка по учебнику. (!, +, -)

 

Вступают в диалог, подбирают антонимы, используя словарь.

 

 

 

-Словарь антонимов

 

Маленькой елочке холодно зимой.

 

 

 

 

Находят и отмечают наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. 

Записывают текст по памяти, осуществляют самопроверку.

Регулятивные: освоение доступных способов       изучения   (наблюдение, сравнение, классификация и др.) с получением информации из учебной литературы; формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность

 Коммуникативные: умение слушать,    грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме

Познавательные: самостоятельное  выделение  нужной информации;

развитие умения активно использовать   памятки и словари,

Предметные:  развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.

6.

Работа в группах. Игра «Разведчики»

 

Организует игру «Разведчики» с учетом ошибок, допущенных учащимися при выполнении предыдущих работ.

Детям раздаются карточки, на которых написано:

 ник, в, ист, лес, при, свет, под, ик и т.д.

У капитанов карточки со схемами:

 

 

В результате получается 3 группы: «Приставка», «Корень»,  «Суффикс».

— Вспомним правила работы в группе:

Представленная информация была полезной?
ДА
60.24%
НЕТ
39.76%
Проголосовало: 1265

Группой работайте,

Дружно, согласно,

Тогда все получится

Просто прекрасно.

Чтоб работу выполнять,

Нужно всем заданья дать.

Всю работу разделить,

Никого не позабыть.

Помогать друг другу нужно

И работать вместе дружно.

А когда закончим дело,

Поднимаем руки смело.

 

— Критерии оценивания работ:

1. Справились с работой.

2. Работа выполнена  аккуратно.

3. Содержание соответствует заданию.

4. Выступали грамотно.

 

Подготавливает предметную среду для каждой группы.  Выполняет роль консультанта — фасилитатора.

— Возьмите инструкционные карты и, следуя пунктам плана, начните работу.

Содержание групповой работы (см. Приложение) 

 

 

Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.

 

 

 

 

 

 

Повторяют правила работы в группе.

 

 

Знакомятся с критериями оценивания.

 

Работают по инструкционной карте.

Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности

Записывают слова с заданной орфограммой. Объясняют, доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами.

 

Работают с орфографическим словарём.

При необходимости помощи учителя поднимают знак: ?.

Осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выпол­ненной письменной работы и отчете о проделанной работе.

Личностные:

-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы — ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

— готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Познавательные:

умение работать с информацией,   развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

развитие умений работать в группах сменного состава, распределять роли и функции совместной деятельности;

формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7

Отчет групп.

Самооценка и оценка проделанной работе.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник.

Личностные:

— оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

— умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

7

Контроль и оценка знаний.

Работа с ноутбуками.

 

 

Организует КОД.

 

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

 

-Смогли ли мы её достичь?

 

Организует деятельность по проверке знаний с учетом индивидуальных особенностей детей на индивидуальных ноутбуках.

— Выполните проверочную работу в ноутбуках. Оцените свою работу.

 

 

Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока.

 

 

Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её.

Подводят итог

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Коммуникативные:

формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов).

Познавательные:

— самостоятельное решения проблем  поискового характера;  развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;  формирование умения работать с ИКТ;

Регулятивные:

формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

— умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

8

Домашнее задание.

 

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Выбрать  одно из заданий:

упр. 256. в учебнике списать, вставив пропущенные буквы,

составить свой текст – описание;

 упр. 178 в рабочей тетради

 

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Личностные:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

Регулятивные:

 — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

— преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

— самостоятельное формулирование познавательной цели;

— построение логической цепи рассуждений;

— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

9

Рефлексия.

 

Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.

 

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакат, который я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает елочке?

b_b1ca821291475223.jpg

 

— Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то выбирайте красный шарик, а если вам всё понравилось, но не всё получилось,  ёщё допускаете ошибки – желтый, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – синий.

0_74bd0_48636caa_XL.png           12.jpg            1262539237.jpg

 

 

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 — оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные:

— умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Инструкционная карта для 1 группы

 

1.     Распределите обязанности в вашей группе:

·        Чтец(читаетзадания для группы);

·        Исследователь (находитнужные слова в упражнении);

·        Критик (ищетнедостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранениянедостатков);

·        Художник(оформляет материал);

·        Докладчик(выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатахработы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)

2.     Прочитайте слова упр. 255

3.     Найдите и выпишите слова сприставками.

4.     Подготовьте отчет о работегруппы.

 

Карточка — помощник

Наша группа работала надправописанием _________________. Написание ____________ не зависит отпроизношения. Чтобы правильно обозначить буквой __________________________________ или ________________________________________, надо вспомнитькак пишется эта ____________________ или проверить её написание по______________.

 

 

Инструкционная карта для 2 группы

1.      Распределитеобязанности в вашей группе:

·        Чтец(читаетзадания для группы);

·        Исследователь (находитнужные слова в упражнении);

·        Критик (ищетнедостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранениянедостатков);

·        Художник(оформляет материал);

·        Докладчик(выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатахработы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)

2.      Прочитайте слова упр. 255

3.      Повторитеправило стр. 123

4.      Найдите и выпишите слова с пропущенными буквами в корне. 

5.      Подготовьте отчет о работе группы.

 

Карточка — помощник

Нашагруппа работала над правописанием _______________________ согласных.________________________ согласные встречаются в словах _______________________

___________________________________________________________________________

Написаниеслов с _________________________________ надо ______________________

 

 

Инструкционная карта для 3 группы

1.      Распределитеобязанности в вашей группе:

·        Чтец(читаетзадания для группы);

·        Исследователь (находитнужные слова в упражнении);

·        Критик (ищетнедостатки, докладывает о них группе, предлагает способы устранениянедостатков);

·        Художник(оформляет материал);

·        Докладчик(выступает перед классом от имени своей группы, докладывает о результатахработы группы, т.е. преподносит «продукт» работы группы.)

2.      Прочитайте слова упр. 255

3.      Найдите и выпишите слова с пропущенными буквами в суффиксе. 

4.      Подготовьте отчет о работе группы.

 

Карточка- помощник

Наша группа работала надправописанием _________________. Правописание _______________________ надо ___________________ или проверить её написание по ____________________. В суффиксе _____ приизменении формы слова гласная _____________________. В суффиксе _____ приизменении формы слова гласная ______________________________.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.24%
НЕТ
39.76%
Проголосовало: 1265

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.24% НЕТ 39.76% Проголосовало: 1265


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.24% НЕТ 39.76% Проголосовало: 1265


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.24% НЕТ 39.76% Проголосовало: 1265


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.24% НЕТ 39.76% Проголосовало: 1265


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.24% НЕТ 39.76% Проголосовало: 1265


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет