X-PDF

Технологическая карта урока по теме: Кислоты

Поделиться статьей

ГорячкинаТатьяна Иннокентьевна

МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск, Чернышевский район

Технологическаякарта урока

сиспользованием оборудования центра образования «Точка роста»

 

Примечание:

Учебник «Химия», О.С. Габриелян

Класс:*

8

Тема:*

Кислоты, их классификация и химические свойства

Цель:*

создать условия для изучения и обобщения физических и химических свойств оснований, сформировать у обучающихся познавательные универсальные учеб­ные действия

 

Задачи:*

1)Обучающие – сформировать понятие о кислотах как о классе электролитов, систематизировать знания о классификации кислот по различным признакам, охарактеризовать общие свойства кислот; 2) развивающие – сформировать умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать, выделять главное, делать выводы, выявлять зависимость свойств веществ от их состава и строения,  проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами; 3) воспитательные – воспитание положительной мотивации к обучению и культуры поведения, общения и умственного труда; воспитание научного мировоззрения на основе взаимосвязи свойств  и строения кислот; раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.

Тип занятия:*

Изучение нового материала с элементами исследования (комбинирован­ный урок).

Форма занятия:*

 Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Реализуемые технологии:*

 Технология проблемного диалога, исследовательская технология.

Методы и приемы:*

Метод проблемно-диалогического обучение, исследовательский, частично-поисковый.

Средства и оборудование:*

Компьютер; программное обеспечение Releon Lite датчик рН; стакан химический на 150 мл; бюретка на 25—50 мл; маг­нитная мешалка; резиновая груша; пипетка на 20 мл; штатив для электродов; штатив ла­бораторный; колба круглодонная; дистиллированная вода; соляная кислота, 0,1М раствор; 0,1М раствор гидроксида натрия; 1%-ный раствор фенолфталеина; гидроксид натрия; со­ляная кислота (1:2

 

Протяжённость занятия:*[1]

 один академический час .

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «кислоты», «Электролитическая диссоциация»

Уметь:  составлять характеристики общих химических свойств кислот с позиций теории электролитической диссоциации; составлять молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием кислот; наблюдать и описывать реакции с участием кислот с помощью естественного (русского) языка и языка химии; проводить опыты, подтверждающие химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности; работать с  таблицей растворимости кислот для прогнозирования возможных химических реакций кислот

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять наблюдения, делать выводы, осуществлять классификацию; интерпретировать информацию, представленную в виде рисунков и схем (аспект смыслового чтения).

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные —  строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные – формирование единой естественно-научной картины мира; понимание значимости естественно-научных знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту.

 

Этап урока

Цель этапа

Действие учителя

Предполагаемое действие обучающихся

Вводно-мотивационный

Проверка готовности учащихся, их настрой на работу

Приветствие учащихся,

Психологический настрой, включение в деловой ритм.

Используют речевые средства общения. Готовятся к началу урока.

Актуализация знаний

 Подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения.

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет  фронтальный контроль знаний:

  • Что называют электролитической диссоциацией? (Процесс распада электролита на ионы)
  • Какие вещества называются электролитами? (Это вещества, водный раствор или расплав которых проводит электрический ток.)
  • Что происходит в растворе с электролитом? (При растворении в воде электролиты распадаются (диссоциируют на ионы.)
  • Что является причиной диссоциации электролита? (Гидратация)
  • На какие ионы распадаются кислоты при диссоциации? (Катионы водорода и анионы кислотного остатка.)

— Работаем в парах над решением задачи:

1. Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы.

2. В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Ca2+ и Zn2+. Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.

 

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

 —  Из предложенного списка найдите «третий лишний»:

H2S, KOH, H2SO4

H2SO4, Na2SiO3, HNO3

HCl, H3PO4, Li2SO4

— По какому признаку были отобраны вещества? (Соли – лишние, остальные — кислоты)

 — Относятся ли кислоты к электролитам? (Да)

— Что вам известно про кислоты? Где с кислотами мы можем встречаться в жизни?

— Как вы думаете, какими свойствами могут обладать кислоты?

— Как данные свойства можем использовать мы?

— Где нам могут пригодиться эти знания?

— Какие могут быть кислоты?

Подводит к формулировке темы и целей урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

— Сегодня, на уроке мы рассмотрим классификацию и свойства кислот в свете ТЭД. С кислотами мы уже знакомились, сегодня более подробно разберём химические свойства.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

 

 

 

Выдвигают идеи

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Как классифицируют кислоты?

1. Приведите пример сильной кислородосодержащей кислоты;

2. одноосновной бескислородной слабой кислоты;

3. нерастворимой кислоты;

4. нестабильной кислоты.

— Дайте классификационную характеристику следующим кислотам:

1 группа: HNO3     2 группа: HCl      3 группа: H2SO4

4 группа: H2CO3   5 группа: H3PO4

Контролирует выполнение работы. Организует работу по исследованию проблемной ситуации. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний обучающихся.

Организует фронтальную работу обучающихся. Подводит обучающихся к раскрытию темы урока.

— Дайте определение кислоте с точки зрения электролитической диссоциации. (Это электролит, диссоциирующий в водном растворе на катион водорода и анион кислотного остатка.)

— Запишите уравнения электролитической диссоциации тех кислот, которым мы давали характеристику (по одному у доски)

— Какие это электролиты?

Рассказ о физических свойствах кислот, сопровождающийся демонстрацией образцов кислот.

Агрегатное состояние.  Жидкие и твёрдые (борная, лимонная, аскорбиновая). Кремниевая кислота по агрегатному состоянию напоминает желе.

Цвет. Большинство кислот бесцветные вещества, исключением являются концентрированные их растворы, многие имеют желтоватый оттенок.

Запах. Большинство кислот не имеют запаха, однако, у некоторых представителей (HCl, H2S, H2SO3, HNO3) запах резкий неприятный.

Вкус. Вкус кислот заключается в названии всего класса «кислоты – кислые», чтобы убедиться, что это действительно так, попробуйте таблетку аскорбиновой кислоты, которая выдана каждому на столе, кроме того проведём и профилактику гриппа.

— Некоторые кислоты являются настолько нестойкими, что выделить их в свободном состоянии невозможно. Приведите примеры.  Приведите соответствующие уравнения реакций. (Неустойчивые кислоты (угольная и сернистая) разлагаются на газ и воду:

         H2CO3 ↔ H2O + CO2↑          H2SO3 ↔ H2O + SO2↑)

— Ну, а теперь, наше внимание направлено на химические свойства.

— «Кислоты – едкие вещества, вызывающие сильнейшие ожоги, разрушают органические вещества» — данное высказывание можно часто услышать о кислотах. Так ли это?

Демонстрация опыта с сахарной пудрой, надпись на деревянной дощечке.

Я думаю, мы убедились, что кислоты действительно разрушают органические вещества.

— В чём сходство кислот? (В том, что при ЭД образуют катионы водорода, которые и обуславливают ряд общих химических свойств.)

— А как ведут себя кислоты с неорганическими веществами? Чтобы ответить на этот вопрос, вам всем предстоит на некоторое время стать исследователями.

Вы уже знаете, что реакция между кислотой и основанием называется реак­цией нейтрализации. Давайте запишем уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия.

— Как можно определить, что в результате протекания реакции кислота полностью прореагировала со щелочью?

 

Предлагаю провести реакцию нейтрализации в присутствии датчика рН и раствора индикатора — фенолфталеина. (работа в группах).

Напоминаю о правилах обращения с кислотами и щелочами, а также работы с электроприборами (у вас на столах имеется оборудование и инструкция по работе). Просит учащихся указать признаки реакции и записать уравнение реакции, занести результаты наблюдений в таблицу и сделать выводы.

Следит за выполнением работы. При необходимости оказывает помощь обучаемым.

Второе свойство кислот – взаимодействие с металлами.

Демонстрирует взаимодействие цинка с раствором соляной кислоты.

— Давайте вспомним правила работы с электрохимическим рядом напряжений металлов. (Для того, чтобы прошла реакция взаимодействия кислоты с металлом, последний должен находится в ряду напряжений металлов до водорода.)

— Запишите уравнение данной реакции.

Взаимодействие кислот с солями является типичной реакцией обмена и протекает по тем же самым закономерностям, т.е. в случае образования осадка, газа или слабого электролита.

— Запишите уравнение данной реакции. (HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3)

 

 

 

 

Взаимодействие кислот с основными оксидами. Данный тип реакции идёт в случае образования растворимой соли. Если образующаяся соль нерастворима, то на поверхности твёрдого оксида образуется плёнка из этой соли, которая прекращает доступ кислоты к оксиду, т.е. не выполняется основное условие протекания химической реакции – соприкосновение реагирующих веществ. Поэтому подобные реакции не протекают.

Запишите уравнения реакции взаимодействия оксида кальция с соляной кислотой.

 

 

Отвечают на вопросы, называют признаки классификации кислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают квалификационную характеристику кислот по всем известным признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в коллективной беседе.

 

 

 

 

 

Записывают диссоциацию кислот.

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1489

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают уравнения диссоциации кислот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за ходом эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия.

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Предполагают, что окончание реакции можно определить с помощью индикаторов и датчика рН.

 

 

 

Выполняют лабораторную работу, работая в парах; оформляют результаты изме­рений в тетрадях, занося данные в таблицу.

 Обсуждают результаты работы, указывают признаки реакции, формулируют выводы, наблюдают за выполнением опыта.

После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, демонстрирует результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнения химических реакций на доске. Составляют для данной реакции полное и сокращённое ионные уравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за ходом эксперимента, записывают уравнения реакции.

 

 

 

Работают с электрохимическим рядом напряжений металлов.

 

 

 

 

 

 

Составляют для данной реакции полное и сокращённое ионные уравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют для данной реакции полное и сокращённое ионные уравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление изученного

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу о химических свойствах кислот (общие свойства кислот определяются наличием в их растворах ионов водорода, а именно, кислый вкус, изменение окраски индикатора, кислоты, так же, как и щелочи, разъедают растительные и животные ткани). Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

Организует выполнение упражнения. Формулирует задание:

— Будут ли взаимодействовать следующие металлы с соляной кислотой: Zn, Mg, Cu, Ag, Hg, Fe, Sn, Li, Mn? Составьте возможные уравнения реакции.

— Возможны ли реакции между ортофосфорной кислотой и металлическим: Ca, Fe, Ni, K? Ответ обоснуйте. (Нет)

Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания

 

 

Осуществляют коллективную проверку

 

Подведение итогов занятия, рефлексия

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

— Что до сих пор остаётся непонятным?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

Домашнее задание

 

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

 §39, упр.1,2,4(а,б,в) с.241-242.

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1489

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1489


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет