X-PDF

Технологическая карта урока по теме СПП с несколькими придаточными (9 класс)

Поделиться статьей

Технологическаякарта урока по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»

 

 

№ п/п

Название этапа урока

Образовательные задачи урока

Деятельность учителя

Формируемые УУД и предметные действия

Деятельность учащихся

Приёмы работы

Мотивационно-ориентировочная часть (мотивационная)

1

Организационный момент (слайд 1)

Настрой на урок

Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости!

 

Приветствие учителя.

Громкий голос

2

Психологический настрой к уроку

Настрой на урок

Сегодня мы с вами продолжаем изучать синтаксис сложного предложения. И в этом нам помогут классики русской литературы.

 

Активное слушание,

настраиваются на работу

Беседа

3

 Актуализация знаний

(слайд 2)

 

 

 

 

 

(слайд 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 4)

 

 

 

 

 

(слайд 5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 6)

 

 

 

 

 

 

(слайд 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 8)

Повторить ранее изученный материал, знания о котором будем закреплять и использовать при изучении новой темы

Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы уже изучали ранее, для этого обратимся к приему «продолжите фразу…».

 

1.    Предложения по количеству грамматических основ можно разделить на … простые и сложные.

2.    Сложные предложения по наличию/отсутствию союзов делятся на … союзные и бессоюзные.

3.    Союзные сложные предложения можно разделить на … сложносочинённые и сложноподчинённые.

4.    Сложноподчинённые предложения по их значению можно разделить на три группы:… с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными.

 

Отлично. А теперь более подробно вспомним всё, что мы знаем именно о сложноподчинённых предложениях. Для этого снова обратимся к слайду.
Придаточные определительные отвечают на вопросы … какой? какая? какое? какие?
Относятся к … определяемым существительным.
Прикрепляются к главной части при помощи … союзных слов.

 

5.    Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы … косвенных падежей.
Относятся к … словам, которые имеют значения речи, мысли или чувства.
Прикрепляются к главной части при помощи … союзов, союзных слов и частицы ЛИ.

6.    Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы … смысловые.
Относятся к … всему главному предложению (чаще всего).
Прикрепляются к главной части при помощи  … союзов и союзных слов.

 

Замечательно. Но мы с вами знаем также, что вид придаточного предложения можно определить и по схеме.

Давайте обратимся к нашему следующему слайду, где вам представлены две схемы. Определите, какая из них соответствует СПП и почему?

 

n 1. [    ], союз [    ].

n 2. [    ], (союз/союзное слово  ).

 

Давайте попробуем прочитать следующие схемы. СПП с каким придаточным соответствует каждой из схем?

 

n 1. [    ], (потому что   ).

n 2. [   сущ.], (которые    ).

n 3. [   глаг.], (что   ).

 

Теперь давайте обобщим всю информацию, которую повторили, и проговорим алгоритм определения вида придаточного предложения.

 

n 1) Нахождение грамматических основ, разграничение главного и придаточного предложений.

n 2) Постановка вопроса от главного предложения к придаточному.

n 3) Нахождение союза/союзного слова в придаточном предложении.

n 4) Определение вида придаточного предложения с помощью вопроса и союза/союзного слова.

Познавательные: мышление, соотнесение понятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активное слушание,

отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают схему 2, аргументируют свой выбор.

 

 

 

 

 

1 схема – СПП с придаточным обстоятельственным.

2 схема – СПП с придаточным определительным.

3 схема – СПП с придаточным изъяснительным.

 

Проговаривают этапы алгоритма (на слайде постепенно появляются соответствующие пункты плана алгоритма)

Индивидуальная работа, опрос

4

Постановка проблемы и совместное формулирование темы

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 9)

 

 

 

 

(слайд 10)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 11)

Решение проблемы, формулирование темы, постановка целей и задач, план работы на урок

Итак, мы с вами вспомнили ранее изученный материал, выполнив задание под девизом «Я помню чудное мгновенье…», а именно чудные мгновения при изучении синтаксиса сложного предложения.
Эти прекрасные строки принадлежат нашему великому русскому классику Александру Сергеевичу Пушкину.
И чтобы определить тему нашего урока, обратимся к строкам из романа нашего писателя «Евгений Онегин».

 

Она вздыхала о другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

                                              

            … Свет решил,

Что он умён и очень мил.

 

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

 

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворов,

Ни карт, ни балов, ни стихов.

 

В каком предложении вы не смогли определить вид придаточного? Почему?

 

Верно! Как вы думаете, какова тема нашего урока…

 

Каковы цели нашего сегодняшнего урока?

 

Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классную работу и тему нашего урока

Регулятивные: постановка проблемной задачи и учебной цели, планирование

Личностные: самоконтроль

Познавательные: формулировка познавательной цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют вид СПП в данных примерах.

 

 

 

 

 

Находят предложение с несколькими придаточными.

 

 

 

 

 

Формулируют проблему (узнать виды СПП с несколькими придаточными) и тему урока.

 

 

Делают записи в тетради.

 

Проблемная задача (ситуация), исследовательская задача

Операционно-познавательная часть (содержательная)

5

Совместная работа

 

 

 

 

 

(слайд 12)

(слайд 13)

(слайд 14)

 

 

(слайд 15)

 

 

 

 

 

(слайд 16)

(слайд 17)

(слайд 18)

 

 

(слайд 19)

 

 

 

(слайд 20)

(слайд 21)

(слайд 22)

 

 

 

(слайд 23)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 24)

Изучение нового материала

Чтобы познакомиться с разными видами СПП с несколькими придаточными, обратимся к строкам романа «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, второго русского классика, чье творчество мы изучаем на уроках илтературы.

n Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским.

 

СПП с последовательным подчинением придаточных.

 

n Когда перевязали рану, она на минуту успокоилась и начала просить Печорина, чтоб он её поцеловал.

 

СПП с параллельным подчинением придаточных.

 

n Я, который привык к хорошему обществу, который так короток с её петербургскими кузинами и тётушками, не стараюсь познакомиться с нею.

СПП с однородным подчинением придаточных.

 

Итак, ребята, на примере данных предложений мы узнали, какие существуют виды СПП с несколькими придаточными.

Познакомились с вертикальными схемами, которые помогают наглядно увидеть различия между СПП с несколькими придаточными.

 

На экране вы видите обобщающую таблицу по новому материалу.

Регулятивные: самоконтроль, коррекция действий

Коммуникативные: умение работать в паре, в группе

Познавательные: поиск и отбор информации, построение высказывания

Записывают предложения в тетрадь, обозначают графически грамматические основы, союзы и союзные слова, строят схемы к предложениям (ученики работают параллельно с комментированием учителя).

 

Знакомятся с видами СПП с несколькими придаточными.

 

Знакомятся с вертикальными схемами (новый вид схем).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дублируют таблицу к себе в тетрадь.

Использование учебника, дополнительной литературы; групповая работа, парная работа, индивидуальная работа

6

Совместная работа (продолжение)

Изучение нового материала. Систематизация.

А теперь обратимся к вашему учебнику.

Откройте, пожалуйста, пар.14 на с.112-114.

Давайте еще раз проговорим, о каких видах СПП с несколькими придаточными мы сегодня узнали. Сравним информацию с теорией в учебнике.

 

Читают теоретический материал в учебнике.

Разбирают примеры пар.14.

 

7

Отработка навыков работы с теорией. Самостоятельная работа.

Самопроверка

(слайд 25)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация и обобщение

А сейчас попрошу вас быть очень внимательными и прислушиваться к ответам одноклассников.

Выполним упр.235. Разберем по одному предложению из каждого пункта.

 

1 предложение с последовательным подчинением.

 

2 предложение с параллельным подчинением.

 

3 предложением с однородным подчинением.

 

Познавательные: выбор способов решения задач

Регулятивные: самоконтроль

Личностные: самооценка

Устно проговаривают грамматически основы предложений, определяют главную и придаточные части, задают вопросы, называют союзы и союзные слова.

Письменно составляют схемы к предложениям (горизонтальные и вертикальные).

 

Озвучивают свои варианты получившихся схем. Сверяются с образцом на слайде.

 

Трансляция, работа по образцу (по шаблону) (репродуктивные задания)

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Формирование и отработка умений и навыков.

Индивидуальная работа

 

 

 

(слайд 26)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 27)

Настрой на задание

А сейчас вы поработает самостоятельно.

 

Итак, перед вами упр.236.

Ваша задача – определить в каждом предложении вид СПП с несколькими придаточными и записать его в тетрадь в соответствии с номерами предложений (сами предложения и схемы к ним записывать не надо).

 

n  1) последовательное

n  2) параллельное

n  3) однородное

n  4) однородное

n  5) последовательное

n  6) последовательное

 

Проверьте себя.

Кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.
Кто допустил одну ошибку? Две? Неплохо.

Давайте разберем неправильные ответы.

 

А сейчас обратимся ко 2 заданию из варианта ОГЭ, где встречаются СПП с несколькими придаточными.

 

Безымянный1.png

Познавательные: выбор способов решения задач

Регулятивные: самоконтроль,

Личностные: самооценка

Самостоятельная работа в тетрадях по упражнению.

 

 

 

 

 

 

 

Проверка.

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

Комментируют и исправляют ошибки одноклассников.

 

Самостоятельная работа (устная).

 

Озвучивание ответов. Проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Трансляция, самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор задания из варианта ОГЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая)

9

Подведение итогов. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 28)

Соотнесение целей и задач урока с результатом.

Оценивание работы

Итак, давайте подведём итоги нашего сегодняшнего урока.

Какова была тема урока?

Какие цели и задачи мы поставили?

Добились ли их?

 

Какие же виды СПП с несколькими придаточными вы узнали?

 

Как вам работалось?

Продолжите, пожалуйста, фразу

 

n Сегодня на уроке я…

n Я встретился с трудностью при…

n У меня хорошо получилось…

n Мне это необходимо для…

n Сегодня я узнал…

n Было интересно…

n Было трудно…

n Я понял, что…

n Мне захотелось…

 

Познавательные: постановка цели ликвидировать пробелы самостоятельно

 

Регулятивные: осуществление контроля и коррекция действий

Подводят итоги

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжить фразу

10

Домашнее задание (дифференцированное)
(слайд 29)

 

Открываем дневники, записываем домашнее задание.

—  упр.239;

—  *работа в интерактивной тетради SkySmart.

 

 

Записывают задание в дневник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытогоурока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённыепредложения с несколькими придаточными»

 

Тип урока(дистанционное занятие):

урок усвоения новых знаний

 

Цели и задачи:

·        повторить основные группы СППпо их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм дляопределения вида придаточного предложения;

·        дать понятие о видах СПП снесколькими придаточными;

·        познакомить с терминамиоднородное, последовательное, параллельное подчинение;

·        научить строить схемы СПП снесколькими придаточными.

 

Формы учебной деятельности:

— фронтальная;

— работа с учебником;

— индивидуальная работа.

 

Методы обучения:

-исследовательский;

— словесный;

— наглядный.

 

Оборудование:

— компьютер/телефон;

— опорный конспектурока;

— обучающаяпрезентация;

— учебник.

 

Структура урока:

1.      Организационныймомент (приветствие учащихся; проверить присутствие на уроке)

2.      Психологическийнастрой к уроку

3.      Актуализациязнаний

4.      Постановкапроблемы и совместное формулирование темы

5.      Совместнаяработа

6.      Совместнаяработа (продолжение)

7.      Отработканавыков работы с теорией. Самостоятельная работа. Самопроверка

8.      Формированиеи отработка умений и навыков. Индивидуальная работа

9.      Подведениеитогов. Рефлексия

10.  Домашнеезадание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей