КоролеваТ.А.
Учительначальных классов
МАОУ«СОШ № 130 г.Челябинска»
г.Челябинск
Технологическаякарта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-м классе
натему «Правописание слов с разделительным мягким знаком»
Тип урока: |
Урок открытия (освоения) новых знаний и видов учебных действий |
|||||||||||||
Авторы УМК: |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. |
|||||||||||||
Цель изучения: |
Содержательная: расширить понятие о разделительном мягком знаке и написании разделительного мягкого знака в словах. Деятельностная: научить соотносить произношение слова и его написание; учить писать слова с разделительным мягким знаком.
|
|||||||||||||
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные: Формировать познавательный интерес к изучению русского языка, активность его изучении. Метапредметные: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей. Познавательные: сравнивать языковые единицы (звуки, слова) при написании в словах разделительного мягкого знака и без него; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, с помощью учителя формулировать цель. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику. строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Предметные: Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я находить место орфограммы в слове.
|
|||||||||||||
Оборудование: |
ПК, проектор, колонки |
|||||||||||||
Образовательные ресурсы: |
Учебные и методические пособия в соответствии с программой «Школа России», презентация, ЦОР: РЭШ. Урок 58. Разделительный мягкий знак. Русский язык, 2 класс — https://resh.edu.ru/subject/lesson/5324/start/202515/
|
|||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|||||||||||
— Всем, всем добрый день! Прочь с дороги нашей, лень! Не мешай учиться! Не мешай трудиться! -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Проверьте, все ли готово у вас к уроку русского языка. Начинаем урок. Я уверена, что каждый сегодня сможет узнать новый и интересный материал и научиться применять знания в письменной речи. |
Приветствует обучающихся. Мотивирует на предстоящую работу. |
Приветствует учителя. Организует свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте. Настраивается на урок |
Формируется познавательный интерес |
|||||||||||
|
||||||||||||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|||||||||||
— К нам сегодня на урок вновь пришел Почемучка. Вы же помните, почему у Почемучки такое имя? Он принёс нам картинку. Кого мы на ней видим? Миша сказал: «Я полю грядки». Маша сказала: «А я полью грядки». Кто из них сказал неправильно? Они оба сказали правильно! Какие два слова в их высказываниях похожи по звучанию? Какое различие в произношении этих слов вы слышите? Посмотрите на написание этих двух слов: ПОЛЮ-ПОЛЬЮ. Какой звук вы слышите после звука [л’]? Чем отличается написание слов? А по значению слова отличаются? Что означает каждое слово? В русском языке мягкий знак нужен не только для того, чтобы указывать на мягкость предшествующего согласного в корне слова. Какую ещё работу выполняет мягкий знак в корне слова? Сформулируйте тему нашего урока. Именно с этим вопросом и пришел к нам Почемучка. Какие цели мы перед собой поставим? Сравните нашу формулировку с вопросом Почемучки (тема урока с. 31)
|
Активизирует мыслительные процессы обучающихся. Вызывает затруднения в сопоставлении звуковой и буквенной оболочке слов, лексического значения слов. Подводит к необходимости открытия нового знания
|
Принимает учебную задачу, поставленную учителем. Соотносит результат выполнения задания с поставленным вопросом. |
Формируется познавательный интерес к изучению русского языка. Принимают поставленную задачу. Сравнивают языковые единицы (звуки, слова) при написании в словах разделительного мягкого знака и без него. Воспринимают и формулируют речевые высказывания. |
|||||||||||
|
||||||||||||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|||||||||||
— Давайте поработаем со второй парой слов (упр. 51). Какие два слова мы видим во втором столбце? Что означает первое слово? Изобразите, что значит «солю (капусту)». Объясните лексическое значение слова «солю». Что обозначает слово «солью»? Прочитайте вопросы под картинкой. Подчеркните слова – задания к этому упражнению. Что должны сделать сначала? Потом? Каково будет последнее действие с этим упражнением? Какое место в слове «полью» нам с вами пока еще трудно написать? Какую подсказку мы можем себе составить? Давайте проверим: мы ответили на первый вопрос? На второй? Третий? Какие предложения мы записали?
|
Подводит учеников к осознанию, в чем именно состоит затруднение при написании слова с разделительным мягким знаком. |
Анализирует звуковой состав слова. Определяет место затруднения. Составляет алгоритм преодоления затруднения. Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503 |
Соотносят звуковые единицы (звуки, слова). Планируют действия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль выполненных действий. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
|
|||||||||||
|
||||||||||||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|||||||||||
— Какой вывод о написании мягкого знака в словах мы можем сделать? Когда мы должны его писать в словах? Давайте прочитаем сведения о языке «Обратите внимание» и сравним наш вывод с выводом в учебнике. Следующее упр. 52. Прочитайте задание. На какой вопрос мы должны ответить? Что нужно сделать в упражнении сначала? Что нужно сделать в тетради? Как будем подчеркивать мягкий знак? Буквы, перед которым он пишется7 Выполните задание. Проверьте, что мы должны были сделать? Что сделали? Как подчеркнули мягкий знак? Как подчеркнули буквы е, ё, ю, я, и? Прочитаем правила на с. 32, 33 |
Организует закрепление нового материала |
Планирует действия по решению учебной задачи. Сопоставляет результат выполнения с заданиями к упражнению. Делает вывод. Работает с текстом (правило). |
Планируют действия по решению учебной задачи. Соотносят полученный результат с поставленной задачей. Устанавливают соответствие между произношением и написанием слова с разделительным мягким знаком и без него. |
|||||||||||
|
||||||||||||||
Содержание
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
|||||||||||
— Выполняем упр. 53. Объясните, почему в данных словах надо писать разделительный мягкий знак. Что нужно записать в тетрадь?
|
Организует выполнение пробного учебного действия. Организует взаимопроверку по образцу, написанному в учебнике.
|
Выполняет задание согласно поставленным задачам. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.
|
|||||||||||
|
||||||||||||||
Содержание
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД)
|
|||||||||||
— Поменяйтесь тетрадями. Найдите в учебнике слово, которое записал ваш сосед по парте. Проверьте, правильно ли оно записано. Если правильно, поставьте рядом с ним карандашом «+».
Найди в тексте слова с разделительным мягким знаком. Подчеркни их. Илья и Дарья – брат и сестра. Они часто вместе рисуют. Мальчик рисует зимний лес. Вот ель и сосна. Под елью большой сугроб. На снегу следы зверей. А у девочки на рисунке птичья столовая. Тут воробьи и синички клюют корм. Что нужно было сделать в задании? Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (Текст задания распечатан, материал взят из РЭШ, проверка производится по экрану). Упр. 54: догадайтесь, какие буквы пропущены. Почему надо писать мягкий знак в этих словах? Какой это мягкий знак: разделительный или показатель мягкости? Почему? Как называется эта орфограмма? Выполните упражнение. Сверьте с образцом: рядом с каждым правильно написанным словом поставьте карандашом «+». |
Организует взаимопроверку и самопроверку усвоения новых знаний и сформированности учебных действий по работе со словами с разделительным мягким знаком. |
Проверяет выполненное задание товарища, оценивает правильность его выполнения. Проверяет свою работу, сопоставляя ее с образцом. |
Соотносят результат своей деятельности и деятельности своего товарища с поставленной учебной задачей. Проявляют уважительное отношение к собеседнику.
|
|||||||||||
|
||||||||||||||
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
|||||||||||
— Какую цель мы сегодня перед собой ставили на уроке? Как мы можем ответить Почемучке: когда же в словах пишется разделительный мягкий знак. Поставьте карандашом под своей работой в тетради «+», если вы хорошо поняли, когда в словах надо писать разделительный мягкий знак. «-» — если вам непонятно, когда в словах надо писать разделительный мягкий знак. «?» — если остались вопросы по сегодняшнему материалу, сомневаетесь в своих знаниях. |
Организует рефлексию учебной деятельности и формированию умения писать слова с разделительным мягким знаком. |
Обращается к самому себе для осмысления уровня освоения учебного материала. |
Соотносят результат своей деятельности с поставленной учебной задачей.
|
|||||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов:
— Спасибо за работу! |
||||||||||||||
