X-PDF

Технологическая карта урока русского языка Правописание имён собственных. Географические названия

Поделиться статьей

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме

«Правописание собственных имен существительных. Географическиеназвания».

Технологическая карта урока русского языка.

Класс

2-в

Дата проведения

Апрель 2022 г.

УМК

УМК «Планета «Знаний»

Тема урока

«Правописание собственных имен существительных. Географические названия».

Тип урока

Урок приобретения  новых знаний.

Цель урока

Знакомство  с новой группой имен собственных – географическими названиями,  создание условий для освоения знаний и умений писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.

Задачи урока

Образовательные: способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в географических названиях, обогатить речь детей географическими наименованиями.

 Развивающие: развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся, развивать воображение, пространственное мышление;

Воспитательные:  воспитывать интерес к предмету, аккуратность, чувство товарищества,   чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные УУД: научатся распознавать имена собственные —  географические названия и правильно их писать, применять полученные знания на практике.                 

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; понимать информацию, представленную  в схематической форме, переводить её в словесную; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, таблицах; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы; совместно делать умозаключения,  обобщения.

Регулятивные УУД: возникновение потребности в обращении к  географической карте или глобусу.

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать действие в соответствии  с поставленной задачей; учиться  работать по предложенному учащимися и учителем плану; осуществлять поиск  учебной  информации для выполнения учебных заданий.

Личностные УУД: положительное  отношение к учению (к урокам русского языка), наличие элементов познавательного интереса к работе с заданиями; желание научиться грамотно писать  и готовность выполнять для этого учебные действия.

 

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать речь других;

оформлять  свои мысли в устной  форме; осознавать, высказывать и обосновывать  свою точку зрения; уметь работать в паре; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; стараться проявлять терпимость по отношению  к высказываниям другим точкам зрения.

 

Методы обучения

Проблемный ( частично-поисковый), наглядный, словесный, практический, стимулирования и мотивации.

 Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, парная

Педагогические технологии

Технология продуктивного чтения  Н.Н. Светловской.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мобилизующее начало урока

Цель: создание условий для восприятия учебного материала

Приветствует учащихся.

— Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И урок мы  начинаем.

-Улыбнулись друг другу. Настраиваемся на работу – откроем ладошки  к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу «Хочу много знать!

— Надеюсь, вы готовы сегодня потрудиться  и получить удовольствие от своей работы. Пусть ваши знания помогут вам добиться успеха.

Приветствуют учителя.

Произносят слова.

Настраиваются на работу.

ЛУУД: проявлять положительный настрой на работу  и взаимодействие с учителем.

 

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Нацеливает на работу. Организует беседу. Организует обсуждение предложенных ситуаций. Следит за рассуждением детей. Слайд 2.

Ребята, скажите, а вы любите путешествовать? Что именно вам нравится в путешествии? На картах места маршрута путешествия обычно отмечают флажками.

— Вот сегодня схема маршрута нам поможет оценивать вашу работу. Перед вами лист самооценки «Наш маршрут». Рассмотрите его. Слайд 3, 4. (Приложение 1.2)

-Познакомимся с критериями. Слайд 5.

Отметьте , пожалуйста, на маршруте   флажок, который показывает тот результат, к которому вы будете стремиться в течение всего урока. Раскрасьте флажок.

-Весь урок вы будете отслеживать свою работу  и делать соответствующие отметки в листе самооценки по ходу нашей работы. В конце урока сравним результат.

-А сейчас   начнём наше путешествие.

— Сегодня на уроке  будем продолжать раскрывать тайны и загадки русского языка.

— Откроем тетради. Запишем число. Классная работа.

-И начнем мы  с чистописания.

— Посмотрите на доску  и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза. (Разделить на слова. Их три)

                      крайбольшихбукв ( на доске).

— Что нужно помнить, записывая предложение?

( Начало предложения пишу с большой буквы, в конце ставлю точку)

 Запись: Край больших букв.     

Слайд 6.

-Отметьте уровень своего успеха на минутке чистописания в листе самооценки, зажгите свечки.

Высказывают свои предположения о поездках, путешествии..

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Рассматриваю лист самооценки. Изучают инструкцию.

Отмечают в листе самооценки.

 

Слушают задание.

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге.

Выполняют задание в тетради.

 

Проверяют по эталону.

Проводят самооценку.

КУУД: отвечать на вопросы , высказывать свое мнение.

 

 

ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; понимать информацию, представленную  в разной  форме; составлять ответы на вопросы.

 

ЛУУД: проявлять положительный настрой на работу  и взаимодействие с учителем.

 

III. Определение темы. Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

 

Цель: создать условия для активной, осознанной деятельности; вовлечение учащихся  в  определение темы и цели урока.

Проводит фронтальную беседу по вопросам.

— Подберите синоним к слову большая (буква). (Заглавная).

-А каких заглавных букв в русском языке нет?   (ъ, ы, ь)

-И что это значит? (в русском языке нет слов, начинающихся с данных букв).

-Можете предположить по фразе в чистописании  в общем  о чем пойдет речь на уроке?

-Что это за «Край больших букв»?

-Какую тему будем продолжать исследовать на уроке?  (имена собственные)

Организует работу по составлению   кластера.

-Заполним схему- кластер.

-У каждой пары на партах карточки.

-Прочитайте предложения из текста и назовите группы имен собственных, о которых говорится в предложениях текста.

 1 ряд:

Первый полёт в космос совершил советский  гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Он облетел  планету  Земля  за 108 минут. (Имена, отчества, фамилии людей; названия планет)

2 ряд:

Первыми собаками, которые побывали в космосе, были Белка и Стрелка.

Теперь  12 апреля мы празднуем День космонавтики.(клички животных; названия праздников)

3 ряд:

Моя настольная книга – это первая энциклопедия  малыша « Космос для малышей». А еще о космосе  есть много художественных произведений, написано  немало картин, поставлено фильмов (названия книг, журналов, художественных произведений, фильмов, картин)

Отметьте уровень своего успеха в определении  группы имен собственных. Раскрасьте  флажок на схеме-маршруте в  листе самооценки.

 

Задаёт проблемный вопрос для выявления темы

-Посмотрите на схему, все ли заполнено в ней? Что бы это значило?           Предположите. Слайд 7                                                                                                                                  

                                         Имена собственные

 

 


1)Имена  2) Клички    3)Названия  4)Названия          5)Названия             ?  

фамилии,   животных     планет       праздников           книг,

отчества                                                                                 журналов,

   людей                                                                                  художественных

                                                                                  произведений,

                                                                                  фильмов,

                                                                                   картин

 

-Читая  книгу, я увидела, что слово «тихий» написано с маленькой буквы, а потом встретила это же слово, написанное с большой буквы в середине предложения. Могло ли так быть? Можете объяснить? Подберите к каждому из слов имя существительное, н-р: тихий …..(час) – Тихий… (океан).  Слайд 8.

 

-Прочитайте пары словосочетаний. Что интересного заметили?  Какие слова написаны с большой буквы?  Почему? Сделайте вывод.

  чёрное платье – Чёрное море  (Слайд 9)

  степной орёл —  город Орёл

Около  каких  слов  написаны имена собственные? (море, город, океан).

 -А как вы поняли, что это имена собственные? (написание с большой буквы)

-Как можно назвать группу  данных имен собственных?  Что они обозначают?  (географические  названия).

 Предлагает  посмотреть на глобус и на карту России. Слайд 10

Посмотрите на глобус, на карту России.

–Какие объекты на них подписаны?  (города, озёра, реки, моря, океаны)

-Какова тема нашего урока? (Правописание имен собственных – названий географических объектов) Слайд 11.

 

— Какие цели поставим на уроке?

1. Распознавать имена собственные – географические названия;

 2. Правильно их писать. Слайд 12.

-Зачем эти знания и умения нужны людям? Как они им могут пригодиться?  

 Где можно встретить написания географических объектов? (на географических картах, глобусе, в атласе, т.д.)

С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам? (чтобы отличать их друг от друга)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Отвечают на поставленные вопросы. Слушают ответы одноклассников.

 

 

 

Предполагают свое мнение по теме урока.

 

 

Выполняют задание на карточках, предложенное учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы.

Проводят анализ, делают выводы.

Доказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают глобус, карту России.

 

Предполагают свое мнение по определению целей  урока.

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

РУУД: определять  тему и формулировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя.

 

ЛУУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ПУУД: уметь извлекать информацию  из текста, преобразовывать её, совместно делать умозаключения,  обобщения.

КУУД: уметь слушать и понимать других, работать в парах,  проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; стараться проявлять терпимость по отношению  к высказываниям другим точкам зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; понимать информацию, представленную  в схематической форме, переводить её в словесную; находить ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р УУД: возникновение потребности в обращении к  географической карте или глобусу

 

ЛУУД:  возникновение желания научиться грамотно писать 

IV. Этап  применения знаний и способов деятельности.

 

Цель: создание условий  для применения знаний на практике.

       Организует работу в парах.

-Прочитайте предложения с пометами (условными обозначениями) и постарайтесь заполнить таблицу «Моя малая родина», вписав имена собственные в соответствующие столбики.

                  Моя малая родина.

Иркутская область – часть великой  страны России. По территории области протекают крупнейшие рекиЛена,  Нижняя Тунгуска, Витим, Чуна, Бирюса. Река Ангара берет свое начало в самом глубоком озере мира – Байкал.

         Мы проживаем в Жигаловском  районе, центром которого является посёлок  Жигалово. Он расположен на левом берегу реки Лена в 400 километрах от областного центра- города Иркутска.

 

страна

область

город

район

поселок

реки

озеро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу по проверке выполнения задания.

Проверим выполнение задания на документ — камере с одной из работ учащегося (с объяснением)

Отметьте уровень своего успеха в заполнении таблицы. Поставьте флажок на схеме-маршруте в  листе самооценки.

 

-Сделайте вывод о правописании  собственных имен – названий географических объектов.

— А что еще мы можем назвать географическими объектами? (названия гор, деревень, сёл, улиц, площадей, проспектов, переулков и др.)

 

 

 

 

Работают в парах.

 

Выполняют задание на карточках, предложенное учителем.

 

 

 

 

Заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

Проверяют выполнение задания. Обсуждают версии правильности выполнения задания.

 

Проводят самооценку.

Проводят анализ, делают выводы.

Участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы.

Проводят анализ, делают выводы.

Доказывают свое мнение.

 

 

КУУД: уметь слушать и понимать других, высказывать и обосновывать  свою точку зрения;  работать в парах,  проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; стараться проявлять терпимость по отношению  к высказываниям другим точкам зрения.

ПУУД: уметь извлекать информацию  из текста,  заполняя таблицу; преобразовывать информацию из одной формы в другую;

ЛУУД: наличие элементов познавательного интереса к работе с заданиями; желание научиться грамотно писать  и готовность выполнять для этого учебные действия

ПУУД: научатся распознавать имена собственные —  географические названия и правильно их писать, применять полученные знания на практике

 

Физкультминутка: 

— Если названы  собственные имена (Санкт-Петербург, Волга, Байкал, Москва, Рудовка, Советская,  ) – встаем;

нарицательные —  ( река, озеро, город, море, океан, деревня) – садимся.

 

Слушают учителя.

Выполнят движения.

ПУУД: научатся распознавать имена собственные и нарицательные —  географические названия.

V. Первичная проверка понимания

 

Цель: создание условий для применения  имеющихся знаний, умений.

Организует самостоятельную работу. 

-Перед вами 2  задания. Прочитаем их с комментированием.Выберите 1 задание по желанию. Выполните его.

 1 уровень (выполнение в тетради)

Списать    предложения, исправив ошибки. Подчеркнуть имена собственные.

 

Саша иванов живёт в москве. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал, а затем – к бабушке в деревню васильевка.

 

2 уровень (выполнение на карточке)

-Представьте, что вы сейчас находитесь  в сказочном городе. Прочитайте текст, вставьте  пропущенные  географические названия сказочного города.

 

В городе..…… есть много улиц, парков, площадей. На улице ….. есть парк отдыха.  Недалеко от города протекает река……   .  На площади ……… находится  театр.

 

. Слайд 13

 

Организует проверку. Слайд 14

-Проверим выполнение  самостоятельной работы  (с объяснением).

 

Отметьте уровень своего успеха в выполнении самостоятельной работы.. Поставьте флажок на схеме-маршруте в  листе самооценки.

Читают, выбирают задание любого уровня, выполняют задание  после его объяснения самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

Проверяют выполнение задания. Обсуждают версии правильности выполнения задания. Читают тексты со вставленными географическими названиями.

 

 

Проводят самооценку.

 

 

ПУУД: научатся распознавать имена собственные —  географические названия и правильно их писать, применять полученные знания на практике

РУУД: уметь  выбирать способ выполнения задания, планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учиться работать по предложенному плану.

ЛУУД: наличие элементов познавательного интереса к работе с заданиями; желание научиться грамотно писать  и готовность выполнять для этого учебные действия

VI. Этап подведения итогов.

Цель: создание условий для упорядочивания и обобщения полученной  информации

 

Организует экспресс-тест

«Верные (+)  — неверные (-) утверждения»

1)       Слова «город,  река, страна, улица – это имена нарицательные и пишутся с маленькой буквы.

2)       Названия морей, областей, гор, деревень — это имена собственные и пишутся с  маленькой буквы.

3)       Названия городов, рек, морей, океанов – это географические названия.

-Проверим выполнение  экспресс — теста (+, -, +) Слайд 15.

Отметьте уровень своего успеха в выполнении экспресс – теста.

 Поставьте флажок на схеме-маршруте в  листе самооценки.

 

Организует беседу, обсуждение результатов работы на уроке.

— Итак, наш урок подошел к завершающему этапу.

— В начале урока мы  поставили цели. Слайд 16.

— С какими из них мы справились? 

 

-Посмотрите на свои листы самооценки.

 С каким результатом каждый из вас  «добрался»  по нашему общему маршруту до «города Знаний»

-Подведём итог нашей работы.

Проводят анализ, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

Проводят самооценку

Рассматриваю лист самооценки, анализируют отмеченные (раскрашенные) флажки. Сопоставляют конечный результат  с поставленными целями на уроке.

Высказываются о своих впечатлениях и результатах работы в соответствии  целями и задачами урока

ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую; осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

 

 

 

 

КУУД: уметь слушать и понимать других;

 отвечать на вопросы , высказывать свое мнение.

ЛУУД:  выражать личное отношение.

 

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предлагает варианты выполнения  д/з

 

Выберите по желанию 1 вариант д/з.

1)  Списать. Вместо точки вставить строчную или заглавную букву. (на карточках)

В Азии есть река (т, Т) .игр. В лесах живёт (т, Т) .игр. Ребята приехали в город (л, Л) .ьвов. В Африке живёт много (л, Л) .ьвов.

 2)  Найти и  записать 1-2 пословицы или поговорки  с географическими названиями.

 3) Стр. 91 упр.9 (учебник) Слайд 17.

 

Слушают информацию по выполнению домашнего задания.

КУУД: развивать умение слушать и понимать речь других.

VIII. Рефлексия

Проанализируйте урок (желающие)

·         с точки зрения интересных заданий;

·         с точки зрения затруднений;

 

Высказываются о своих впечатлениях и результатах работы в соответствии  целями и задачами урока

ЛУУД:  выражать личное отношение.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет