X-PDF

Технологическая карта занятия по экологическому воспитанию и экспериментальной деятельности среди детей старшего дошкольного возраста.

Поделиться статьей

Технологическаякарта (конспект) занятия

 

Организационная информация

Тема

«Чудеса природы своими руками. Извержение вулкана».

Автор занятия (ФИО, должность)

Ступина Ирина Николаевна, воспитатель

Образовательная организация

МБДОУ г. Иркутска детский сад №76

Город

Иркутск

Описание занятия

Форма проведения занятия

Занятие-экспериментирование; форма организации: фронтальная, индивидуальная. 

Дидактическое обеспечение занятия

1.Программа «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой;  «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

2.«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. 2007г. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

3. Программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой , Мозаика-Синтез, 2016.

4. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, Мозаика-Синтез, 2016.

 

 

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование, аудио-, фото- и видео-файлы, иллюстрирующие природное явление «вулкан» пейзажи, макет вулкана; схема-алгоритм проведения опыта, карточки-знаки, изображающие правила безопасности вблизи вулкана.

Раздаточный материал:

— макеты вулканов из картона  по числу детей;

— химические составляющие (сода пищевая, гуашь красная, моющее средство, лимонная кислота);

— средства безопасности (клеенки, передники, ложки одноразовые, подносы, емкости для химических средств)

— карты-схемы с алгоритмом проведения опыта.

Время реализации занятия

20 минут

Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)

 

Задачи:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей, развития творческого, продуктивного мышления.

 

                   

 

Обучающие:

·           Познакомить с природным явлением – вулканом, наглядно показать связи между живым и неживым в природе;

·         Обогатить знания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире.

Развивающие:

·         Развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;

·          Развивать любознательность, интерес к поисково-исследовательской деятельности;

·         Развивать коммуникативные навыки через активизацию в речи детей слов и выражений: лаборатория, опыты, растворение в воде,  вулкан, кратер, жерло, конус, лава, магма, извержение

Воспитательные:

  • Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;
  • Воспитывать самостоятельность в работе;

·         Формировать навыки безопасного поведения.

Планируемые результаты

Любознательный, активный

 Способность  решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Эмоционально — отзывчивый

Способность учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

Применение усвоенных знаний  по поисково-исследовательской деятельности  в самостоятельной повседневной жизни.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

·         Умение сосредоточенно действовать в течение 15 – 20 мин.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана.

Практические: схемы, исследование предметов.

Игровые: динамическая пауза

Дидактическая структура занятия.

 

Этапы деятельности/время

Деятельность обучающего

Деятельность обучающихся (участников мероприятия)

Организационный  этап. (3 мин)

 

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Николаевна. Посмотрите, в моих руках доброе солнышко, которое согреет нас своим теплом. Мы будем передавать его друг другу, и называть своё имя ласково и нежно……

 

А посмотрите, сколько у вас гостей! Давайте и с ними поздороваемся. 

 

 

Скажите, пожалуйста, вы из какой группы? Значит вы самые взрослые среди детей детского сада.

 

 

Дети передают солнышко, называя свое имя

 

Здороваются

 

 

 

 

Из подготовительной к школе группы!

Основной этап. (15 мин)

.

Ребята, знаете ли вы, что это такое? (Показ).

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета.

 

Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, а как она  называется?

 

Давайте вспомним, что изображено, синим цветом? (слайд море, звук шум прибоя)

 

А зеленым? (лес, шум леса) 

А коричневым?

 

 

А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, (звук извергающегося вулкана) Кто-нибудь знает, что это за горы? Как их называют?

Правильно, вулканы. Из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. (слайд гора)

Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие  – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому поднимается расплавленная масса горных пород — магма. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становится лавой. (слайд схема вулкана в разрезе)

Сначала лава жидкая, очень горячая и красного цвета, а когда она остывает, то становится серой или черной.

Вот этот камень вулканического происхождения. Посмотрите.

Чем он отличается от обычных камней?

 

 

Если лава затвердевает внутри кратера, не успев подняться наружу, то говорят, что вулкан потух или спит.

 

Ребята, так что же такое вулканы? Где находится жерло? Что такое лава? Как меняет свой цвет лава с момента извержения до остывания?  А какие правила вблизи вулкана надо соблюдать?

 

— А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых и сами сделаем извержение вулкана.

 

 

Динамическая пауза: А чтобы попасть в лабораторию, мы пойдем по дорожке и немножко отдохнем.  Сначала я вам покажу, а потом мы сделаем вместе.  (Музыка фон, голос)

Стоит гора старушка,                                                                                                                         До небес макушка,                                                                                                        Её ветер обдувает,                                                                                                        её дождик поливает.                                                                                                     Стоит гора страдает ,                                                                                                камешки теряет.                                                                                                               И каждый день и каждую ночь,                                                                            Катятся, катятся камешки прочь. (пауза)

 

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело, мы идём вперёд,

Где лаборатория нас ждёт.

Когда мы

Сюда пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

 

— Проходите в нашу лабораторию.

 

 

При этом надо соблюдать соответствующие правила:

1.         Работать в лаборатории  нужно  в халатах.

2.         Нельзя работать без перчаток.                                                                      3.        При проведении опыта необходимо быть очень аккуратными и внимательными.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

— Ребята, первый опыт проведу я сама, а вы посмотрите.

— Для первого опыта мне понадобится немного волшебной смеси в стаканчике под №1, затем жидкости зелёного цвета в стаканчике под номером №2, немного смеси красного цвета в стаканчике под №3, затем чудо порошок в стаканчике под №4, а также немного воды.

— Внимательно следите за моими действиями. Перемешиваю аккуратно. После чего содержимое выливается в жерло вулкана.                                   Воспитатель:

— Ребята, кажется, наш вулкан оживает!

Воспитатель:

— Что вытекает из вулкана? Как вы думаете, почему это происходит? Что мы смешивали?. Происходит реакция: взаимодействие соды, воды и  лимонной кислоты.

Воспитатель:

 

А теперь вы, учёные ,проводите опыт сами.

 

Подсказками, как действовать вам будут служить карточки-схемы.

Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление).

А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению эксперимента.

 

Возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана высыпаем пищевую соду №1, затем добавляем моющего средства №2, окрашиваем, т.е. накладываем ложечкой немного краски №3, что бы получился огненный цвет, всю смесь тщательно перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – лимонная кислота №4, добавляем её в наши вулканы и льём чуть-чуть воды. смотрим, что же получится!

Наши вулканы просыпаются.

Это глобус.

 

 

 

 

 

Дети:

— Земля.

 

 

— моря, океаны, реки.

 

 

горы.

 

 

 

 

Вулканы

 

Слушают новую информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

Трогают камень, (ответы детей).

Он легкий, шероховатый, пористый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения по тексту:

 

(руки вверх)                                                                                        

(тянутся на носочках)

(обмахивают себя руками)

(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

(руки вперёд)

(руки вверх)

(вращают кулачками то вправо ,то влево)

 

(Шагают на месте, с небольшим продвижением вперёд)

 

 

 

 

 

Подходят к оборудованным столикам

 

 

 

Надевают халатики

 

 

 

 

 

Наблюдают

 

 

 

 

 

 

 

Лава (ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют алгоритм по схеме

 

 

 

Выполняют действия

Заключительный этап. (2 мин)

Подведение итогов. Рефлексия.

 Ребята, вы все просто молодцы! Все справились с заданием.

Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали? Что вас удивило? Что было необычного?

 

Давайте подведем итоги нашего занятия. Выберите знаки, с помощью которых можно объяснить правила безопасности вблизи вулкана.

Теперь вы знаете, как опасен вулкан во время извержения.

 

Наше занятие подошло к концу. Мы познакомились с таким природным явлением, как извержение вулкана. Хотя находиться вблизи вулкана очень опасно, но посмотрите как это зрелищно и завораживающе красиво. В природе еще много загадок, и впереди вас ждут интересные открытия. Спасибо! До свидания!

 

 

 

 

 

 

(Выбор детей), (ответы детей).

 

Ожидаемый результат:

Воспроизводят простые эксперименты с водой, пищевой содой, лимонной кислотой, бумагой ит.п.                                                                                                                       Понимают необходимость наблюдений, исследований иэкспериментирования в познании окружающего мира

Применяютполученные знания на практике.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет