Технологическая карта (план) занятия № 7
Дисциплина |
|
Группа |
|
Дата |
|
||||||||||||||||
|
ОГСЭ.01 «Основы философии» |
|
|
|
|
||||||||||||||||
Тема занятия |
|
Постклассическая философия |
|
||||||||||||||||||
Вид занятия |
|
|
|||||||||||||||||||
Цель занятия |
|
Ознакомление с спецификой философского современного мировоззрения; воспитание трудовой дисциплины, заинтересованности в знаниях по основам философии. |
|
||||||||||||||||||
|
Студент должен знать
|
|
Студент должен уметь |
|
|||||||||||||||||
|
З1основные категории и понятия философии;
|
|
У1ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста. |
|
|||||||||||||||||
Результат |
Формирование общих компетенций
|
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
|
|||||||||||||||||
Показатели оценки результата |
|
Знание основных проблем философии Нового и новейшего времени |
|
||||||||||||||||||
Межпредмет- ные связи |
Обеспечивающие дисциплины |
|
История, обществознание |
|
|||||||||||||||||
Обеспечива- емые дисциплины |
|
ОГСЭ.02 История |
|||||||||||||||||||
Применяемые формы и методы обучения |
|
фронтальный, индивидуальный, наглядный, словесный, частично- поисковый, проблемный |
|
||||||||||||||||||
|
Средства |
|
Презентация |
|
|||||||||||||||||
|
обучения |
Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538 |
1. Сычев А.А. Основы философии. Учебник для СПО. -М.: Кнорус,2019. |
|
|||||||||||||||||
содержание занятия
№ этапа |
Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения |
Временная регламентация этапа |
1 |
Организационный этап: — приветствие, проверка посещаемости, проверка готовности студентов к занятию |
1 мин |
2 |
Актуализация знаний: беседа 1.Каковы основные направления и характерные черты классической немецкой философии? 2.По мнению И. Канта, на какие вопросы должна ответить философия? 3.Значение понятий И.Канта «вещь для нас» и «вещь в себе». 4.Какой закон является источником морали у Канта? 5.Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов? 6.За что критикует Кант религию? 7. Что понимает Г.Гегель по категориями «мировой дух» и «чистый разум»? 8. В чём суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем? 9. Почему философию Л.Фейербаха называют антропологическим материализмом? |
10 мин |
3 |
Мотивационный момент и целеполагание: |
3 мин |
|
Просмотр первых слайдов ,постановка проблемы Каковы основные вопросы постклассической философии? |
|
4 |
Изучение нового материала: мини -лекция |
46 мин |
В начале 20 века происходит переоценка ценностей и смена философами парадигмы, т.е характера( модели) постановка философских проблем и их решения. Для классической философии- характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс и установление на основе открытия всеобщих законов развития природы и общества господства человека над природой. Создание общества социальной справедливости и изменение самой человеческой природы. Философия конца 19-нач. 20 века отказывается от: •Рационализма как единственного способа философствования, признающего разум основой познания, поведения и деятельности людей; •Жесткого деления всех философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм; •От догматизма в философии- непременной ссылки и опоры на авторитеты, от «партийности» в философии Основные черты в философии 20 века: Плюрализм в философском мышлении. В этот период сосуществуют разнообразные направления и концепции: материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и аттеистические, сциентистские, т.е. ориентированные на естествознание и антисциентистские( на иррационализм и интуитивизм). Терпимость ( толерантность) современной философии. Различные школы стараются не вступать в резкое противоборство между собой. Диалог – главный способ взаимодействия не только внутри одной философской традиции, но и между Западом и Востоком Антропоцентризм современной философии- в центре ее идей и размышления находится человек, его сущность, свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимается вопрос о смысле существования человечества в целом, о кризисе человека и истории. Иррационализм Артура Шопенгауэра Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В нем все подчинено воли. Воля- это «порыв», существующий в природе и обществе. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Жизнь людей- это безнадежное, длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе волю к жизни, устранив аффекты вызванные волей. Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от воли к жизни.. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни. Фридрих Ницше- выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов- это гимн сильному человеку. Основой жизни по Ницше, является воля к власти, или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя- самоутвердиться. Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства- идеологии слабых- рабов, а не господ( жизни). христианство проповедует смирение, сострадание, терпимость, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, , кто действительно, чего- то хочет достичь в жизни. Христианская мораль- «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», пишет Ф.Ницше. Ф.Ницше призывает к «переоценки ценностей», к замене моралей рабов на мораль- господ-« сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчатые, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться «Сверхчеловек»- это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых( христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости. «Сверхчеловек»- это абсолютная новая порода людей, которой еще не было в мире, плод развития всего человечества. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей». Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, так как имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни Основные философские направления 20 века: позитивизм, экзистенциализм герменевтика. Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования- это одно из самых популярных течений философии 20 века. Сформировался экзистенциализм в середине века. Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма — человек и смысл его существования. Основание всех построений экзистенциализма- это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой- либо природы. Отсюда основной тезис экзистенциализма-существование предшествует сущности. Человек тотально свободен, свобода является основанием его бытия. «Человек- это свобода»- это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий- «Человек не только отвечает за себя, но и за весь мир». Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая- формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам ее создает. Отсюда основные определения человеческой экзистенции- забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть т.д. Герменевтика. Изначально «герменевтика» являлась наукой истолкования текстов. Само слова образовано от имени Гермеса- персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого входило истолкование послания Богов. Начиная с 19 века из филологической дисциплины , она становится самостоятельным философским учением. Для понимания человека, текста, исторического события необходимо не только понять психологию данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой он находился. Позитивизм. Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О.Конт. Он формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической- он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической- сверхъестественные силы заменяют абстракциями( общими понятиями), с помощью которых и объясняют явления окружающего мира; на научной(положительной)- человек, наблюдая за явлениями, пытается установить связь между ними.( регулятивные связи- познание внутренних причин явлений невозможно).
|
|
|
5 |
Первичное усвоение знаний: Составить таблицу: «Сравнительный анализ классической и современной философии» |
10 мин |
6 |
Закрепление изученного материала. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Вопросы для закрепления материала: 1. Назвать основные направления современной философии и их представителей. 2. В чем суть феноменологии? 3. Назвать основные положения аналитической философии. 4. Раскрыть суть философии постмодернизма. 5. В чем суть герменевтики |
5 мин |
7 |
Домашнее задание: Л. 2 с. 41-45, 55-57 Составить тест |
1 мин |
8 |
Подведение итогов занятия: |
1 мин |
9 |
Рефлексия: продолжить фразы: «Я узнал, что…»; «Мне понравилось…»; «Мне пригодится в профессии…» и т.д. |
2 мин |
Преподаватель К.М. Акулова _____________
