Технологическаякарта занятия внеурочной деятельности по мокшанскому языку во 2 классе
Темазанятия: Мордовская народная сказка «Пугливая мышь»
Цели урока |
Образовательные: 1.Получить знания о фольклоре мордовского народа. 2. Введение нового лексического материала по теме. 3. Познакомить с мордовскими пословицами. Развивающие: 1. Способствовать развитию словарного запаса, речи, памяти, фонетического слуха. 2. развивать творческие способности и инициативность учеников. Воспитательные: 1. Формирование мотивации и устойчивого интереса к изучению культуры и традиций мордовского народа. 2. Содействовать повышению мотивации на уроках. Дидактическая: формирование УУД в условиях решения учебных и практических задач. |
|
||||
Тип урока |
Комбинированный |
|
||||
Технологии |
Развивающая, опережающие задания, коммуникативная, групповая, здоровьесберегающая. |
|
||||
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация, ширма для кукольного театра с декорациями. |
|
||||
Оборудование |
Компьютер, рабочая тетрадь, словарь, проектор. |
|
||||
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные: 1. Формировать языковые навыки, лексику в рамках темы. 2. Формировать знания о мордовском фольклоре, сказках, мифологических существах. 3. Тренировать навыки чтения и перевода мокшанских числительных. Регулятивные: 1. Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. 2. Уметь выражать свои мысли в соответствии с коммуникацией. 3. Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные. 1. Развивать фонетические навыки и навыки аудирования, речевые умения. 2. Осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме. 3. Узнавать, называть объекты изучения. Личностные: 1. Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-позновательной деятельности. 2. Осознавать затруднения при изучении мордовского языка, стремиться к их преодолению, проявлять трудолюбие и желание решить учебную задачу. |
|
||||
|
|
|
||||
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||
I |
Мотивационно-ориентированный 1. Организацион- ный момент.
Цель: подготовка учащихся к работе. |
Приветствие. — Шумбратада, шабат! Шумбратада кельгома инжихть, ялгат! Озада, шабат! Настрой учеников на урок. — Васенце мон ёран содамс, кода тинь мяленте. Кеподесть кяденте, шабат, кинь пара мялец. Пяк пара. Урокта меле минь ваттама петевсь мяленте или аш. Беседа с дежурным. — Кие тячи дежурнайсь? — Кодама тячи числась? — Кодама тячи шись? — Кие аш класса?/ Мес сон аш? Сон сяряди? Шумбраши сеенза. |
Ведут элементарный диалог, оперируя необходимым языковым и речевым материалом.
|
Коммуникативные — оформляют свои мысли в устной форме, работают в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета. |
||
|
2. Фонетическая зарядка.
Цель: подготовка учащихся к работе. |
Фонетическая зарядка. — Чтоб нам по-мокшански говорить нужно наш язычок разбудить, язычок нам надо с вами разбудить. Проснулся язычок, потянулся а-а-а, аля, атя, ава, шумрат. Выглянул в окошко, услышал ветерок у-у-у, ули, уледа, ульхть. Удивился о-о-о, мон, тон, сон, оцю, офтоня. Решил язычок погулять, свежим воздухом подышать, побежал по дорожке т-т-т-т, топа, топоня, туця, тюжа, тев. Наш язычок гуляет, он быстро замерзает, задрожал з-з-з, казнет, таза, пизем. Бежит и греется х-х-х, куярхт, пурьхкат, вельхтяфт, морайхть, кштихть. |
Развивают звукопроизносительные навыки. |
Познавательные -развивают фонетические навыки и навыки аудирования, развивают речевые умения. |
||
|
3. Речевая разминка.
Цель: подготовка учащихся к работе. |
Речевая разминка. — Кода тонь лемце? — Кода сонь лемоц? — Кода монь лемозе? |
Стараются отвечать полными ответами. |
Коммуникативные -оформляют свои мысли в устной форме, работают в соответствии с нормами общения правилами поведения и этикета. |
||
II |
Постановка учебной проблемы. Цель: мотивация учебной деятельности |
Актуализация темы урока. — Тяни, шабат, содасть минь тячиень уроконь теманьке. Содасть содама ёфксть. Легенда, предание народное, Ребята ее обожают. Родители, если свободные, Ее тебе на ночь читают. — А кто помнит, как сказка по-мокшански? (ёфкс) Целеполагание. — Ребята, мы с вами определили тема нашего урока «Сказка». — Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? — А какую сказку мы будем изучать? — А что бы вы хотели узнать на нашем уроке? — А чему мы можем научиться? — А для чего это нужно? Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
Формируют тему и задачи урока. Форма работы: отгадывание загадок, подводящий диалог. |
Личностные – формирование самооценки на основе успеш-ности учебной деятельности, мотивация учебно-познавательной деятельности. Регулятивные – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. |
||
III |
Актуализация знаний.
Цель: актуализация знаний. |
— А помните, у нас уже были уроки, посвященные мордовским народным сказкам? — А почему сказки называются народными? — А как они появились? Помните, мы об этом говорили? — А какие бывают сказки по жанру? Бытовые, волшебные, о животных. — А какие сказки мы с вами уже читали и обсуждали? («Жатва зимой», «Как собака друга искала»). — А к какому жанру мы отнесем сказку «Как собака друга искала»/ «Жатва зимой». — А каких волшебных или мифологических существ мы с вами знаем из мордовских сказок? (Презентация) |
Демонстрируют знания по пройденным мордовским народным сказкам. |
Регулятивные – сличают свои знания с эталоном, выполняют учебные действия в громко-речевой форме. Познавательные — повторяют названия сказок, жанров, мифологических существ. |
||
IV. |
Открытие новых знаний. |
— А теперь я хочу предложить вам познакомиться с новой мордовской сказкой под названием «Пугливая мышь» -«Шеерть пряс церя прась». — Панжесть тетрадентень, сёрмадость тячиень числать, шить, классонь тевть. Минь тячиень уроконь теманьке – Мордовская народная сказка «Пугливая мышь». Для нас сегодня ученики четвертого класса приготовили кукольный спектакль на мокшанском языке. Показ сказки. Кукольное театрализованное представление. |
Записывают число, тему урока.
Смотрят представление. |
Выполнение учебных действий.
Регулятивные: Распознают мокшанскую речь и различают незнакомые слова на основе наглядности.
|
||
V. |
Первичное закрепление. Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала. |
— Ну как, ребята, понравилась сказка? — Что вы поняли? О ком идет речь в сказке? Молодцы! Я хочу вам напомнить и рассказать гостям, что мы еще не проходили тему «Животные» на уроке мокшанского языка, но тем не менее наши дети все поняли. А теперь давайте заодно в словарик запишем названия животных из нашей сказки. Шабат, панжесть тинь словариконтень и сёрмадода од валхт. Шéер – мышь Врьгáз – волк Нýмол – заяц Кéлазь – лиса |
Демонстрируют понимание сказки. |
Познавательные — узнавать, называть объекты изучения. Регулятивные –выполнение учебного действия в громкоречевой и умственной форме. Выполнение учебных действий.
|
||
V. |
Физминутка. Цель: смена вида деятельности для снятия усталости и напряжения |
Учитель организует динамическую паузу: предлагает выполнить упражнения под музыку. — Шабат, тяни стяда. Физкультминуткась. |
Повторяют движения за учителем. Форма работы: групповая. |
Личностные – готовность и способность к саморазвитию. Регулятивные – выполнение действий в материализованной форме. |
||
VI. |
Применение нового знания. Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление проблем и их корректировка. |
— А теперь мы посмотрим экранизацию этой сказки в русской интерпретации. Ребята, вы посмотрите, что вы поняли, что не поняли, а еще сравните две сказки, что у них общего, и есть ли в сказках различия. Показ видео сказки на русском языке. — Нашли различия в двух сказках? Молодцы! А смысл поменялся из-за того, что герои разные? Нет, конечно. Вопросы: 1.Что мышка делала в начале сказки?
2.Чего она испугалась? Что подумала?
3.Кого мышка встретила по дороге?
4.Что случилось со зверьками?
5.Что можно сказать о них? — Ребята, посмотрите на доску, здесь есть несколько пословиц. Сначала, нам нужно прочитать их и найти соответствующий русский перевод. Как вы думаете, какие из них подходят нашей сказке по смыслу? (презентация) Пелемать фалу сельмонза оцюфт. (У страха глаза велики) Куване тят яка, куду саят сяка. (В гостях хорошо, а дома лучше.) Лама ловда – лама кшида. (Много снега – много хлеба)
— Ребята, а вам понравилось окончание сказки? Давайте напомним, чем сказка закончилась? И сидят звери в яме до сих пор. Помните, когда мы с вами читали сказку «Жатва зимой», нам тоже не понравилось её окончание, но мы с вами нашли выход, мы придумывали другие варианты с добрым концом. Давайте поможем нашим зверям выбраться из ямы. Что для этого нужно сделать? — Так, наши животные поверили, что мы их спасем. Спасем их, ребята, не подведем?А кто нашим зверям в лесу поможет? Мышка здесь, зайка здесь, волк здесь, лиса тоже в яме. К кому можно обратиться за помощью? Нам нужен большой зверь. Кто это? Конечно, медведь. А как по-мокшански медведь мы тоже не знаем, давайте повторим за мной офта. Знаете, у медведя есть телефон, но у меня нет номера, записанного цифрами, только словами мокшанскими, нам нужно номер записать цифрами на доске, а потом попробовать до него дозвониться. (В презентации номер телефона написан мокшанскими словами, дети выходят по-очереди и записывают на доске номер)
Тяни гайфттяма офтонди. Разговор на громкой связи. — Шумбрат, офтоня! — Татьяна Владимировна, тя тон? Мон, офтоня, мон. Аш мзярда корхтамс тонь мархтот. Минь аф пара тевоньке. Минь нумолоньке, врьгазоньке, шеереньке и келазеньке повсть лоткти. Синь кодавок аф лисевихть тоста. Лезтт ни пожалуйста тейст. Синь вирьсот. — Конечно, лездан, Татьяна Владимировна. Тяни видеста срхкан. — Оцю спасиба, офтоня. — Тяни, шабат, эряви учемс. Теперь нужно подождать. Чтобы пингсь курокста ёталь, моратама мор. Стяда. — А тяни ваттама, лездсь офтонясь минь вирень ялганьконди? (на презентации все звери прыгают довольные) — Пяк цебярь ялгазе офтонясь. |
Смотрят мультфильм.
Анализируют сказку, отвечают на вопросы. Форма работы индивидуальная, фронтальная
Выходят к доске по-одному, записывают номер телефона. Форма работы индивидуальная. |
Личностные – Формирование самооценки на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно- познавательной деятельности. Познавательные – осознанно и произвольно строить сообщение в устной форме, — узнавать, называть объекты изучения (числительные). Регулятивные – выполнять учебные действия в материализованной и громко-речевой формах. |
||
VII. |
Рефлексия. Цель: анализ достижения цели. |
-Ребята, урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста: 1. С какой сказкой мы сегодня познакомились? 2. Что нового мы узнали? 3. Чему нас научила сказка?
— Тяни, шабат, кеподесть кядентень, кинь пара мялец. Пяк пара. Нолдасть кядентень. — А тяни кадк кеподьсы кяденц, кие тячи лац покадсь и лац отвечась. |
Делают выводы по решению задач урока. Оценивают личные достижения с помощью поднятия руки. |
Личностные – формирование самооценки.
|
||
VIII |
Итог урока
Цель: оценка успешности работы на уроке. |
— Пяк пара. Шабат, тинь покадесть тячи пяк цебярьста. Сембе получатада анцек ветет. Прощание. — Стяда, шабат. Уроксь аделавсь. Уледа шумбрат. Няемозонк.
|
|
|
||
