X-PDF

Технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи в системе здоровьесбережения.

Поделиться статьей

Технологии эффективного взаимодействия ДООи семьи в системе здоровьесбережения.

                                                              Взрослымкажется, что дети

 не заботятся о своем здоровье…

                                                       Нет. Детям совершенно

                                                      так же, как и взрослым,

                                                          хочется быть сильными и

                                                              здоровыми,только дети не

                                                  знают, что для этого

                                                              надо делать. Объясни им, и

                                                   онибудут, беречься. 
                                                  Януш Корчак.

Современноеразвитие России сопряженно с модернизацией в сфере образования. Государствоставить перед образованием формирование человека, эффективного в разныхобластях жизнедеятельности. Таким может быть человек, который нацелен наздоровый образ жизни.

Всоответствии с законом «Об образовании в  Российской Федерации» одной изосновных задач, стоящим перед детским дошкольным учреждением является«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личностиребенка».

Необходимостьэтого обозначения в Федеральном государственном образовательном стандартеобразования5, в котором выделена образовательная область «Физическоевоспитание».

Реализацияэтой образовательной области предполагает формирование у детей ценностейздорового образа жизни, овладения его элементарными правилами в питании,двигательном режиме, закаливании, полезных привычках, охрану и укрепленияфизического и психического здоровья детей, создание условия для участияродителей в образовательной деятельности, поддержания семей воспитанников,воспитание детей, охране и укреплении их здоровья. Здоровьесбережениедошкольников включает укрепления их здоровья, формирование установки наздоровый образ жизни, воспитание культуры здорового образа жизни, формированиезнаний об организме человека, факторах риска здоровья, профилактикезаболеваний, а так же о том, как сохранить здоровье, развитие навыков веденияздорового образа жизни. «Для того чтобы сохранить здоровье дошкольников,необходимо сформировать у них поведенческие привычки здорового образа жизни»(Полтавцева Н.В.)4

Актуальностьпроблемы здоровьесбережения дошкольника обусловлена:

·      ухудшение детского здоровья с нестабильнымсоциально-экономическим положением семей;

·      экономическими кризисами, генетическимианомалиями;

·      усиление действия на человекапровоцирующих техногенных, экологических, психологических, военных факторов;

·      интенсификация учебного процесса.

Результатыисследований Кареповой Т. Г.1, Карповой Ю. В.2, КозловойА. В.3 свидетельствуют об ухудшении здоровья детей в последние годы.На современном этапе существует необходимость подбора эффективных средствздоровьесбережения дошкольников. В этот возрастной период интенсивноразвиваются органы, происходит становление функциональных систем организма,закладываются основные черты личности. Поэтому целесообразно сформировать удошкольников элементарные знания, начать вырабатывать практические навыкисохранения своего здоровья, сформировать осознанную потребность в введенииздорового образа жизни. Это оказывается эффективным, если взрослые которыеокружают ребенка, имеют единые воспитательные стратегии.

Дляздоровьесбережения дошкольников важно установить взаимодействие ДОУ и семьи, посколько здоровье детей во многом зависит от взаимных установок родителей(законных представителей) ребенка и воспитателей ДОО. Это взаимодействие будетоптимальным, если обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимостьцеленаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков иустановок здорового образа жизни.

Кздоровьесберегающим технологиям мы так же относим технологии, направленные нарешения задач сохранения, поддержания, и обогащения здоровья детей. В процессепроектирования здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательногоучреждения мы ориентируемся на исследования Д.В.Хухлаевой6 то естьобщепринятый дошкольной педагогики аспектный подход к постановки целей и задачфизического воспитания. Ею выделено три группы задач: оздоровительные (охрана иукрепление здоровья, закаливание, развитие движений), воспитательные (формированиенравственно-физических навыков, формирование потребности в физическомсовершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств), образовательные (формированиепредставлений о своем организме, формирование навыков выполнения основныхдвижений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Дляздоровьесбережения дошкольников через организацию взаимодействия ДОО и семьинам предоставляется важным решением следующих задач:

·       подбор эффективных форм сотрудничества ДООи семьи;

·       соблюдение преемственности приобщения кздоровому образу жизни ДОО и семье;

·       разработка алгоритма взаимодействию ДОО исемьи.

 Решение обозначенных задач мы осуществляем по средством следующих форм работы:

·       индивидуальные и коллективные;

·       наглядно-информационные;

·       познавательные;

·       информационно-аналитические;

·       досуговые. 

Взависимости от цели конкретного педагогического воздействия используемразличные формы сотрудничества с семьями воспитанников. Для выявленияинтересов, актуальных проблем, запросов родителей, уровня их компетентности ввопросах здоровьесбережения дошкольников используюеминформационно-аналитические формы сотрудничества (опросы, анкетированияродителей, размещение «Ящиков доверия»). Через ящики доверия родители могутзадавать интересующие вопросы, писать пожелания, давать оценку мероприятиям ит. д. Полученная информация используется для планирования и организациимероприятий по здоровьесбережению детей. Сцелью просвещения родителей по вопросам здоровьесбережения используютсяпознавательные формы сотрудничества, основанные на организации коллективногообщения. Важно, чтобы между воспитателями и родителями детей осуществлялся диалог,а также обмен информацией между родителями. Поэтому необходимо заранее сообщаемродителям тему предстоящей встречи, рекомендуем, в каких источниках можноознакомиться с соответствующей информацией. В ходе мероприятий стараемся найтиприемлемое для всех решение по актуальным вопросам здоровьесбережения детей.Наиболее эффективными являются активные формы работы, активирующие личный опытродителей и профессиональный опыт педагогов, и требующие выражения человекомотношения и формулировки собственной позиции по здоровьесбережению.

ВзаимодействиеДОО и семьи по вопросам здоровьесбережения дошкольников мы начинаем санкетирования родителей, направленного на определение их компетентности ввопросах здорового образа жизни (для организации педагогического просвещения) иполучения запроса родителей на решение конкретных проблем.Далееанализируем соответствия условий здоровьесбережения детей.Совместнос медицинским работником анализируем состояние здоровья детей для определениягруппы здоровья способов улучшения здоровья каждого ребенка в семье идошкольном образовательном учреждении. Информируем родителей о результатахпедагогической диагностики, медицинского наблюдения и способах улучшенияздоровья каждого ребенка. ВДОО создаем зоны различных видов двигательной активности, проведениязакаливающих процедур, массажей, фитотерапии, мероприятий взаимодействия сродителями (спортивные праздники, мастер-классы, выпуск газет,). Педагоги знакомятродителей с содержанием оздоровительной работы в дошкольном образовательномучреждении. Через сайт ДОУ, социальные сети, размещение информации вродительском уголке, в информационных буклетах и т. д. Для обучения родителейразличным способам оздоровления детей (ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж,снижение эмоционального напряжения и т. д.) и пропаганды здорового образа жизни(необходимость соблюдения гигиенических норм, режима дня, правильного питания,закаливания, эмоционального комфорта и т. д.) организуются следующаядеятельность: обмен семейным опытомведения здорового образа жизни (оборудование спортивного уголка дома, созданиекопилки подвижных игр с участием детей и взрослых членов семьи, профилактикагиподинамии, лишнего веса, формирование правильной осанки и т. д.). Создание семейных клубов по интересам «Вкуси польза», «Спортивная семья», «Неболейка». Распространениепередового семейного опыта ведения здорового образа жизни (размещениематериалов на сайте ДОО, социальных сетях, создание газет «Мы дружим соспортом», «Здоровый образ жизни», «Наши спортсмены-наша гордость» иинформационных листков). Организация совместной деятельности с родителями идетьми в форме праздников, спортивных соревнований, дней здоровья.

Традиционнымиразвлечениями является: «Мама, папа я-спортивная семья», «А ну-ка, мальчики»,«Веселые старты», «Водные турниры», развлечения в бассейне «Остров сокровищ»,«Космическое путешествие». Эффективность взаимодействия ДОО и семьи в решениивопросов здоровьесбережения дошкольников во многом зависит от взаимныхустановок педагогов и родителей. Успешным,если «обе стороны доверяют друг другу и осознают необходимостьцеленаправленного воздействия на ребенка с целью формирования у него навыков иустановок здорового образа жизни».

Внашем ДОО выработана эффективная стратегия педагогов и родителей поздоровьесбережению дошкольников:

·       педагоги пропагандируют опыт по воспитаниюпривычек здорового образа жизни, родители поддерживают это дома;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1509

·       педагоги уделяют внимание приобретениюдетьми опыта ведения здорового образа жизни, родители создают условия дляздоровьесбережения дошкольников дома;

·       педагоги просвещают родителей об играх иигрушках, являющихся педагогически ценными для укрепления здоровья, разъясняютнегативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и здоровье детей,родители приобретают (изготавливают) настольные игры и инвентарь дляформирования привычки к здоровому образу жизни;

·       педагоги создают условия для рациональнойдвигательной деятельности детей в ДОУ, родители по мере возможности заботятся осоздании условий для ведения детьми здорового образа жизни дома.

Например,педагоги проводят информирование родителей о пользе активного отдыха наприроде, правильном режиме дня дошкольника, профилактике нарушений осанки,заболеваний глаз, зубов. Родители соответственно, обеспечивают правильнуюорганизацию двигательной активности ребенка в семье, рационально организуютрежим дня ребенка, создают дома условия для нормального развития детскогоорганизма (световой режим, правильное спальное место и т. д.), требуютсоблюдать гигиенические нормы. Воспитатели демонстрируют детям примерыздорового образа жизни (встречи с интересными людьми, просмотр видеороликов,личный пример, поощрение), а родители реализуют дома семейные традиции занятийспортом, показывают свой личный пример.

Такимобразом, технологии эффективного взаимодействия ДОО и семьи по здоровьесбережениюдошкольников правильный подбор организационных форм сотрудничества, соблюдение преемственностьв приобщении к здоровому образу жизни в ДОУ и семье; наличие алгоритмавзаимодействия ДОУ и семьи по здоровьесбережению дошкольников, даютположительный результат. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.    Карепова Т. Г. Формирование здоровогообраза жизни у дошкольников: планирование. — Волгоград: Учитель, 2014г. — 170с.

2.    Карпова Ю. В. Педагогическая диагностикаиндивидуального развития ребенка 3–7 лет. — М.: Вентана- Граф, 2015г. — 440 с.

3.    Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей:диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦСфера, 2015г. — 112с.

4.    Н. В. Полтавцева, «Приобщаем дошкольниковк здоровому образу жизни» ТЦ Сфера, 2012г. — 127с.

5.    Федеральный государственный образовательныйстандарт дошкольного образования, «Центр педагогического образования» 2014г. —32с.

6.    Хухлаева Д.В. Теория и методикафизического воспитания детей дошкольного возраста. «Дошкольнаяпедагогика и психология» Москва. Просвещение 1978, 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

  


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1509

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1509


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет