Реферат
«Технологии формирования ЗОЖ младшихшкольников посредством физического воспитания в школе»
Выполнил:
Ковальчук А.А.
2022г
Введение
Сегодняодним из главных направлений государственной политики в области образованияявляется сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этом заявленов Федеральных государственных образовательных стандартах.
Повлиятьна улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своемуздоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающаяинфраструктура образовательного учреждения, использованы здоровьесберегающиетехнологии.
Актуальность
Проблемысохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе.Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательнойдеятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили ихфизическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
Всоздавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогическихтехнологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Состояниездоровья молодого поколения является важнейшим показателем благополучияобщества и государства.
Здоровьеребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие вомногом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этойсредой является система образования, т.к. с пребыванием в учрежденияхобразования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этотпериод происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровьяна всю оставшуюся жизнь.
Впоследние годы появилось понятие «здоровьесберегающие образовательныетехнологии». Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимсявозможность сохранения здоровья за период обучения в образовательномучреждении, сформировать у него необходимые для этого знания, научитьиспользовать полученные знания в современной жизни. Данные технологиинаправлены на укрепление, сохранение, а также формирование здоровьяобучающихся.
Всвязи с этим цель работы – теоретическоеобоснование и исследование по организации сохранения здоровья учащихсяначальных классов посредством применения образовательных здоровьесберегающихтехнологий.
Задачи:
· Проанализироватьпроблему здоровьесбережения: пути её решения в образовательном процессе;
· Изучитьособенности применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе;
· Выявитьфакторы, влияющие на уровень здоровья учащихся начальных классов.
Формирование культурыздоровья — это целенаправленный процессвзаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в среде учебно-воспитательного заведения, семьи, социального окружения.
Основнаяцель современной школы состоит в формировании здоровой личности. Здоровой, как физически, так и духовно. Поэтому каждаяшкола сегодня ищет свой путь изменений в пространстве улучшениекачества образования и воспитания.Учитель, обладая современными педагогическими знаниями, при постоянном взаимодействии с учениками, их родителями,медицинским работником и школьным психологом, должен планировать и организовывать свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех субъектов педагогического процесса.
Проблемавоспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников рассматриваетсяв исследованиях Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой, В.Ф. Базарного, Н.В. Смирноваи др.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, какиепедагогические условия будут способствовать реализации здоровьесберегающихтехнологий в начальной школе.
Здоровьесберегающиетехнологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемыена основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важнымфакторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективновзаимодействовать.
Здоровьесберегающиепедагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностейребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности вдеятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой,искусством.
Следуетотметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательномпроцессе, можно разделить на три основные группы:
технологии,обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологииоптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразныепсихолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочнойдеятельности педагогами и воспитателями.
Рассмотримэти группы здоровьесберегающих технологий.
Технологии,обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Отправильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависятфункциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высокомуровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзязабывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровьяучащихся и учителя.
Психолого-педагогическиетехнологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального напряжения
Использованиеигровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач,введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снятьэмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременнонесколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, датьим сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическуюзначимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельнойпознавательной деятельности и т. п.
Наначальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Хорошийэффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызываютнеизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса инапряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений,иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.
Созданиеблагоприятного психологического климата на уроке
Однимиз важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников вовремя урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупрежденияутомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытиятворческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательнаяобстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию,позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения,тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельноймыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление— вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся краскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиесявходят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желаниемпродолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. Впроцессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в томслучае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Болеетого, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне отнежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать своюточку зрения.
Ктому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, еслион сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видити пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление,становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и вклассе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет егоуверенность в собственных возможностях.
Следуетзаметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональнойприподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итогеприводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к болеевысоким результатам.
Поокончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку втечение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охраназдоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охраназдоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических ипсихологических условий для организации учебной деятельности, но ипрофилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Какпоказывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человекаявляется его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных летответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансовжить, не болея.
Понятие«здоровьесберегающие» можно отнестик любой педагогической технологии, котораяв процессе реализации создает необходимые условия длясохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — учащихсяи учителей. И самое главное,что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Благодаря общему усилию учителей,учеников и родителейпо здоровьесбережения, благодарясистематической, последовательной и творческойработе по организации физкультминуток, динамических пауз и другим технологиям обеспечиваетсядостаточный уровень функциональной деятельностивсех органов и систем организма детей на уроке, их общее бодрое состояние. Учителяначальных классов используют в учебно- воспитательном процессе здоровьесберегающие формы работы:
— утренняя гимнастика;
— физкультминутки, подвижныеигры, упражнения;
— дыхательная гимнастика;
— пальчиковая гимнастика;
— звуковая гимнастика;
— игры и игровая терапия;
— сказки и сказкотерапия;
— гимнастика для глаз;
— цветотерапия;
— упражнения для снятия напряжения, улучшения осанки;
— тематические воспитательные часы, праздники.
— встречи с медицинскими работниками;
— оформление стендов,стенгазет;
— уроки вприроде.
Самый лучший способ начать учебный день с утренней гимнастики. Она может быть представлена, какфизкультурной паузой, или дыхательной гимнастикой.Вариантов много, главное, в этом приеме,что вся школа собирается вместе и настраивается на рабочий лад, получаетположительные эмоции, которыепомогут сделать рабочийдень лучшим.
Утренняя гимнастика начинается с ходьбы. Комплексутренней гимнастики включаетупражнения для различных групп мышц. Сначала — для мышц плечевого пояса и рук — потягивание, разведение рук в стороны, вращение перед грудью. Затем упражнениядля туловища и ног — наклоны, повороты,приседания, прыжки. Заканчивается утренняя гимнастика бегом или подскоками, переходящие в ходьбу .
Подвижные паузы необходимо проводить на всех уроках, особенно это важно для первоклассников, у которых еще недавно основнымвидом деятельности была игра.На уроках письма рекомендуется проводить такиефизкультурные паузы:
1. Упражнение«Потягивание»: сидя раскрыть руки, поднять вверх, потянуться назад, потомвперед, вправо, влево (3раза).
2. Упражнение «Обороты»: сидя выпрямить руки вперед, сделатьобороты кистями рук.
3. Упражнение«Наклоны»: встать, руки на пояс и под счет учителя сделать наклонывправо, влево (2 раза).
4. Игра «Конек».Руки на поясе. Подпрыгивая на двух ногах, передвигаться вперед в направлении к доске, а затем в обратном направлении.
5. Игра «Ветер».Школьники представляют, как ветер колышетдеревья, поднимают руки вверх, делают наклоны вместе с туловищем вправо и влево,имитируя при этом шум ветра.
Оздоровительные минутки во время уроков должны комбинировать в себе физические упражнения для осанки,упражнения для глаз, рук, шеи, ног. Физическиеупражнения лучше проводить под музыкальное сопровождение. Этот прием помогает снять усталость,восстановить равновесие учеников. Такие упражнения можно достаточно успешнопредоставлять проводить самим учащимся или сочетать с элементами игр. К примеру:
— Сейчас встают те, у кого день рождения зимой и весной; тоже самое сделаютвсе, кто родился летом и осенью.
Упражнения — энергизатор
Энергизатор — это короткое упражнение, которое восстанавливает энергию класса. Назначение энергизатора науроке — создание положительной психологическойатмосферы в классе, восстановления энергии и усиление групповой активности. Энергизатор полезен для ослаблениямонотонности, возбуждение активности учащихся и поощрения их к дальнейшей работе.
Например, упражнение «Коллективный крик». Все становятся в круг. Руководитель просит всех сесть. По сигналуруководителя все начинаюттянуть звук, одновременно поднимаясь. В процессе вставания шум должен расти. Пиком является подпрыгивания споднятием рук вверх. Затем шум постепенно стихаетс момента возвращения в исходное положение.
Упражнение «Цветок». «Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечки. С семечки проклюнулся росток. Сростка вырос прекрасный цветок. Нежитсяцветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем».
(Выразительные движения: сесть на цыпочках,голову и руки опустить,поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны— цветок расцвел,голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глазаполузакрытые, улыбка, мышцы лица расслаблены).
Дыхательная гимнастика.
Уроки гимнастики полезноначинать с дыхательной гимнастики, которая хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу, развивает воображение. Также упражнениядля развития дыхания тренируют различные виды выдохов.
Вот некоторыеупражнения для развитиядыхания.
1. «Свеча». Возьмите узкуюполоску бумаги и, представьте, что это свеча, дуйте на нее. Струя выдохе должен быть без резких колебаний — бумага контролирует равенство выдохе.
2. «Надувание шариков».Имитирование надувания шарика.
3. «Рубка дров». Дети становятся прямо, ноги шире плеч. Руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимаютруки вверх, вдыхают,прогибаются назад. Затем, резко выдыхают, со звуком «ха» наклоняются, опускаютруки, как при ударе топором, между ног и сразу поднимают их вверх. Повторить 5-10 раз. Очень важно,чтобы звук «ха» был результатом резкого выдоха,шел с грудной клетки. Упражнение хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу .
Пальчиковая гимнастика.
Игры с пальцами были созданы для детей дошкольного возраста, но ими весьма уместно пользоваться вначальной школе, они помогут учителю нетолько развивать речь и интеллектуальные способности ребенка, а также снимут психическую нагрузку, пригодятсядля создания рабочего ритма в течение дня.
Игра — любимая форма работы для детей, особенно младшегошкольного возраста. Существуют много игр, которыеможно назвать терапевтическими. Такие игры полезны длялюбых детей, потому что учат дружному общению,пониманию, снижают напряжение и формируют определенные моральные принципы. Благодаряигровой терапии ребенокприучается смело высказывать свое мнение, самостоятельно принимать решения. Чем интереснее игровыесобытия, которые используются на уроках, тем незаметнее, но эффективнее ученикизакрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины детей, является непременнымусловием каждой коллективной деятельности. В процессе игры у детей формируются понятияи нормы гражданского поведения, а также воспитываются определенныекультурные навыки. Большинствоподвижных игр имеет широкий возрастной диапазон: они доступны детям разныхвозрастных групп.
Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, которые развивает легкаяатлетика, распространяет кругозор детей, влияет на психологическое состояние, воспитывает морально-волевые качества, способствует соблюдениюдисциплины, раскованности и приносит пользу в повседневной жизни. Занимаясь подвижными играми, дети совершенствуют строение тела: укрепляютмышцы спины, верхних и нижних конечностей; корректируют осанку, походку. Можно назвать такиеподвижные игры: «Мы веселые дети», «Гуси — лебеди», «Охотники»,
«Второйлишний» и др.
Включаяна занятия физической культуры игры и эстафеты «включается эмоциональныйрычаг», тем самым, изменяя характер деятельности. Например, для закрепленияместа в шеренге или в колонне можно использовать такие игры, как «Найди своёместо», «Кто быстрее». Эстафеты линейные и по кругу, подвижные игры «Командабыстроногих», «Вызов номеров», «Салки», «Бездомный заяц» и другие способствуютразвитию скоростных качеств у обучающихся.
Прыжковые упражнения в играх и эстафетах выполняются интенсивно,быстро и мощно. Для некоторых обучающихся подвижная игра «Зайцы, сторож иЖучка» помогает преодолеть барьер страха перед прыжком в высоту. Выносливостьразвивается в таких подвижных играх, как «Салки», «Третий лишний»,«Кошки-мышки» и другие.
Использование подвижных игр должно сдвигаться в сторону психологическойготовности к стартам, имитации соревновательных ситуаций. Например,использование игр «Ждут нас быстрые ракеты…», «Эстафеты по кругу со стартом впаре», для отработки тактических действий и беговых ситуаций.
Как бы не интересны были игры и эстафеты, интерес к ним при слишком частомприменении теряется. Поэтому творческий подход к планированию урока простонеобходим.
Игрыв подготовительной части урока «Белые медведи» или «Ловля парами»,«Невод», характерны тем, что все занимающиеся в основном находятся в движенииво время игры (минимально время «простоя»). Игры с успехом заменяют «гладкий»разминочный бег.
Восновной части урока подойдут игры: «Сумей догнать»,«Караси и щука», линейные эстафеты, круговые эстафеты и мн. др.
Игры с мячом любимы всеми занимающимися, поэтому взаключительной части школьникам особенно нравиться игратьв «Выбивало», «Снайперы», «Охотники и утки», «Перестрелка» и др. Приведенныеигры хорошо развивают все физические качества в комплексе, являются отличнымииграми в подготовке обучающихся к метанию.
Самыми известными играмина восстановление можно назватьследующие: «Красный, желтый, зелёный», «Запрещенное движение», «Разведчики»,«Небо, земля, вода», «Великаны и гномы» и другие.
Игры, наиболее часто используемые при развитиивыносливости: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», «Драконы», «Круговыеэстафеты» и др.
Занимающиеся с большим желанием принимают игры наразвитие ловкости: «Салки», «Ловля парами», «Мороз», «Эстафеты с предметами»,игры с использованием мяча, предметов, например: «Выбивало», «Снайпер», «Мячкапитану» и другие.
Развлекательные — это игры — забавы (игры с куклами, предметами, танцевальныеигры) праздничные развлекательные игры, театральные игры. Такие игры расширяют интересы школьника,формируют культуру общения, воспитывают чувство юмора.
Театральныеигры наделяют учеников полными ролями при розыгрыше сказок,историй. В такие игры играют любые классы. «Эврика», «КВН»,
различные пантомимы, «Юный детектив», «Странасказок», осенние праздники. Эти и многие другие игры остаются любимымразвлечением учеников на протяжении всего школьного жизни.
Игра-фантазия — в таких играх детское воображение реализуется в ролевом поведении с помощью различныхсредств беспредметной игрового действия. То есть мимики,рисунков, интонации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно отметить, что здоровьесберегающие технологии учат детей жить без конфликтов; обучают укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Эти технологиипрививают им принципы здорового образа жизни, усиливают мотивациюк обучению. Учителяв тесной взаимосвязи с учениками, родителями, медицинскими работниками, практическими психологами, социальными педагогами и социальными работниками, всеми теми, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья детей, способны создать здоровьесберегающую образовательную среду.
Цель работы, которая ставилась нами в начале работы – теоретическоеобоснование и исследование по организации сохранения здоровья учащихсяначальных классов посредством применения образовательных здоровьесберегающихтехнологий.
Для достижения поставленной цели мы проанализировали проблемуздоровьесбережения: пути её решенияв образовательном процессе, рассмотрели и охарактеризовали понятиеи виды здоровьесберегающих технологий, изучилиособенности применения здоровьесберегающих технологий в начальнойшколе.
Рассмотрение понятия здоровьесберегающих технологий в психолого- педагогической литературе, что позволило нам установить, что здоровьесберегающиеобразовательные технологии — это совокупность тех принципов, приемов, методовпедагогической работы, которые,дополняя традиционныетехнологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
В настоящее время существует несколькоклассификаций видов здоровьесберегающих технологий. Наиболееобщая классификация выглядит так:технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения; технологии обучения здоровому образу жизни, психолого- педагогические технологии, используемые учителями в урочнойи внеурочной деятельности; коррекционные технологии.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена первостепенностью ее как общенациональной проблемы. Поэтому основнаязадача педагогов и руководителей– обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную системуработы – и собственную,и в образовательном учреждении — поздоровьесбережению. Свою долюответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несет и системаобразования. Учителя начальныхклассов используют в учебно- воспитательном процессездоровьесберегающие формы работы: утреннюю гимнастику,физкультминутки, подвижные игры, упражнения, пальчиковую гимнастику, цветотерапия; упражнения для снятия напряжения, улучшения осанки; тематические воспитательные часы, праздники, оформление стендов, стенгазети пр. Таким образом, системаздоровьесбережения – это система, основанная на «стыке» возрастной физиологии, валеологии, детской психологии, педагогики, методикии других наук, включающая арт-терапию, арт- педагогику и прочие здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие современные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Списоклитературы:
1. Вайнер,Э. И. Как сохранить здоровье учеников. Методические разработки для учителя. / Э. И. Вайнер.Москва: Чистые пруды,
2012.
2. Горохова,Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2012. – № 7. – С. 33-38.
3. Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, утверждённогоприказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373; (в ред.приказов МинобрнаукиРФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014№ 1643, от 18.05.2015 № 507); (электронная версия)
4. Лях В.И.Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И. Ляха. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразовательныхорганизаций / В.И. Лях. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 104 с.
5. Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, утверждённогоприказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373; (в ред.приказов МинобрнаукиРФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014№ 1643, от 18.05.2015 № 507).
