Технологии индивидуализации образовательного процесса
в условиях реализации ФГОС
Индивидуальноеобучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействуетлишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).
Индивидуальногообучения позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебнойдеятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием иоперацией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнанияк знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность какобучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, ноконтролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все этопозволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своихсил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяетдостигать высоких результатов обученности.
Индивидуальный подход – это:
· принцип педагогики, согласно которому в процессеучебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельнымиучащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
· ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении сним;
· учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
· создание психолого-педагогических условий не только для развитиявсех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализацияобучения — это:
1) организация учебногопроцесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливаетсяиндивидуальными особенностями учащихся;
2) различныеучебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческиемероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технологияиндивидуализированного обучения — такая организация учебного процесса, прикоторой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являютсяприоритетными.
Предпосылкойиндивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые впервую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы:обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
Индивидуальнаяработа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.
Технологиииндивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие всезвенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Основные цели индивидуализированного обучения:
• сохранение и дальнейшееразвитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей(способностей);
• содействие средствамииндивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждениенеуспеваемости учащихся;
• формированиеобщеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждогоученика;
• улучшение учебноймотивации и развитие познавательных интересов;
• формирование личностныхкачеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Общие особенности технологий индивидуализации
• Учет факторов, которыеобусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении,в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
• Способы преодоленияиндивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.
• Учет и преодолениенедостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабостиволи.
• Оптимизация учебногопроцесса применительно к способным и одаренным учащимся.
• Предоставление свободывыбора ряда элементов процесса обучения.
• Формированиеобщеучебных умений и навыков.
• Формирование адекватнойсамооценки учащихся.
• Использованиетехнических средств обучения, включая ЭВМ.
Индивидуальнаяобразовательная программа реализуется различными способами обучения: занятие вклассе, групповые занятия, самостоятельное изучение, практика, домашняясамостоятельная работа.
Контролирующаяструктура индивидуального образовательного маршрута включает контрольные точкисоприкосновения ученика со школой:
1. Текущий контроль,подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (класснымруководителем), посещение консультаций и т.п.
2. Отчётность повыполнению учебных модулей.
В ходевыполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнутьнеобходимость его корректировки. Она производится тьютором (класснымруководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителейпозволяет живо реагировать на запросы рынка труда.
Шесть уровнейсложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицунеуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированныйк способностям ученика, к развитию способностей.
Из всего многообразиятехнологий, претендующих на реализацию индивидуального обучения, наиболееинтересны: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневоеобучение, «Портфель ученика», доказавшие свою эффективность на протяжениимногих лет в разных странах мира. Все указанные технологии органичновзаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную
Технологиикомпенсирующего обучения. Определённая часть (до 20%) детей,поступающих в общеобразовательную школу, имеют различные психосоматическиедефекты, которые без дополнительной психолого-педагогической помощи приводят кхроническому отставанию в учебной деятельности и последующей социальнойдезадаптации. В связи с этим в общеобразовательных школах существуют классыкомпенсирующего обучения, где предусмотрены специальные диагностико-коррекционные программы, выявляющие и корректирующие дефекты развития детей,т.е. дополнительные педагогические усилия в отношении отстающих учащихся).
Обучение всотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольнодавно. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями,умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем егоиндивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации,формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться,творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.
Главная идея обучения всотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Технология метод проектов.
Метод проектов— это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализироватьучебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность впланировании, организации и контроле своей деятельности.
Основа метода проектов– идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленностьна результат, который получается при решении той или иной практически илитеоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить,применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата,необходимо научить детей самос-тоятельно мыслить, находить и решать проблемы,привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозироватьрезультаты и возможные последствия разных вариантов решения, уменияустанавливать причинно-следственные связи.
Исследовательские проекты,творческие проекты, ролевые, игровые проекты, межпредметные проекты.
Технология разноуровневое обучение.
Разноуровневоеобучение – организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждыйученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметамшкольной программы на разных уровнях («А», «В», «С»), но не ниже базового, взависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Приэтом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия поовладению этим материалом, творческому его применению.
Следующейтехнологией является «Портфель ученика».
Особенностьюучебного процесса, ориентированного на личность с учетом его индивидуальныхособенностей и способностей является то, что:
• в его центре находитсяученик, его познавательная и творческая деятельность;
• роль учителя в учебномпроцессе чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении;
• ответственность зауспех учебной деятельности учащиеся берут на себя;
• главная цель такогообучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,нравственных ценностей.
«Портфель»включает в себя классные и домашние работы учащихся в течение семестра.Предполагается, что учащиеся предоставят свои «Портфели» на конференцииродителей, чтобы продемонстрировать умение думать самостоятельно, творческиприменять полученные математические знания, давать им собственную оценку. Этобольше, чем просто свидетельство их достижения. Это – возможностьсамостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой сродителями.
В настоящеевремя все большее значение приобретают такие возможности, как получениеобразования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках однойшколы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современныхинформационных технологий становится реальным получать образование не толькоочно, но и дистанционно, не покидая дома. Глобальная сеть Интернет открываетдоступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальныеусловия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации.Появляется возможность организации совместных проектов учащихся разных странмира, обмена опытом учителями, студентами, учеными.
Главнымрезультатом введения ФГОС должна стать успешная адаптация ребенка ко взрослойжизни во взрослом обществе.
Современноеобщество ориентирует школу на развитие и воспитание человека инициативного,творчески мыслящего, умеющего находить нестандартные решения, осознанновыбирающего свое будущее. Сегодня решение этой задачи возможно черезиндивидуализацию обучения — процесс раскрытия индивидуальности ребенка вспециально организованной учебной деятельности Философ, поэт 19 векаЭмерсон отмечал: «Чем бы ты не занимался, тебе требуется смелость. Какую быдорогу не выбрал, всегда найдется кто-то, кто будет говорить тебе, что тыошибаешься. Трудности существуют всегда, и это искушает тебя согласиться с тем,кто критикует выбранный тобой путь. Чтобы спланировать что-то и следоватьсвоему плану до конца, отчасти требуется такая же смелость, какая требуетсясолдату».
Новое времязаставляет принять идеологию ФГОС. В руках педагога человеческие сердца,человеческие души, человеческие судьбы. Пусть же все содержание нашего трудаимеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят мир,делая его более светлым, добрым, веселым.
