X-PDF

Технология дифференцированного обучения Доклад

Поделиться статьей

Технология дифференцированного обучения

на уроках русского языка

 в начальных классах

 

 

    Внедрение современных образовательныхтехнологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения.Формировать у учащихся основные универсальные действия позволяет технология дифференцированного обучения, которая является  базовой  технологией ФГОС.

    Что же такое дифференцированное обучение?

Дифференцированное обучение — это работа по однойпрограмме, но на разном уровне сложности в рамках классно — урочной системы сцелью развития личности каждого ученика.

     Дифференциация – это форма организации учебной деятельностишкольников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиесяспособности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение,расслоение целого на различные части, формы, ступени.

  Дифференциацияв образовании — это создание различий между частями образовательнойсистемы (школами, классами, группами) с учетом одного или несколькихнаправлений. Дифференциация предполагает вариативность темпаизучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видовдеятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороныучителя.

    Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь“слабым”, развивать способности “сильных”.

    Чаще всего мы, учителя, работаем в клас­се, гдесобраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями.

   Дети по — разному усваивают материал, по — разномуотносятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить.

 Поэтому я для себя ставлю цели:

во-первых, обеспечить каждому ученику базовый уровеньподготовки;

во-вторых, создать благоприятные условия тем, ктопроявляет интерес к обучению по предмету;

в-третьих, стараюсь использовать возможность тесногосотрудничества ученика и учителя.

  Таким образом, дифференцированный подход к учащимсяпозволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даётвозможность справляться с заданиями, способствует повышению интереса к учебнойдеятельности.

        Дифференцированное обучение не только науроках русского языка, но и на других уроках — актуальная проблема современнойшколы.

  Повторюсь: дифференцированное обучение – это работапо одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочнойсистемы с целью развития способностей каждого школьника.

    Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошоразработан теоретически, многие практические вопросы оста­ются открытыми, аименно:

— как организовать учет индивидуальных особенностейучащихся; 

— как луч­ше разделить их на подгруппы (т. е. выделитьсильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ре­бенок неуспевает по предмету;

— как методически правильно построить урок;

— как организовать постоянную работу с хорошо ус­певающимиучениками;

— как проводить дифференцирован­ные проверочные работыи оценивать их;

— исходя из каких критериев от­бирать учебный материалдля каждой группы и как предъявлять его (в учеб­нике дифференцированных заданийнедостаточно).

 

 Еще К. Д. Ушинский, рассматривая вопросы организацииучебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детямзадания в соответствии с их подготовкой.           

  Замысел моей работы заключается в том, чтобы показать,как я организую дифференциацию работы учащихся на уроке на разных этапах.

Для того чтобы все учащиеся класса глубоко и прочноусвоили новый материал, я подхожу к ним дифференцированно, учитываяиндивидуальные особенности каждого.

Наиболее значимыми для реализации дифференцированногообучения выступают для меня следующие принципы:

А) проблемности (получение знаний не в готовом виде, ав результате собственной активной познавательной деятельности);

Б) индивидуализация (организация деятельности с учетоминдивидуальных способностей);

В) создание мотивации (активная мыслительнаядеятельность);

Г) взаимообучение (мобилизация групповых, парных формдеятельности).

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечьв работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

 На уроках русского языка класс делится на 3 группы.

  Первая группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, свысокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, заданияим даю повышенной трудности, используя тесты и  карточки  .

   Вторая группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для нихнеобходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного переходав 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитыватьсамостоятельность, уверенность в своих силах .

      Третья группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результатеих                   педагогической запущенности или низких способностей. Этойгруппе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваиватьматериал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группаработают самостоятельно .

  Для успешного усвоения нового материала важны подготовительныеупражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при ихвыполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо приобъяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужныевыводы делаю со всеми детьми класса.

         На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнитьнебольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками,которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсьразнообразить эти работы, проводить их в виде игр .

    Каждый ученик заранее оформляет на карточкезадание, которое он приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаютсяиндивидуальные задания, составленные не учителем, а учеником. Проверяют икорректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный приемсотрудничества учителя и ученика.

    Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, всеполучают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используетсянаглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны послепервого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Поэтому отделяю группудетей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения,а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяю правило болеедетализировано, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическуюдеятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательныезадания. Объяснение заканчиваю образцовым ответом сильного ученика, сиспользованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения.

      В любом случае перед учащимися ставлю единуюпознавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими ихспособностям и возможностям. Новый теоретический материал не даю в готовомвиде.

      Наличие теоретических задач делает обучениепроблемным.

Особое значение здесь приобретает организациясамостоятельной работы учащихся по извлечению необходимой теоретическойинформации. Самостоятельную работу предваряю различными заданиями

     При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждаягруппа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать,так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (иливсе).

Продумываю задания до мелочей, особенно рациональнуюпроверку всех заданий. В этом помогают мультимедиа, схемы опоры, тестовыезадания и другие.

          Для закрепления теоретического материала яготовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал всоответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, гдеиспользую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работыучащихся:

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

 

Первый вариант: учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют этизадания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практическихзаданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости наошибки. Затем учащиеся меняются ролями.

Второй вариант:  я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие заодной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если ониприходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образомсигнализируют учителю. Я организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самымдети учатся, обучаясь и обучая.

     В период обучения, применения знаний, закрепленияумений и навыков, учащиеся включаются в активную познавательную деятельность,которая сначала осуществляется под руководством учителя, а затемсамостоятельно.

 От урока к уроку провожу дифференциацию заданий.

Использую разноуровневые задания на карточках ипредлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.

  Считаю, что большое значение имеют индивидуальныесамостоятельные работы:

во-первых, возрастает роль самого ученика вопределении содержания работы, в выборе способов ее выполнения;

во-вторых, возникает возможность сотрудничестваучителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческогохарактера.

   Самостоятельные индивидуальные задания использую нетолько при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важноправильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика 

Это могут быть:

Задания на сравнение, сопоставление явлений.

Задания, ориентирующие учащихся на поиски болееэкономных. рациональных форм выполнения и проверки заданий.

 

 Дифференцированный подход в целях оптимизации использую при подборе домашнихзаданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему вовладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированноезадание поднимает на более высокую ступень развития.

   Домашние задания распределяю по группам (по степенисложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе -каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихсячасто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме,составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)

   Я  считаю, что дифференцированное домашнеезадание для учеников I груп­пы должно быть направлено на расши­рение иуглубление знании, умений и навыков, выполнение упражнений, тре­бующихтворческого подхода;

задания для учеников II группы — науглубленное изучение нового материала.

У школьников III группы домашние за­дания служат закреплениюоснов изу­ченного и ликвидации пробелов в зна­ниях, умениях, навыках.

Таким образом, дифференцированная работа должнатщательно планироваться на всех этапах урока.

Очень важно организовать рациональную проверкудомашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому использую разныеспособы проверки:

самопроверку (доска, мультимедиапроектор),

 взаимопроверку,

слабых учеников проверяю чаще сама.

Во время проверки заданий сильных учащихся привлекаювнимание всего класса, так как способным даю задания творческого характера(составить предложения по схемам, придумать текст по заданной теме, по данномуначалу, концовке, употребив ряд слов, написать сказку и т. д.)

 

   Дифференцированный подход к учащимся очень важенпри организации работы над орфографическими ошибками, которая является важнымсредством повышения грамотности учащихся.

   К оценке знаний, умений учащихся я тоже подхожудифференцированно, т.е. учитываю и личностные критерии. Оцениваю не толькоцифрой, но и словами, подбадриваю детей. Часто дети сами себя оценивают.

    К уроку контроля я подбираю задания по вариантамна выбор самих учащихся.

    Задания первого варианта требуют воспроизведениематериала, содержат определенную дозу помощи.

  Задания второго варианта направлены на применениезнаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями.

  Задания третьего варианта рассчитаны на учащихся,проявляющих большую степень самостоятельности(творческие задания). Оцениваютсязадания разных вариантов неодинаково.

 

 Дифференцированное   обучение предполагает соблюдениеследующих условий:

— учитель хорошо знает школьника ,его индивидуальные ипсихологические особенности, его сильные и слабые стороны;

— ученики достигли определенного уровня уменийсамостоятельного приобретения знаний;

— в классе есть коллектив.

  Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла квыводу, что отношение ребят изменилось к таким формам учебной деятельности какпарная, групповая, индивидуальная. Учащиеся проявляют большой интерес и желаниеработать в парах, группах, любят получать индивидуальные задания исамостоятельно разбираться в них.

  Дифференцированные задания  должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

  Начинаю работу с более простых упражнений,постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений.Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске,карточках. Их можно разделить на два вида:

обязательные задания;

Они способствуют умению правильно применять изученноеправило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны длякаждого ученика.

дополнительные задания;

Они рассчитаны для тех детей, которые справились собязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Этизадания повышенной трудности на применение изученного материала, требующиесравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражненийможет быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока.

  Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваюобъем работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки,этим содействуя развитию познавательных способностей.

     Ястараюсь применять дифференцированный подход  практически на каждом урокерусского языка, используя при этом различные варианты заданий.

   Таким образом, дифференцированный подход к обучениюприносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которыминогда физически трудно учиться в рамках обычной программы .Решается проблеманеуспеваемости , потому что каждый учится так, как может. Именно поэтому вклассе улучшается психологический климат, становится реальностью усвоениекаждым общеобразовательного минимума.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет