Управлениеобразования муниципального района «Печора»
Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83общеразвивающего вида» г. Печора
Ранняяпрофориентация старших дошкольников: «Город Мастеров»
(методическаяразработка)
г.Печора
2022г.
Аннотация
Методическаяразработка «Ранняя профориентация старших дошкольников: «Город Мастеров» раскрываетопыт организации модели игрового пространства, а также методику организациипрактической деятельности детей в данном игровом пространстве. «Город Мастеров»- это симбиоз игрового пространства и игрового события.
В настоящейметодической разработке модель организации игрового пространства «ГородМастеров» и связанная с ней игровая деятельность детей (игровое событие «ГородМастеров») рассматривается как нетрадиционная форма профориентационной работы сдетьми старшего дошкольного возраста.
Методическаяразработка предназначена педагогам дошкольных образовательных организаций.
В основуметодической разработки положена идея, реализуемая детским интерактивным развлекательнымцентром «Кидбург».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
1. Возрастные характеристики детейстаршего дошкольного возраста………6
2. Организация игрового пространства«Город Мастеров»……………………7
2.1. Характерные особенности «ГородаМастеров»……………………………….7
2.2.Моделирование игрового пространства «Города Мастеров»……………….7
2.3.Моделирование предметно-пространственной среды
в пределах локаций…………………………………………………………….8
3. Методика организацииигрового события «Город Мастеров»………………9
3.1. Организация «рабочего дня» в «ГородеМастеров»………………………….9
3.2. Роль взрослых в «Городе Мастеров»…………………………………………10
3.3. Роль детей в «Городе Мастеров»……………………………………………..10
3.4.Особенности взаимодействия работников в «Городе Мастеров»………….10
Заключение…………………………………………………………………….12
Приложение……………………………………………………………………13
Введение
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать –
и я пойму.
Конфуций
В настоящее время ранняяпрофориентация является актуальным и малоизученным направлением деятельности дошкольныхобразовательных организаций. Работу в этом направлении необходимо начинать именнос дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностныемеханизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственныхличностных качеств. Но педагоги-практики в работе с детьми по раннейпрофориентации сталкиваются с рядом противоречий: с одной стороны, детистаршего дошкольного возраста проявляют интерес к профессиональной деятельностивзрослых, испытывают потребность в приобретении нового для них социального опыта,с другой стороны, это внимание, к важному и значительному, теряется, если не учитываютсяличные интересы и потребности каждого ребёнка.
В последнее время на аренедошкольного образования начали появляться методические разработки, раскрывающиеперед детьми мир профессий, но большинство из них основаны на словестныхметодах формирования представлений детей о профессиях, что значительно обедняетпрактику дошкольного образования в этом направлении. Кроме того, обнаруживаетсяпотеря детского интереса к сюжетно-ролевой игре и недостаток свободной игры вцелом. Проблема заключается ещё и в отсутствии современных форм, методовознакомления дошкольников с миром профессий.
Эти факты приводят кнеобходимости поиска новых эффективных форм профориентационной работы состаршими дошкольниками, учитывающих требования федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования и основанных на интересах детей.
В моменты поискатаких форм у нас возникло предположение, что создание в детском саду условий ввиде специального игрового пространства и организация в этом пространстве профессионально-ориентированнойпрактической деятельности детей, позволит им усвоить необходимый социальныйопыт быстрее и прочнее в новом качестве.
Даннаяметодическая разработка предлагает возможное решение вышеуказанных проблем приведении профориентационной работы педагогов-практиков со старшимидошкольниками. Моделирование и использование игрового пространства «ГородаМастеров» способствует не только ранней профориентации дошкольников, но иразвитию у них самостоятельности и инициативы, коммуникативных навыков,поддержке детских интересов, развития самосознания; выявлению и развитиюспособностей каждого ребенка как предпосылок, в последующем, осознанного выборапрофессии.
Цель методическойразработки заключается в раскрытии опыта организации и использования моделиигрового пространства «Город Мастеров» в практической деятельности старшихдошкольников.
1. Возрастныехарактеристики детей старшего дошкольного возраста
Почему же даннаяметодическая разработка ориентирована на старших дошкольников? Ответ на этотвопрос кроется в возрастных особенностях детей 5-7 лет.
Важнейшимприобретением именно старшего дошкольного возраста является произвольность,выражающаяся в способности ребёнка действовать в соответствии с поставленнымицелями и достигать результатов. Дети старшего дошкольного возраста способныпринять задачу, запомнить и припомнить. У детей 5-7 лет хорошо развита образнаяпамять. Произвольность психических процессов позволяет приобщить детей кпреобразовательной деятельности с элементами творчества. У детей старшегодошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другогочеловека, сравнивать себя с другими. Эта способность позволяет формировать уних осознанный интерес к деятельности взрослого и результатам его труда, атакже представление о своих индивидуальных предпочтениях и возможностях. Кконцу старшего дошкольного возраста возникает новый уровень самосознания иволевой регуляции поведения. Он характеризуется устойчивой системой отношений ксебе, людям, окружающему миру. Детей старшего дошкольного возраста всё большеинтересует мир взрослых и всё, что с этим связано – их деятельность, окружающиепредметы и т.д.
Практическаядеятельность детей в «Городе Мастеров» предполагает сформированность у нихэлементарных представлений о профессиях и связанной с ними профессиональнойдеятельностью взрослых, что обеспечивает возможность освоения детьми ужепрактического опыта.
Выполнениетрудовых обязанностей и поручений детьми в рамках игровой деятельностиобеспечивается произвольностью всех психических процессов, а выполнениеустановленных правил – способностью к саморегуляции поведения, что становитсявозможным только в старшем дошкольном возрасте.
2. Организацияигрового пространства «Города Мастеров»
2.1.Характерные особенности «Города Мастеров»
«Город Мастеров» – этоспециально созданное взрослыми, в условиях детского сада, игровое пространстводля освоения детьми старшего дошкольного возраста доступных профессиональныхнавыков. По сути, это пространство есть маленькая модель реального мира. «ГородМастеров» предоставляет детям возможность осознать свои склонности копределённым видам деятельности, а формат игры делает получение новых знаний инавыков увлекательным и захватывающим.
Город Мастеров – это формаорганизации образовательного процесса, ориентированная на ребёнка.
Отличием такойформы игровой деятельности, как «Город Мастеров», от традиционнойсюжетно-ролевой игры является то, что дети не могут самостоятельно моделироватьситуацию на «рабочих местах», меняться ролями друг с другом, имитироватьтрудовые действия. Игровая деятельность в «Городе Мастеров» максимальноприближена к реальности: получение трудовой книжки на «бирже труда», выборпрофессии, инструктаж в каждом из учреждений (локации), выполнение трудовыхпоручений и трудовых действий с использованием настоящих, либо максимально приближенныхк настоящим, орудий труда и оборудования, получение денежного вознаграждения заработу (зарплата). Игровые сюжеты, как таковые, отсутствуют. Их заменяютигровые ситуации, смоделированные взрослыми с целью обеспечения взаимодействиямежду работниками разных организаций, либо одной группы профессий.
Накануне игровогособытия с детьми обсуждаются правила нахождения в «Городе Мастеров» (Приложение1).
2.2. Моделирование игрового пространства«Город Мастеров»
Данная формаорганизации пространства должна обеспечить функционирование «города» какцелостной социальной системы, взаимосвязь социальных и производственных«учреждений» друг с другом и с «жителями» города (воспитанниками групп детскогосада, не вовлечёнными в производственный процесс), а также «погружение» детей вновую для них реальность. Дети учатся взаимодействовать друг с другом как врамках локации, так и в пространстве всего «города»; ориентироваться вокружающей обстановке и включаться в воображаемую ситуацию.
Моделированиепрофессионально-ориентированной среды «Города Мастеров» должно способствоватьформированию у старших дошкольников базовых представлений о многообразиипрофессий и помочь им приобрести элементарный практический опыт, способствующийразвитию их эмоционального отношения к миру профессий и подготовке косознанному самоопределению.
Для создания игровогопространства предлагается задействовать все свободные помещения дошкольнойобразовательной организации, отвечающие требованиям безопасности. Это могутбыть даже общие коридоры и рекреации, помещения для дополнительногообразования, групповые помещения. От количества выделенных помещений будетзависеть количество профессий, реализуемых в течение одного дня.
Заранее, совместнос детьми, продумываются названия улиц «города», на которых будут находитьсясоциальные и производственные учреждения, составляется схема расположениялокаций с указанием названий улиц и номеров домов. Для свободной ориентациидетей, не умеющих читать, на схему «города» наклеиваются определяющие профессиюкартинки, которые располагают в местах соответствующих локаций (Приложение 2).Также названия улиц и картинки вывешиваются на месте расположения определённойпрофессии (на стенах, дверях).
С целью наиболее рациональнойорганизации детей в игровом пространстве, организаторам рекомендуетсясхематично обозначить наибольшее количество детей, которые могут находиться впределах одной локации (например, «Ферма»). Это могут быть наклеенные рядом слокацией круги по количеству «рабочих» мест каждой профессии (определившись спрофессией, ребёнок занимает любой свободный круг рядом с выбраннымучреждением), либо браслеты, которые дети будут надевать на руку на входе. Этиправила обговариваются с детьми накануне.
2.3. Моделированиепредметно-пространственной среды в пределах локаций
Тематическиеигровые комплексы, при необходимости, изготавливаются из подручных средств какпедагогами, так и воспитанниками. Атрибуты и профессиональная форма подбираютсяв зависимости от профессии и возможностей конкретной дошкольной образовательнойорганизации.
Создание атмосферытематических локаций зависит от конкретной профессии. Так, например, созданиеигровой локации «Ферма» предполагает обустройство пространства загонами для животных,моделирование курятника, конюшни, помещение в них «животных» и «птиц», а такжеприспособлений для выращивания рассады (Приложение 3).
В игровой локации«Пекарня» достаточно будет наличия ингредиентов для выпечки, профессиональнойформенной одежды и соответствующих профессии пекаря орудий труда (Приложение4).
Для создания игровой локации«Радио FM»необходимо настоящее оборудование: музыкальный центр или магнитофон, наушники,громкоговоритель (ретранслятор). Громкоговоритель имеет смысл только в томслучае, если в помещениях детского сада установлены динамики. Тогда радиоэфирслышат жители «города» и работники «организаций» (Приложение 5).
В отношении всехпрофессий: атрибуты и орудия труда должны быть реальными, либо максимальноприближены к реальным.
3. Методикаорганизации игрового события «Город Мастеров»
3.1. Организация «рабочего дня»
Максимальнаядневная продолжительность игрового события – 1,5 часа, включая перерыв между различнымивидами деятельности (локациями) и время на производственную гимнастику. За этовремя дети успевают попробовать свои силы в 2 профессиях. Продолжительностьосвоения 1 профессии составляет 30 минут. По истечении этого времени «ворганизациях» вновь объявляется набор «сотрудников» и дети выбирают уже другуюпрофессию. В конце рабочего дня проводится производственная гимнастика.
За 10 минут доначала рабочего дня детям предлагается выбрать профессию, которую они хотели быосвоить – профессии и соответствующие тематические локации дети видят на схемегорода. Здесь необходимо отметить, что дети делают выбор в пользу той или инойпрофессии самостоятельно, исходя из собственных интересов и предпочтений.
На «Бирже труда»каждому ребёнку выдаются «трудовые книжки» с вклеенными в них картинками,обозначающими профессии, и местом для печати, а также сумочки, в которые ониизначально складывают схему города и, по окончании освоения профессии, бумажныекупюры, имитирующие настоящие. Так как организовывать «Город Мастеров»рекомендуется 1 раз в квартал (кроме летнего периода), то трудовые книжкиостаются у детей до следующего игрового события.
При организации«Города Мастеров» педагоги в каждом последующем случае заменяют 50% профессий(в зависимости от запросов детей): если впервые были организованы такиелокации, как «Ферма», «Банк», «Почта», «МЧС», «Пекарня», «Ресторан», то вследующий раз убирают три самые не востребованные профессии и добавляют новые.Чем больше тематических локаций организовано одномоментно, тем интереснеепроходит игровое событие, создаётся больше возможностей для взаимодействиядетей-работников друг с другом во всём игровом пространстве.
Рабочий деньначинается со звонка (Взрослый подаёт сигнал звуками колокольчика).Определившиеся с профессией воспитанники занимают свободные круги возлетематических локаций. Если кругов (или браслетов) пять, то и работников этогоучреждения будет не более пяти.
В пределахтематических локаций работники-стажёры проходят инструктаж: им даётся краткаяхарактеристика выбранной профессии, называются вакансии (Например, «Почта»:оператор, почтальон, сортировщик), раскрывается специфика профессиональной деятельности,должностные обязанности, проводится обучение работе с профессиональным оборудованием.
После инструктажадети-работники договариваются между собой о закрытии вакансий, надеваютформенную одежду и приступают к выполнению должностных обязанностей ипоручений.
Работник-стажёробязательно должен добиться результата своей деятельности. По окончанииобучения (через 30 мин.) работнику выдаётся заработная плата и делается отметкав трудовой книжке об освоении профессии.
«Заработную плату»дети могут потратить по своему усмотрению в «Магазине» или положить в «Банк».
Рабочий деньзавершает производственная зарядка.
3.2. Роль взрослых в «Городе Мастеров»
Взрослые членыпедагогического коллектива заранее определяют, кто из них и в какой локациибудет сопровождать детей. После подачи звонка педагоги становятсяработниками-наставниками – каждый в пределах выбранной тематической локации.
Работники-наставникипроводят инструктаж для работников-стажёров. Инструктаж должен заниматьне более 5-10 минут рабочего времени за период освоения одной профессии (тоесть 5-10 минут из 30 возможных). Если нарушить этот регламент, в дальнейшеммогут потеряться «связки» между профессиями (работники «Пекарни» не смогутприступить к своим обязанностям, пока работники «Фермы» не подоят корову и недоставят молоко и яйца в «Пекарню»). Таким образом, инструктажработников-стажёров «Пекарни» будет составлять 10 минут, а работников «Фермы» -5 минут.
Работники-наставники даюттрудовые поручения работникам-стажёрам, но во время выполнения детьми своихтрудовых функций стараются не вмешиваться в процесс «напрямую».
Взрослые выполняют функциюнаблюдателя, координатора и, если необходимо, партнёра.
3.3. Роль детей в «Городе Мастеров»
Дети свободно передвигаютсяи ориентируются во всём игровом пространстве «Города Мастеров». Определившись свыбором профессии, воспитанники становятся работниками-стажёрами и приступают квыполнению своих должностных обязанностей (Приложение 6).
3.4. Особенности взаимодействия работниковв «Городе Мастеров»
Как и в настоящем городе, для достижениярезультатов труда необходимо взаимодействие разных учреждений друг с другом и сжителями города. Взаимодействие обеспечивается за счёт моделирования взрослымиразличных ситуаций. Игровые ситуации зависят, прежде всего, от фантазиивзрослых. Главное, обеспечить работой каждого работника-стажёра.
1. Примеринтерактива локаций «Ферма» и «Пекарня»: работники фермы в начале рабочего днядоят корову, проверяют наличие яиц у куры-несушки и сразу же отправляют молокои яйца в «Пекарню». Доставкой продуктов занимается «Почта» (Приложение 7).
2. Примеринтерактива локаций «Пекарня» и «Магазин»: работники «Пекарни» отправляютсвежую выпечку на продажу в «Магазин», а покупки в «Магазине» совершают обычныежители.
3. Примеринтерактива локаций «Ферма» и «Детективное агентство»: на ферме работникиобнаруживают пропажу куры-несушки и обращаются по телефону за помощью (телефонрекомендуется настоящий, так как в процессе диалога развиваютсяпрофессиональные коммуникативные навыки) в детективное агентство. Такимобразом, работники локации «Детективное агентство» обеспечиваются работой:отправляются на поиски курицы, собирая по пути «улики» (улики располагаются повсему «Городу Мастеров» организаторами: куриные перья, следы, яйца других птиц,яйца куры-несушки и т.д.) и анализируя их.
4. Примеринтерактива локаций «Почта» и «Пекарня»: работники почты производят доставкупродуктов в «Пекарню.
5. Примеринтерактива локаций «Редакция» и «Детективное агентство»: работник «Редакции» -корреспондент берёт интервью у следователей «Детективного агентства», затемприносит материал в редакцию для обработки.
Связкимежду работниками разных профессий, а также работниками и жителями тщательно продумываютсяи организуются взрослым, таким образом, чтобы не нарушить естественного ходаигрового события.
Заключение
Для поддержания интересастарших дошкольников к миру профессий и трудовой деятельности взрослых педагогамнедостаточно использовать в работе традиционные формы профориентационнойработы. Необходимо привносить в привычное что-то новое, будоражить пытливый умдетей, обогащать их новыми эмоциями и впечатлениями.
Наблюдения за игровойдеятельностью, проводимой в рамках игрового события «Город Мастеров», позволяетсделать выводы: дети демонстрируют показатели социальной, коммуникативной ипрофессиональной компетентностей; проявляют самостоятельность идисциплинированность; учатся понимать свои собственные потребности, проявлятьинициативу, доводить начатую деятельность до логического завершения; повышаетсякачество сюжетно-ролевых игр; дети на эмоциональном уровне становятся ближе кмиру взрослых; восприятие профессий становится осознанным за счёт приобретениядетьми элементарного профессионального опыта.
Практическоеприменение данной методической разработки способствовало достижениюпоставленных целей и доказало эффективность представленной формыпрофориентационной работы со старшими дошкольниками: «Город Мастеров» способствуетранней профориентации дошкольников, развитию у них самостоятельности иинициативы, коммуникативных навыков, поддержке детских интересов, развитиясамосознания; выявлению и развитию способностей каждого ребенка как предпосылок,в последующем, осознанного выбора профессии.
Представленныйопыт даёт положительные результаты, поэтому рекомендуется к применениюпедагогами-практиками.
Приложение1
Правилагорода Мастеров
1. Детимогут выбирать профессию самостоятельно, исходя из собственных интересов.
2. Ребёнокимеет право выйти из профессии в любое время, но при этом он должен будетдождаться следующего набора, либо принять на себя роль жителя города.
3. Приагрессивном поведении сотрудника-стажёра, он может быть уволен из организациидо окончания освоения профессии.
4. Наулицах «города» нужно быть внимательным и осторожным, чтобы не допускатьситуаций, угрожающих своему здоровью и здоровью жителей и трудящихся.
5. Дети-работникиимеют право по своему усмотрению потратить «зарплату» в день заработка, либоположить её в банк.
Приложение2
1 этаж
2 этаж
Приложение3
Приложение4
Приложение5
Приложение6
Приложение7