X-PDF

Технология организации работ в группе.

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

 

Технологияорганизации урока в группе.

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

                           Учитель начальных классов

                        Стрельникова Марина Юрьевна

                                  Ставрополь 2023 г.

 

 

 

 

Понятиегрупповой работы.

Групповаяработа – педагогически организованный процесс подготовки учащихся ксамостоятельной работе в соответствии с индивидуальными и социально значимымиинтересами и потребностями.

Групповаяработа – коллективный способ организации деятельности совместно нацеленный наинтенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

Однимиз важнейших компонентов в понимании групповой работы является представление обигре.

Групповая работа – этопрежде всего игра, игра в обучении, игра в организацию, игра в мышление. Кто неиграет – тот остаётся за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми вкружке. Как и в любой игре, есть свои правила. Правила могут быть заранеевыработаны. В групповой игре необходимо соблюдать правила. Любой, кто думает,что групповая работа – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правилане так уж важно, например, не уточнять цель, не стараться понять точку зрениядругих, не аргументировать свою точку зрения- проигрывает.

Этот проигрыш оформляетучитель, оценивая работу групп и отдельных её участников. Даже если группанашла правильное решение, но не было соответствующей организации работы -группа зарабатывает «минусовые очки»

Критерий оценки

Оценивание в балах

Подведение итогов

1.

Организационный момент работы в группе

1

2.

Постановка цели

1-3

3.

Участие каждого в обсуждении

1-5

4.

Выступление

1-3

5.

Результат работы

1-3

Азартэтой игре придаёт сложность и неординарность задания. Любое высказанноепредположение, не будучи принятым группой, не расценивается никем как провал,это просто «не очень удачный игровой ход». Отрефлексировав его, можно сделатьдругой, более удачный. Здесь идёт состязание с самим собой, где учащиеся должныобрести способность рефлексировать и делать новые и новые попытки, способностьбыть организованным и подчиняться групповой организации, способность пониматьдругих, способность защищать свою точку зрения.

Первыешаги в обучении работе в группе.

1этап.

Обучениегрупповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребёнка вшколе.

В1 классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10 % всего времени. Цельпервого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоциональногостремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группына основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом,работать в парах «учитель – ученик».

В1 классе главным становится выработка умения договориться. Дети знакомятся справилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника,тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать,как помогать, просить о помощи, внимательно слушать ответ, потому что потомбудешь исправлять, дополнять, оценивать.

Рассмотримпример из опыта работы: к доске вызываем любую пару и на примере показываем,как нужно работать.

Надоске:

Рука– ручонка, ручонка – ручей.

Ножонка– нож, ножонка – нога.

-Посоветуйтесьв парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие нет.

Когдадети готовы, они поднимают руки «домиком».

-Посоветуйтесьв парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Одиниз учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

-Договорилисьли вы парой, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно ученикиприучаются вырабатывать умения и навыки работы в паре. Работа должна вестисьсистематически и целенаправленно втечение четырёх лет обучения в начальнойшколе, тогда и будет положительный результат работы.

2этап.

Существуетмного видов парной работы. Все они сводятся к четырём основным:

работа«хором» учащиеся называют первое слово вместе.

Пооперациям: 1-й ученик называет слово.

2-йученик кладёт карточку.

1-йученик соглашается или протестует.

3)делениеэлементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладёт карточку, 2-йученик называет второе и кладёт вторую карточку.

4)1-йученик берёт на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Вовремя работы учитель помогает парам и фиксируют удачи и неудачи в организации.

Сначалаучитель сам говорит парам. Как они должны работать. Позже пары делят тотвариант, который им удобнее. Со второй четверти можно начать первые попыткидифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей илиребят с хорошими навыками письма, счета.

3этап.

Вводяновую форму необходимо дать её образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доскипоказывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи.Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок.

Учительдолжен учить детей демонстрировать позитивные образцы взаимодействия (поощрениесработавших групп), так и негативные образцы (заострить конфликтную сторонувзаимодействия).

Негативныеобразцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам(разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имён детей, вчьей работе они наблюдались).

Образованиегрупп.

Эстонскийучёный Лийметс Х.И. выделяет следующие критерии образования групп.

Количествоучастников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для начальных классов– это 4-5 человек.

Какобъединять детей в группы?

1)Напервом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе былсильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)Учительделит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следитза правильностью хода обсуждения.

3)Учительназначает лидера для каждой группы из наиболее способных учеников, а лидерыраспределяют между собой сильных и слабых.

4)Учительпредлагает детям вытянуть цветные листы бумаги и разойтись по группам содинаковым цветом.

Приизучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого»учеников, «среднего» и «сильного». При закреплении материала лучше, чтобы детив паре были равносильны: сильный -сильный, средний-средний, слабый-слабый. Припроведении творческих работ на уроках труда, рисования, можно разрешить детямобъединяться в пары по желанию.

Если ребёнок не хочетприсоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работаетодин, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Еслиже ребёнка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобыприняли.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

Длясрабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий.

Приоценки работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческиекачества.

Правила работыв группах.

1.Неговорить всем сразу.

2.Всемсмотреть на говорящего(учителя или ученика).

3.Неспорить зря, а доказывать, объяснять.

4.Старатьсяпонять друг друга.

5.Обращатьсяк говорящиму лично «Саша, ты не сказал, что…».

Угруппы должна быть ориентация на мыслительную работу.

«Мыгруппа, значит мы способны действовать»,- говорят дети, соединив руки передначалом работы. После завершения работы дети поднимают руки «домиком» исообщают, что они готовы.

Ролевыефункции членов группы.

1.Организатор- отвечает за работу группы в целом.

2.Секретарь– записывает высказанные идеи и решения.

3.Контролёр– проверяет, все ли вопросы поняли, приняли.

                                         Контроль учителя за групповой работой.

Привыполнении первых шагов в групповой работе, необходим контроль за ходом работыи группы, и её организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенныхнорм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры,т.е. точного описания последовательных операционных действий.

Когдапроцедура введена и зафиксирована, учитель начинает реагировать на малейшееотклонение и останавливает работу, если конечно, при этом видит, чтоорганизатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Учительдолжен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевиднойситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этогоработа группы может быть продолжена.

Учительдолжен распределить время на каждый этап работы и внимательно наблюдать заработой группы:

-Как дети сидят?

-Внимательны ли они или отвлекаются?

-Как ведут себя: живо или апатично?

-Сконцентрировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонниеобсуждения?

-Слушают ли друг друга?

-Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность ксотрудничеству?

                                        Обсуждение результатов групповой работы.

Когдаистекло отведённое для работы время или когда работа завершена, учительорганизует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповойработы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен неинтуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должнопоказать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следуетделать на обсуждении способов, а не конечном выводе, не на ответе на задачу,даже если он правильный. То-есть после того, как группа сделала сообщение, надоспросить: «А каким способом получен такой результат?»

Еслиэтот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить «Почему вы такдумаете?» Могут быть, и другие вопросы, но рамка способа должна оставатьсяглавной.

Общиеправила организации групповой работы.

Припостроении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такойформы общения в детском опыте ещё не было.

Вводяновую форму, необходимо дать её образец. Несколько образцов разных стилейвзаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Образецсовместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.

Каксоединять детей в группы? С учетом личных склонностей, но не только по этомукритерию. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливыйи доброжелательный партнёр.

Длясрабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.

Приоценки работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколькочеловеческие качества.

Рассмотримтребования организации групповой работы:

-Групповая работа требует перестановки парт.

-Жесткая регламентация времени на группообразование.

-Нормирование будущей работы.

-Четкая постановка задачи.

-Распределение момента начала работы (например, колокольчик).

-Недопустима группа из одних только слабых учеников.

-Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

-Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделатьиндивидуально.

 Рекомендациигрупповой работы на уроках в начальной школе.

Формированиенавыков групповой работы требует систематической и целенаправленнойорганизации учебной деятельности. Перед учителем встает задача –подготовить детей к совместной работе.

Первыйшаг на пути к ее решению – выработка умения слушать другого. С этойцелью необходимо организовать следующие игры.

Вовремякурса организуется следующая игра «Соберем добрые слова в корзинку».

Учитель просит детейвспомнить героев мультфильма « Ну, погоди! ». Так вот с Волком случиласьбеда: он похудел, ослаб, не может ничего есть. Пришел Волк к врачу, а тотосмотрел его и говорит, что ничем помочь не может, так как все волчьи болезниот того, что он злой, забыл все добрые слова, одно только и знает: «Ну,погоди!», и посоветовал врач Волку прийти в подготовительный класс, может,ребята помогут ему научиться пользоваться добрыми, вежливыми словами.Затем детямпредлагается собрать добрые слова и подарить их Волку. Кто-то из детейиграет роль Волка. Диктуется условие игры: первый ученик называет свое слово,другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова,названные предыдущими учениками, и называет свое, четвертый называет двапредыдущих слова и придумывает свое и т. д. , т. е. каждый должен повторить двапредыдущих слова и назвать свое. Кто не может повторить этих слов, выбывает изигры.

Авежливые слова – это фишки, которые лежат в коробочке на столе у каждогоученика.

Корзинкав руках учителя, и учитель вместе с Волком проходит между рядами,собирает фишки в корзинку. Затем эта корзинка вручается Волку спожеланием: «Будь добрым! Будь вежливым!»

Сэтой же целью автор данной работы организует такие игры и на урокахматематики при проведении устного счета.

                                                         Рассмотрим пример:

Незнайке надопомочь, он запутался в решении примеров. А примеры-то не простые, акруговые, когда по ответу предыдущего примера нужно найти следующий:0+1;5-3;1+4;9-5;2+7;4+3;6-6;7-1. Конечно, ребята должны быть предельновнимательными, чтобы справиться с решением такого рода задания. Часто в ходеустного счета идет игра в математический футбол. На доске примеры в футбольныхворотах для двух команд. Диктуется условие игры;

а)Каждый участник футбольной команды должен следить за вычислениями. В противномслучае он забивает гол в свои же ворота.

б)Гол в свои ворота забивает и тот, кто сделал ошибку в результате вычислений.

Втакие игры дети играют с удовольствием. К тому же они способствуют развитиювнимания, а также умения слушать другого.

Второйшаг – развить у детей положительное отношение к совместной деятельности науроке. С этой целью в 1 классе используются такие задания, которыепозволяют детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы.

Например,нужно ребятам составить из кусочков разрезной картинки целую (игра «Мозаика»).Класс делится на 2 команды: ученики первой команды собирают мозаику,работая индивидуально, а второй – парами. Дается установка для первой команды:кто закончит работу – встает; для 2 команды – чья пара закончила работу,берется за руки и образует домик.

Обычнопары справляются с такими заданиями быстрее, чем дети, работающиеиндивидуально. После завершения работы подводим итог с детьми.

Ребята,как вы думаете, принесла ли пользу совместная работа в парах?

Мненияу ребят могут быть разные, но необходимо показать, обобщая мнения ребят, чтоэта работа позволяет сэкономить время, а также ребята могут помочь друг другу.Но чтобы работа протекала слаженно и дружно, в ходе совместной работы нужнопридерживаться следующих правил:

передработой нужно договориться, кто что будет делать;

неспорить зря, а доказывать, объяснять;

старатьсяпонять друг друга;

всемсмотреть на говорящею (учителя или ученика)

реагироватьжестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен(+), не согласен(-),не понял(?).

Эти правила совместнойработы оформляются в классе в виде памятки:

1.Работайдружно, не спеша.

2.Уважайсоседа.

3.Помогайему.

4.Некричи и не шуми.

5.Говориспокойно, внятно.

Третийшаг − организация работы в парах постоянного состава, а затем в малых группах (по 4 человека ).

Этуработа проводится с первых дней пребывания детей – первоклашек в школе в ходекурса « Введение в школьную жизнь».( смотри приложение 1)

Здесьочень важно научить ребят договариваться между собой: кто будет

командиромгруппы, кто будет отвечать за всю группу, а если потребуется

ответкаждого члена группы, то договориться о порядке выступлений.

Такимобразом, подготовительный этап длится месяц, и охватывает курс

«Введениев школьную жизнь», а иногда и больше. Когда дети научатся работать в парах ималых группах, можно переходить постепенно к работе в парах сменного состава.

 

                                               Самооценка работы групп,пар.

Попробуйте сами оценить, как работала ваша группа (четверка),пара:

Если дружно – снимите с дерева красное сердечко.

Были незначительные разногласия – желтое.

Не дружно работала группа (четверка), пара – зеленое.

                                                               Итог урока.

Какие слова мудреца запомнили (все в наших руках).

Кто старался им следовать, проявляя старание и прилежание?(ладошка)

                                                                  Рефлексия.

А чтобы у вас все всегда получалось, приступайте к любому делу снастроением и улыбкой, которую я вам дарю.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.28%
НЕТ
38.72%
Проголосовало: 1503

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.28% НЕТ 38.72% Проголосовало: 1503


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет