Технологияпроблемного обучения в работе с детьми
с общим недоразвитием речи в ДОУ
Люди, научившиеся наблюдениям иопытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на нихфактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев.
Аннотация. В статьепредставлена технология проблемного обучения, использование которойположительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательныхумений и способностей.
Ключевые слова. Проблемноеобучение, ФГОС, классификация, воспитанникис ТНР (тяжелые нарушения речи).
Буквально еще десятилетие назад основной задачейпедагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственнаяпередача готовых знаний от педагога к воспитанникам.
Современное общество ставит кардинально иную цель,которая отмечена в ФГОС. Теперь важно не столько ознакомить малышей сконкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детейсамостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения,искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делатьвыводы.
Обращение к проблемному обучению является не новым дляпедагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность заключается в том, что оно в отличиеот традиционного доставляет дошкольникам радость самостоятельного поиска и открытия,обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческойактивности. Оно направленно на то, чтобы всесторонне развивать детей, формировать у них мотивацию кдостижению успеха, закреплять умение задавать вопросы, самостоятельно находитьответы, способствовать развитию коммуникативных навыков, что является оченьважным в работе с воспитанниками с ТНР, сформировать у дошкольников необходимуюсистему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития.
Появление такой технологии связывают с идеямиамериканского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор разработал целую системуобразования, которую позже назвали «обучение путем делания». Педагогорганизовал экспериментальную школу, в которой основным принципом былополучение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей. Дж. Дьюотмечал, что для разностороннего интеллектуального развития достаточно лишьестественной познавательной активности и прирожденной любознательности малыша.
Выделяют три основные целипроблемного обучения:
– осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний иумений;
– развитие самостоятельной познавательной активности;
– формирование способности к самостоятельномуисследованию.
М. И. Махмутов предложил следующую классификациюпроблемных ситуаций в образовательном процессе:
1. Недостатокимеющихся у ребенка знаний и умений для решения поставленной задачи;
2. Необходимостьприменения имеющихся знаний и умений в новых условиях;
3. Возникновениепротиворечия между тем, как теоретически можно решить проблему, иневозможностью реализации выбранного способа на практике;
4. Возникновениепротиворечия между достигнутым практическим результатом и отсутствиемтеоретического обоснования.
Проблемное обучение состоит из нескольких этапов,главный из которых — формирование противоречия. Именно возникновение впроблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительнуюдеятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи.
Как отмечал С. Л. Рубинштейн: «…особенно оструюпроблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие впроблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процессмышления, направленной на их «снятие».
Этапы организации проблемного обучения:
Для эффективной реализации проблемного обучения педагогуДОУ необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не могут водин момент стать самостоятельными и разрешать непосильные задачи. Поэтомупедагогами и психологами были разработаны уровни проблемного обучения, которыеследует преодолевать постепенно, от простого к сложному:
1. уровень предполагает несамостоятельнуюактивность дошкольников.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию,подает факты. Дети усваивают материал и после этого выполняют задания пообразцу, но с новыми подобными компонентами задачи. (Логопедсам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждениидетьми).
2. уровень — это так называемаяполусамостоятельная деятельность.
Тут гипотезы решения проблемной ситуациивыдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верномурешение «приходят» вместе с педагогом (после наводящих вопросов или наглядныхматериалов). (Логопед ставит проблему, дети самостоятельно или под егоруководством находят решение. Логопед направляет ребёнка на самостоятельныепоиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. уровень — самостоятельный.
Воспитанникибез помощи педагога приходят к правильному решению задачи. (Ребёнокставит проблему, логопед помогает её решить. У ребёнка воспитываетсяспособность самостоятельно формулировать проблему).
4. уровень — творческий.
На данном этапе дети не только могут найтисамостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения,применить знания в нестандартных ситуациях.
(Ребёнок сам ставит проблему и сам еёрешает. Логопед даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть еёсамостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы еёрешения. (Исследовательский метод).
В итоге воспитывается способностьсамостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находитьправильный ответ.
Таким образом, водном случае логопед может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, онвскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказываетпредположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае роль взрослогоможет быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенносамостоятельно искать пути решения проблем.
Для того чтобы проблемное обучение принеслообразовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующихправил создания проблемной ситуации:
1. «Правило золотой середины» касается уровнясложности поставленной задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблемане активизирует критическое мышление, познавательную и исследовательскуюактивность дошкольников. В то же время непосильное задание снизит интерес детейк поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда можетпривести и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников: неуверенностив собственных силах, замкнутости, неумении отстоять собственную точку зрения ит. д.
2. Решение проблемной ситуации должно сопровождатьсяконкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либопрограммный материал.
3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника.Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышаютпедагогический эффект «проблемного обучения».
Эффективными и занимательными для дошкольников формамипроблемного обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждыйдень дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашнихусловиях.
Экспериментальная работа предполагает еще большеепространство для творчества и познавательной активности детей. С помощьюразличных опытов можно ознакомить детей, например, со свойствами воды (прозрачный,твердый, жидкий), песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д.), весом предметов(тяжелый, легкий), растениями (вырастить «на подоконнике» лук) и многимидругими явлениями окружающего мира. Такая работа может применяться педагогомкак элемент запланированного занятия, в виде педагогического проекта(краткосрочного или длительного), а также как развлекательно-познавательноемероприятие. Например, можно организовать приключенческий квест «Тайны изагадки Зимы», в содержание которого включить самые разные задания. Такуюработу можно провести в рамках недельной темы и пригласить принять участие вместес воспитанниками и их родителей. Цель — проведение совместного досуга детей ивзрослых и ознакомление родителей с основами проблемного обучения.
Таким образом, проблемное обучение является актуальнойобластью педагогических дискуссий и открытий и помогает развивать такиеприрожденные способности детей, как познавательная активность илюбознательность, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников,поощрять самостоятельность и инициативность.
Список использованных источников:
1.Кузнецова, С. В. Проблемное обучение в ДОУ / С. В. Кузнецова. — Текст:непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74133/
2. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении»,М., 1972, с. 1-215
3. Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М.: Педагогика,2007, с.1-169
4. Мельникова Е.Л. «Технология проблемного обучения». Школа2100. Под научной ред. А.А. Леонтьева.-М.: -Боласс,1999.