X-PDF

Технология проблемного обучения в детском саду.

Поделиться статьей

Технологияпроблемного обучения в работе с детьми

 с общим недоразвитием речи в ДОУ

 

Люди, научившиеся наблюдениям иопытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на нихфактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственномуровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев.

Аннотация. В статьепредставлена технология проблемного обучения, использование которойположительно повлияет на развитие у детей творческого мышления, познавательныхумений и способностей.

Ключевые слова. Проблемноеобучение, ФГОС, классификация, воспитанникис ТНР (тяжелые нарушения речи).

 

 Буквально еще десятилетие назад основной задачейпедагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственнаяпередача готовых знаний от педагога к воспитанникам.

Современное общество ставит кардинально иную цель,которая отмечена в ФГОС. Теперь важно не столько ознакомить малышей сконкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детейсамостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения,искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делатьвыводы.

Обращение к проблемному обучению является не новым дляпедагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Актуальность заключается в том, что оно в отличиеот традиционного доставляет дошкольникам радость самостоятельного поиска и открытия,обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческойактивности. Оно направленно на то, чтобы всесторонне развивать детей, формировать у них мотивацию кдостижению успеха, закреплять умение задавать вопросы, самостоятельно находитьответы, способствовать развитию коммуникативных навыков, что является оченьважным в работе с воспитанниками с ТНР, сформировать у дошкольников необходимуюсистему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития.

Появление такой технологии связывают с идеямиамериканского педагога и психолога Дж. Дьюи. Автор разработал целую системуобразования, которую позже назвали «обучение путем делания». Педагогорганизовал экспериментальную школу, в которой основным принципом былополучение знаний путем самостоятельной исследовательской работы детей. Дж. Дьюотмечал, что для разностороннего интеллектуального развития достаточно лишьестественной познавательной активности и прирожденной любознательности малыша.

Выделяют три основные целипроблемного обучения:

– осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний иумений;

– развитие самостоятельной познавательной активности;

– формирование способности к самостоятельномуисследованию.

М. И. Махмутов предложил следующую классификациюпроблемных ситуаций в образовательном процессе:

1.     Недостатокимеющихся у ребенка знаний и умений для решения поставленной задачи;

2.     Необходимостьприменения имеющихся знаний и умений в новых условиях;

3.     Возникновениепротиворечия между тем, как теоретически можно решить проблему, иневозможностью реализации выбранного способа на практике;

4.     Возникновениепротиворечия между достигнутым практическим результатом и отсутствиемтеоретического обоснования.

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов,главный из которых — формирование противоречия. Именно возникновение впроблемной ситуации противоречия вынуждает ребенка активизировать мыслительнуюдеятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи.

Как отмечал С. Л. Рубинштейн: «…особенно оструюпроблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие впроблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процессмышления, направленной на их «снятие».

Этапы организации проблемного обучения:

 

 

Для эффективной реализации проблемного обучения педагогуДОУ необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не могут водин момент стать самостоятельными и разрешать непосильные задачи. Поэтомупедагогами и психологами были разработаны уровни проблемного обучения, которыеследует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

1.  уровень предполагает несамостоятельнуюактивность дошкольников.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию,подает факты. Дети усваивают материал и после этого выполняют задания пообразцу, но с новыми подобными компонентами задачи. (Логопедсам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждениидетьми).

2. уровень — это так называемаяполусамостоятельная деятельность.

Тут гипотезы решения проблемной ситуациивыдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верномурешение «приходят» вместе с педагогом (после наводящих вопросов или наглядныхматериалов). (Логопед ставит проблему, дети самостоятельно или под егоруководством находят решение. Логопед направляет ребёнка на самостоятельныепоиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. уровень — самостоятельный.

Воспитанникибез помощи педагога приходят к правильному решению задачи. (Ребёнокставит проблему, логопед помогает её решить. У ребёнка воспитываетсяспособность самостоятельно формулировать проблему).

4. уровень — творческий.

На данном этапе дети не только могут найтисамостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения,применить знания в нестандартных ситуациях.

(Ребёнок сам ставит проблему и сам еёрешает. Логопед даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть еёсамостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы еёрешения. (Исследовательский метод).

В итоге воспитывается способностьсамостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находитьправильный ответ.

Таким образом, водном случае логопед может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, онвскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказываетпредположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль взрослогоможет быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенносамостоятельно искать пути решения проблем.

Для того чтобы проблемное обучение принеслообразовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующихправил создания проблемной ситуации:

1. «Правило золотой середины» касается уровнясложности поставленной задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблемане активизирует критическое мышление, познавательную и исследовательскуюактивность дошкольников. В то же время непосильное задание снизит интерес детейк поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда можетпривести и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников: неуверенностив собственных силах, замкнутости, неумении отстоять собственную точку зрения ит. д.

2. Решение проблемной ситуации должно сопровождатьсяконкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либопрограммный материал.

3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника.Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышаютпедагогический эффект «проблемного обучения».

Эффективными и занимательными для дошкольников формамипроблемного обучения являются исследование и эксперимент. Практически каждыйдень дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашнихусловиях.

Экспериментальная работа предполагает еще большеепространство для творчества и познавательной активности детей. С помощьюразличных опытов можно ознакомить детей, например, со свойствами воды (прозрачный,твердый, жидкий), песка (мокрый, сухой, сыпучий и т. д.), весом предметов(тяжелый, легкий), растениями (вырастить «на подоконнике» лук) и многимидругими явлениями окружающего мира. Такая работа может применяться педагогомкак элемент запланированного занятия, в виде педагогического проекта(краткосрочного или длительного), а также как развлекательно-познавательноемероприятие. Например, можно организовать приключенческий квест «Тайны изагадки Зимы», в содержание которого включить самые разные задания. Такуюработу можно провести в рамках недельной темы и пригласить принять участие вместес воспитанниками и их родителей. Цель — проведение совместного досуга детей ивзрослых и ознакомление родителей с основами проблемного обучения.

Таким образом, проблемное обучение является актуальнойобластью педагогических дискуссий и открытий и помогает развивать такиеприрожденные способности детей, как познавательная активность илюбознательность, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников,поощрять самостоятельность и инициативность.


Список использованных источников:

 

1.Кузнецова, С. В. Проблемное обучение в ДОУ / С. В. Кузнецова. — Текст:непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74133/

2. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении»,М., 1972, с. 1-215

3. Махмутов М.И. «Проблемное обучение», М.: Педагогика,2007, с.1-169

4. Мельникова Е.Л. «Технология проблемного обучения». Школа2100. Под научной ред. А.А. Леонтьева.-М.: -Боласс,1999.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет