Цель: упорядочить знания отехнологиях проектирования в условиях реализации ФГОС.
Задание 1. Школа работает над проблемой«Создание гуманистической воспитательной системы в школе». Директор даетуказание всем учителям сформулировать темы научно-исследовательской работы врусле проблемы школы. Учителя темы формулируют, но работа по ним не ведется.
Попробуйте определить возможные причины неэффективнойисследовательской работы в школе. Предложите вариант работы междисциплинарнойкоманды в данном направлении.
Ответ: на мой взгляд причины неэффективной исследовательскойработы в школе явились –разсогласоанность общих действий и идеи. Только приусловии совместной работы всех участников педагогического процесса возможносоздать данную концепцию воспитания, потому что это «единый организм»
Вариант работы междисциплинарной команды должен основываться наследующих знаниях:
Воспитательная система школы — это: динамичный способорганизации ее жизнедеятельности, который предполагает упорядоченностьдидактического и воспитательного процессов, их взаимопроникновение всоответствии с принятой педагогической идеей, совершенствование и изменениехарактера сложных связей между компонентами системы (И. А. Карпюк)
Целостный социальный организм, функционирующийпри условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели,содержание и способы деятельности, отношения), обладающий такимиинтегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологическийклимат (Л. И. Новикова)
Ведущая педагогическая идея гуманистическойвоспитательной системы — ориентация на личность человека, на развитие егоспособностей, на создание условий для саморазвития, самореализации в атмосферезащищенности и педагогической поддержки. В теории воспитательных систем(системного построения процесса воспитания) выделены признаки гуманистическихвоспитательных систем, а также решен вопрос о структуре воспитательной системышколы (образовательного учреждения)
Гуманистическая концепция воспитания … воспитательнаяидеология, концепция современной либеральной, демократической, гуманистическойпедагогики.
Признаки гуманистических воспитательных системНаличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостногообраза собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ееместе в окружающем мире, ее специфических особенностях. Реализация защитнойфункции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога,превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится наоснове гуманистических ценностей. Формирование здорового образа жизни учебногозаведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон,динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздникии будни). Событийный характер в организации жизнедеятельности детей, взрослых;интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективныетворческие дела. Педагогически целесообразная организация внутренней средыучебного заведения (предметно-эстетической, пространственной, духовной);использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной,архитектурной) среды и участие в ее педагогизации.
Структура воспитательной системы школы:
1. Теоретическая концепция (совокупность педагогических идей),для реализации которой создается воспитательная система;
2 Субъекты деятельности как ее участники и организаторы;
3. Развитые формы общения и гуманистические отношения;
4. Управление системой, обеспечивающее интеграцию всехкомпонентов в целостную систему, а также eе развитие;
5. Содержание системы (научные знания, информация, ценности,достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая, творческая,коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга ит. д.;
6. Внутренняя и внешняя среда системы, освоенная еесубъектами. В основе создания любой воспитательной системы лежит теоретическаяконцепция, включающая цели, задачи, принципы, ведущие идеи, теории,положительный педагогический опыт. Теоретическая концепция реализуется черезсодержание, организацию, управление воспитательной системой, а также черезобщение и отношения между субъектами воспитательной системы. Воспитательнаясистема проявляет свою целостность во взаимоотношении с социумом, то есть смикро- и макросредой. Содержание системообразующей деятельности в каждой школеразлично. Это может быть, например, разнообразная познавательная,исследовательская деятельность в разных сферах науки и культуры, краеведение, техническоеили художественное творчество, спортивная деятельность и т. п. Воспитательнаясистема школы создается усилиями всех участников педагогического процессаучителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства,спонсорами.
Задание 2. Администрация школы пригласилавыступить на педсовете известного педагога, профессора В.Г. с темой«Дифференцированное обучение в школе». Администрация посчитала, что активноевнедрение дифференцированного обучения в практику работы ОУ, создание профильныхклассов в старшей школе обеспечат интерес педагогов к выступлению ученого.Ученый выступал профессионально, заставляя педагогический коллектив размышлятьвместе с ним, приводя интересные примеры. Однако после выступления директорслучайно услышала мнение учителей: «О чем говорил?», «Зачем нам это нужно?Только время зря потратили».
Предположите, почему выступление ученого вызвало такой отклик упедагогов.
Ответ:
Предложите вариант работы междисциплинарной команды в данномнаправлении.
Ответ: На мой взгляд, вариант работы междисциплинарной команды вданном направлении должен вестись, основываясь на деятельностном идифференцированном подходах, которые лежат в основе ФГОС дляумственноотсталых.
Дифференцированное обучение, является наиболее благоприятным дляобучения и развития детей, так как учебные группы формируются на основесхожести дефекта или развития. Это обучение основано на полном принятиеученика как личности, что обеспечивает более комфортную среду для получениязнаний.
Необходимо опираться на следующие положения:
Признание обучения как процесса организации речевой,познавательной и предметно-развивающейся деятельности обучающихся,обеспечивающего овладение ими содержанием образования.
Признание того, что развитие личности зависит от характераорганизации учебной деятельности
Разработка содержания и технологии образования для достиженияучащимися социально желаемого уровня
Ориентация на результаты образования как системообразующийкомпонент Стпндарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося сумнственной отсталостью составляет цель и основной результат образования.
Реализация на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающнгоразвитие способностей каждого обучающего
Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с интеллектуальными нарушениями.
