МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1____________________________________________________________________
ПРОЕКТ
Интеллект– карта – помощник в подготовке к экзамену побиологии
Автор:
Котов Дмитрий, 9А класс
Руководитель проекта:
Власова Ольга Геннадьевна,
учитель английского языка
г.Зея, 2023 год
Содержание
Введение…………………………………….……………………………………………………….3-4
Основная часть…………………………………………………..…….……………………….5
1.1 Что такое интеллект — карта………………..……………………………………. .5
1.2 Историясоздания интеллектуальных карт….………………………………….5-6
1.3 Главныепреимущества и сферы применения ………………………………………….6-7
1.4 Разновидности интеллект — карт……………………………………………………8
1.5 Краткий обзор программ для создания интеллект – карт. ……………………..8-9
Практическаячасть……………………………………………….……………………………..10
Заключение…………………………………………………………..…………………………..11
Списокисточников информации……………….…………………………………………………..12
Приложения…………………………………………………………………………………13-18
Введение
Сегодня девятиклассники при подготовке к экзаменам сталкиваются с огромнымпотоком информации по разным предметам. Как систематизировать всю этуинформацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Как подготовиться кэкзаменам качественно?
Актуальность работы:Необходимо представить любой процесс, объект, мысль или идею в комплексной,систематизированной, визуальной форме (интеллект-карта). Это универсальнаяформа для запоминания, которая способствует быстрому запоминанию информации полюбому предмету.
Цель проекта: Создатьинтеллект – карты по биологии с целью
систематизации материалапри подготовке к экзамену.
Задачи проекта:
1. Собрать исистематизировать материал теоретической части.
2. Продумать алгоритмсоздания интеллект – карт по биологии,
подобрать материал,проконсультироваться с учителем биологии Ларионовой Е.Н.
3. Разработатьсмету проекта.
4. Приобрести необходимыйматериал для создания карт,
выбрать программу.
5. Изучить правилатехники безопасности работы с ламинатором.
6. Изготовить интеллект –карты, заламинировать их.
7. Оформить текстовуючасть и презентацию проекта.
8. Представить проект ипровести рефлексию.
Тип проекта: практический,творческий
Практическая значимостьработы: заключается в возможности использованияинтеллект – карт девятиклассниками, которые выбрали предмет «Биология» длясдачи в качестве ОГЭ.
План проведения проекта:
Работа над проектомвключает следующие этапы:
1 этап: подготовительный
• Выбор темы проекта, выявление проблемы,постановка цели, задач и сроки проекта.
2 этап: основной
• Сбор информации и систематизация теоритическогоматериала.
• Подбор материалов для создания продукта,изучение техники безопасности.
• Создание интеллектуальных карт.
• Работа над письменной часть проекта.
3 этап: заключительный
• Создание презентации к защите.
• Рефлексия.
Основная часть
1.1 Что такое интеллект – карта
Большинство школьников ежедневно получаютогромный поток информации. Воспринять её, проанализировать и использовать всвоих целях крайне сложно. Поэтому всё чаще приобретают популярность различныеметодики по наведению порядка в голове. К ним относят и интеллект-карты. Они полезнышкольникам разного возраста для решения ежедневных и учебных задач.
Интеллект-карта – это метод наглядного изображениякакой-либо идеи или проблемы. На ней всегда чётко обозначена главная мысль,направления её развития, вспомогательные элементы и взаимосвязь между ними. Оригинальноеназвание техники – mind map, что буквально переводится как «карта мыслей».
1.2 Историясоздания интеллектуальных карт
В начале 70 –х годов прошлого века английскийпсихолог Тони Бьюзен, изучив опыт лучших умов человечества, такихкак Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, пришёл к выводу, что всеэти гении использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт,накопленный человечеством с достижениями современной психологии в областипамяти и мышления, Бьюзен разработал технологию запоминания информации,которую он назвал «интеллект – карты» mind map (майнд мэп). Понятно, что данный способ работы с информацией втех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго доТони Бьюзена. Но тем не менее, именно Тони Бьюзен стал популизатором идеиинтеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.
Изначально интеллект-карты рисовались почти исключительно набумаге при помощи ручки и цветных фломастеров. Позже появились специальныесервисы для создания ментальных карт в сети или на компьютере.
Тони Бьюзен дает несколько советов по созданию ментальныхкарт на бумаге:
- Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
- Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
- На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
- Длина линии равняется длине слова.
- Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легкие в прочтении.
- Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
- Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
- Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.
- Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4.
- Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
- Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.
- Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.
1.3 Главныепреимущества и сферы применения
Интеллектуальные карты популярны во всём мире благодарятому, что:
· они помогают выделить винформации главное;
· наглядная демонстрация данныхлегче запоминается и усваивается;
· можно детально проработатьобширный вопрос и не потерять из вида общую картину;
· они стимулируют процесскреативного мышления, что помогает придумывать новые решения;
· их просто и увлекательносоставлять, можно добавить творческое оформление или сделать их строгоформальными, в виде таблиц.
Сами тогоне ведая, все мы встречали интеллект-карты ещё в школе. Большойзаголовок, разделенный на несколько подтем, — это и есть самыйтипичный пример использования Mind Map.
В настоящеевремя сферами использования интеллект — карт являются:
Эффективное обучение
Использованиеинтеллект-карт для конспектирования статей, книг, учебников, лекций и написаниястатей, рефератов, курсовых, дипломов.
Принятие решений
Использованиеmind-maps для более взвешенного принятия решения в случае дилеммы.
Планирование проектов
Использованиементальных карт для визуализации всех этапов, из которых состоит проект.
Планирование времени
Использованиеинтеллект-карт для составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь.
Мозговой штурм
Использованиеинтеллект-карт для генерации идей, творчества, коллективного решения сложныхзадач.
Запоминание
Использованиементальных карт для запоминания списков «что сделать» и при подготовке кэкзаменам.
Что дает использование интеллект-карт?
- Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.
- Более четкое планирование — не от логики, а от важности.
- Выигрыш во времени.
- Лучшую фокусировку на изучаемом материале.
- Креативность, творчество.
Интеллект-карты уже нашли признание в таких областях, как:
- обучение;
- запоминание;
- презентации;
- планирование;
- мозговой штурм;
- принятие решений.
1.4 Разновидности интеллект – карт
Данный метод используется для множества целей людьми с разнымитипами мышления. Поэтому единого вида карт нет. Используются построения в виде:
1. Схемы – распространённый формат древовидного типа. В центрезаписывается основная мысль, от неё идёт множество лучей, которые, принеобходимости, разветвляются;
2. Структуры – знакомый большинству формат записи. Главный тезисразмещается сверху, от него вниз уходят несколько значимых направлений.Прорабатывание темы – это запись подпунктов по заданным векторам. Этораспространённая картосхема, примеры которой можно найти на схематическом изображенииотделов компании с указанием градации субординации.
3. «Рыбьего скелета» – популярная методика записи данных,действительно напоминающая кости рыбы. Проблема – это голова, а хребетскрепляет и удерживает косточки-решения. Можно использовать два подхода:постепенно удлинять «рыбу», дописывая новые мысли, или сразу проранжироватьидеи – самые важные размещаются у головы, незначительные – у хвоста.
4. Таблицы – один из самых распространённых форматовструктуризации информации. С её помощью удобно сравнивать аналогичные объектыили подсчитывать «за» и «против» каждой идеи.
5. Временного графика – изображения данных, с учётом конкретныхпоследствий во времени. С его помощью можно отследить предполагаемые измененияна нужный срок. Например, что будет через неделю, какие задачи будут решенычерез месяц и так далее. С помощью временного графика можно наглядно оформитьхронологию событий.
При выборе вида интеллект-карты стоит отталкиваться от личныхпредпочтений и той задачи, которую нужно решить.
1.5 Краткий обзор программ для создания интеллект – карт
Существует огромное количество нтернет-сервисов длясоздания интеллект – карт. Проанализируем некоторые из них
– бесплатнотолько 3 карты;
– англоязычный интерфейс;
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить попочте;
– возможно без авторизации создать картубез онлайн-сохранения.
mindmeister.com
– бесплатно только 3 карты;
– русскоязычный интерфейс;
– расширенные по сравнению с bubbl.usвозможности редактирования;
– сохранение карты как изображения;
– можно поделиться картой, отправить попочте, встроить карту в свой интернет-ресурс;
– возможно без авторизации создать карту безонлайн-сохранения.
Freemind — одна из самыхраспространенных бесплатных
программ по построению ментальных карт
– интуитивно понятное управление;
– наличие основных функциональных возможностейдля построения Mind maps;
– возможность сохранять карту в различныхформатах (jpeg, pdf, html и др.);
– необходимо перед инсталляцией программыустановить Java;
– невозможно прикреплять документы и файлы кветкам;
– графические элементы достаточно низкогокачества, однако можно прикреплять собственные.
«miMind– Easy Mind Mapping»
— одна из самых распространенных бесплатных программ по построению ментальных карт;
— позволяет упорядочивать мысли;
— интуитивно понятное управление;
— простая в освоении, благодаря большому количеству опций можнооставлять комментарии, использовать стикеры и так далее;
— есть возможность совместной работы с командой, а также интеграции спопулярными сервисами: Zoom,Slack, MicrosoftTeams ипрочее. Благодаря этому есть опция группового созвона, во время которого удобнопроводить брейншторм;
— мультиплатформенность. Можно работать на разных видах устройств:десктоп, планшет, смартфон.
Практическая часть
Работа над проектом началась со сбораинформации об истории создания интеллектуальных карт (mind maps),их разновидностях и сферах применения. Было проанализировано большоеколичество информации в Интернет – источниках и отобран необходимый материалдля текстовой части проекта.
Для создания интеллект — карт по биологиинам понадобились следующие материалы и оборудование:
· Листы бумаги формата А-4;
· Плёнка для ламинирования;
· Персональный компьютер;
· Цветной принтер;
· Ламинатор;
· Программа «miMind– Easy Mind Mapping».
Быласоставлена смета проекта и приобретены необходимыематериалы. (Приложение 1). Затембыли изучены правила техники безопасности при работе сламинатором (Приложения 2).
Согласно разработанному алгоритму, былипройдены все этапы проектирования и изготовления интеллект — карт:
— подобран материал по предмету «Биологии»(теория, фотографии и определения) по необходимым темам, который согласовали сучителем по биологии;
— скачана программа «miMind– Easy Mind Mapping»(Приложение 3);
— созданы интеллект – карты в электронномвиде;
— при помощи цветного принтера карты быливыведены на бумагу и при помощи ламинатора карты были заламинированы(Приложение 4).