Раздел 1. Введение.
Тематический план учебной дисциплины 3, 4 курсы
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ – 0876 «РЕКЛАМА»
ВОРОНЕЖ 2010
№ п/п | Перечень разделов, тем | Мак. учеб. нагр. | Всего | Теор ия | Практ | Сам. раб. студ. |
1. | Введение | |||||
1.1 | Роль и назначение предмета «Цветоведение» | |||||
1.2 | Научные сведения о цвете | |||||
1.3 | Цветовой круг | |||||
1.4 | Основные характеристики цвета | |||||
1.5 | Основные три цвета | |||||
2. | Цвет и атмосфера | |||||
2.1 | Изменение цветов на расстоянии | |||||
2.2 | Контраст цветов | |||||
2.3 | Неизбирательное и избирательное поглощение цвета | |||||
2.4 | Изменение цветов от освещения | |||||
2.5 | Светотень | |||||
Всего 3 курс | ||||||
3. | Психологические закономерности восприятия цвета | |||||
3.1 | Роль цвета в повседневной жизни | |||||
3.2 | Эмоциональное воздействие цветом | |||||
3.3 | Ваш цвет и ваш характер | |||||
3.4 | Решение надписи в цвете | |||||
3.5 | Контрастные сочетания | |||||
4. | Природа цветовых сочетаний | |||||
4.1 | Цвет – главное и выразительное средство | |||||
4.2 | Пространственные свойства теплых и холодных цветов | |||||
5. | Цвет в искусстве и полиграфии | |||||
5.1 | Смешение красок | |||||
5.2 | Оптическое смешение красок | |||||
5.3 | Физическая природа света и состав спектра | |||||
5.4 | Цвет в полиграфическом издании | |||||
5.5 | Техника работы акварельными красками | |||||
6. | Проектирование рекламного продукта | |||||
6.1 | Цветовая композиция названия магазина | |||||
6.2 | Цветовая композиция входной группы | |||||
6.3 | Цветовая композиция плаката | |||||
6.4 | Цветовая композиция упаковочных материалов | |||||
6.5 | Цветовая композиция одежды персонала | |||||
6.6 | Малые формы полиграфической практики | |||||
Всего 4 курс | ||||||
Курсовой проект | ||||||
Структура учебно-методического комплекса:
|
|
1. Рабочая программа
2. Календарно-тематический план
3. Конспекты лекций
|
|
4. Методические указания по организации и проведению практических занятий
5. Вопросы для подготовки студентов к экзаменам по дисциплине «Цветоведение»
6. Список литературы
7. «Глоссарий» основных терминов
Студент должен:
иметь представление о предмете, его роли и значении, связи с другими предметами, знать научные сведения о цвете, основные характеристики цвета, что такое цветовой круг, уметь создавать рисунки, используя основные свойства цвета.
Цель урока: дать представление о предмете, его роли и назначении, связи с другими предметами.
План урока:
1. Понятие, содержание, роль предмета «Цветоведение».
2. Связь предмета «Цветоведение» с другими предметами.
3. История науки о цвете.
Студент должен:
знать: понятие, содержание, роль предмета «Цветоведение», его связь с другими предметами, историю науки о цвете.
Ответы на вопросы плана урока:
1. Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Цветоведение, как наука о цвете включает в себя колористику. Колористика – это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности. Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами. В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время — работники кино, фотографы и многие другие. Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности. Изучение цветоведения в свою очередь дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.
2. Проблемами цвета с глубокой древности и до наших дней занимаются целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику, прежде всего, интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия цвета человеком и превращения его в цвет, психологию – проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов и растений. В современной науке о цвете важная роль принадлежит и математике, с помощью которой разрабатываются методы описания и измерения оттенков цвета. Имеется еще ряд научных дисциплин, изучающих роль цвета в более узких сферах человеческой деятельности, например, такие как полиграфия, химия лаков и красок, криминалистика и др. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет определяют как область науки о цвете.
3. История науки о цвете выделяет два этапа в истории классификации цвета: с первобытного времени до 17 века и с 18 века до наших дней.
Цвет у первобытных народов. В наскальной живописи у них встречаются три цвета – белый, черный, красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни первобытных людей. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов древних людей.
Древний Восток. Китай. В Китае основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли), 5 цветов – зеленый или синий, красный, белый, черный, желтый. В Древнем Китае цвет рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий.
|
|
Древний Восток. Индия. В Древней Индии было 2 цветовые системы: 1) архаическая или троичная, цвета: красный, белый, черный . 2) ведичная, или система основанная на Ведах, цвета: красный, белый, черный, очень черный, невидимый.
Древний Египет. Отношение к цвету зависело от того, насколько он «солнечным» – светлым и ярким. Цветами похожими на солнечный были белый и золотой (желтый) – божественные цвета. Священным цветом почитался красный. Важное символическое значение имел голубой или синий цвет. Черный считался цветом злых демонов, дьявола.
Античность. В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.
Средние века. Западная Европа. Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается в том, что свет и цвет перестают отождествляться с богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.
Ренессанс. Леонардо Да Винчи – создатель новой цветовой системы. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
Европа. 17-19 века. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап, начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: красный, оранжевый, зеленый, голубой (сине-зеленый), синий, фиолетовый, добавляя к этому сочетанию пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового). Восхваляется превосходство цвета.
Вопросы для повторения:
1. Что изучает наука «Цветоведение»?
2. Какова роль предмета «Цветоведение»?
|
|
3. Как связан предмет «Цветоведение» с другими предметами?
4. Какова история науки о цвете?
Литература:
1. Волков Н. Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1984. – 317 с.
2. Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск. 1984.