В соответствии с Бюджет. кодексом целевые бюджет. фонды – это фонд денеж-х ср-в, образов. в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по спец. схеме.
Целевые бюджет. фонды имеют ряд особенностей:
1. планирование и утверждение в составе бюджета .
2. их состав в бюджете не постоянен .
3. направление использ-х ср-в строго установлено законом на соответствующий год .
4. ср-ва фондов не подлежат изъятию и не м.б. использованы для получения прибыли .
5. неиспользован. ср-ва фонда в текущ. году отправляются на след. год……
К целевым бюджет. фондам относятся:
1. Федерал. дорож. фонд формируется за счет налогов на реализацию горюче-смазоч-х материалов, пользование автодорог. И используется на содержание, ремонт, реконструкцию дорог и ……
2. Федерал. фонд воспроизводства минерал.-сырьевой базы формир-ся за счет части отчислений, производимых пользователями недр, добываемых все виды полез-х ископаемых, разведыват-х на гос. ср-ва. И используется на изучение геологич-х континентал-х недр и на биолого-разведывател. работы.
Внебюджет. фонды – это совокуп-ть фин. ресурсов, находящ-ся в распоряжении центр-х, регионал-х и местных органов и характериз-ся целевой направлен-тью использования ден-х ср-в, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Их формирование происходит за счет спец-х отчислений юрид-х и физич-х лиц, имеющих налог. природу. Нахождение неподлежащих изъятию ден-х ресурсов фонда собственности гос-ва и расход-х их только на определен. цели.
Внебюджет. фонды подразделяются по функционал. назначению:
ü на фонды экономич. хар-ра .
ü на фонды социал. хар-ра .
ü на фонды природоохранител. хар-ра.
Важными внебюджетными фондами явл-ся:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).
2. Фонд социального страхования (ФСС).
3. Фонд обязат. медиц. страхования (ФОМС).
Они относятся к федерал. фондам соц. обеспечения.
Соц. обеспечение, как экономич. категория, это сис-ма распределит. отношений, в процессе кот-х за счет части национал. дохода образуются и используются обществен. фонды денеж. ср-в, материал. обеспечение и обслуживание категории граждан, нуждающ-ся в гос. поддержке.
Частью гос. сис-мы соц. защиты населения явл-ся обязат. соц. страхование, осуществляемое в соответствии с ФЗ «Об основах обязател. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 года, и представл. собой сис-му созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсации и минимизацию последствий изменения материал. и соц. положения работников и иных категорий граждан. В нем установлены соц. страх. иски, подлежащие удовлетворению.
К ним относится:
ü получение медиц. помощи .
ü труд. увечий .
ü проф. заболевания .
ü материнство .
ü инвалидность .
ü потеря кормильца .
ü наступление пенсии .
ü признание нетрудоспособным .
ü смерть.
В соответствии с частью 2 Главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 года основным источником денеж-х ср-в всех 3-х фондов явл-ся Единый соц. налог (ЕСН).
Работадатель уплачивает налог с налог. базы на кажд. работника нарастающим итогом с начала года:
В Пенсионный фонд – 20%
В Фонд соц. страхования – 3,2%
В федерал. фонд медиц. страхования – 0,8%
В териториал. фонд медиц. страхования – 2%
ИТОГО ЕСН=26%.
Законодат-во Российской Федерации «Об обязател. пенсион. страховании» состоит из:
1. Конституции Российской Федерации.
2. ФЗ «Об основах обязат. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.06.1999г.
3. ФЗ «Об обязательном пенсион. страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.
4. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.
5. ФЗ «Об индивидуал. (персонифицирован.) учете в сис-ме гос. пенсион. страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г.
6. и иных ФЗ.
ФЗ № 167 устанавливает основы гос. регулирования и правоотношений в сис-ме обязательного пенсионного страхования.
Субъектами обязательного пенсионного страхования явл-ся:
1. федеральные органы гос. власти .
2. страхователи .
3. застрахованные лица.
Федерал. органы гос. власти имеют право:
ü устанавливать порядок и исполнение бюджета Пенсионного фонда .
ü формировать, инвестировать и хранить пенсион. накопления.
Страховщик, Пенсионный фонд, — это самостоятельное финансово-кредит. учреждение, осуществл. гос управление финансами пенсион. обеспечения. В основе лежит принцип солидарности поколений, который заключается в том, что обеспечение конкрет. чел-ком матер. уровня путем перераспределения.
Негос. Пенсион. фонды – это тоже страховщики.
Ср-ва Пенсионного фонда используются только на выплату пенсий, на погребение пенсионера, доставку пенсий.
Пенсионный фонд имеет право проверять и получать у страхователей документов. У налоговых органов – информацию о страхователях и представлять интересы застрахован-х лиц перед страхователями.
Страховщик обязан:
ü обосновывать тарифы страх. взносов .
ü пересчитывать, назначать и выплачивать труд. пенсии и соц. пособия .
ü обеспечивать контроль и учет пенсион. ср-в .
ü регистрировать страхователей .
ü вести гос. банк данных по всем категориям страхователей и индивид. (персонифицирован.) учет всех категорий застрахован. лиц.
Страхователями явл-ся лица, производящие выплаты физич. лицам, а также физич. лица, добровольно вступившие в указанные правоотношения.
Страхователи обязаны:
ü зарегистрироваться в Пенсион. фонде .
ü уплачивать страх. взносы .
ü вести их учет .
ü представлять документы для индивид. учета, назначения и выплаты страх. обеспечения.
Большая часть страхователей — работодателей применяет след. тарифы страх. взносов на базов. начисления страх. взносов на кажд. работника нараст. итогом с начала года до 280 тыс. руб.:
ü для лиц 1966 г.р. и старше — на страх. часть пенсии 14%,
— на накопит. часть пенсии 0% .
ü для лиц 1967 г.р. и моложе — на страх. часть пенсии 8%,
— на накопит. часть пенсии 6% .
ü для лиц 1967 г.р. и моложе на периход. период 2005-2007 годы
— на страх. часть пенсии 10%,
— на накопит.часть пенсии 4%.
Физич. лица самост. вступившие в правоотношения с Пенсион. фондом уплачивают суммы страх. взносов фиксированным платежом, устанавл. на месяц, исходя из стоимости страх. года.
Право на обяз. пенсион. страхование застрахован. лиц реализуется в случае уплаты страх. взносов не менее стоимости страх. года, т.е. суммы денеж. ср-в, кот. должны поступить за застрахован. лицо в течение одного финанс. года. Если уплачен. за год сумма меньше стоимости страх. года, то в пенсион. фонд необходимо доплатить разницу, иначе взносы не будут учитываться и права не будут накапливаться. Напр., на 2006 года сумма страх. года была равна 1364 руб.
Страхов. случаем признаются ……
Страх. и накопит. части ….
ФЗ «Об индивид. (персонифициров.) учете в сис-ме обязат. персонифицирован. страхования устанавл-ет ….
На кажд. застрахован. лицо в Пенсион. фонде откр-ся индивид. (персонифициров.) счет, состоящий из:
— общей части, в кот. указ-ся:
ü страх. стаж, на кот. начислены страх. взносы,
ü сумма страх. взносов, уплачен-х и фактически поступивших,
ü сведения о расчет. капитале, включая его индексацию,
ü закрытие л/с.
— спец. части, в кот. указ-ся:
ü сведения о передаче взносов одной инвестиц. компании другой или о передаче их в негос. Пенсион. фонд .
ü сведения о получении инвестиц. дохода .
ü суммы произведен-х выплат .
ü суммы страх. взносов, уплачен. и поступивших за застрахован. лицо .
ü инвестиц. доход, профес. стаж и сумма произведен. выплат.
Индивид. счет хранится в Пенсион. фонде в течении всей жизни застрахован. лица, а после его смерти в течение срока хранения пенсион-х дел.
Застрахован. лицу выдается государственное пенсионное страховое свидетельство (ГПС), хранящ-ся у него и содержащее страховой номер индивид. л/с, дату регистрации и анкет. данные застрахован. лица. В случае изменения данных общ. части ГПС, они вносятся в индивид. л/с застрахован. лица и выдается новое ГПС с тем же номером.
С 01.01.2002 г. вступил в силу ФЗ «О труд. пенсиях в Российской Федерации», согасно кот. труд. пенсия состоит из 3-х частей:
— базовая, размер кот. устанав-ся правительством и выплач-ся всем вне зависимости от стажа и заработка. Размер базов. пенсии зависит от кол-ва иждивенцев (но не более 3-х) и от возраста застрахован. лица.
— страховая, зависит от стажа работы и з/пл.
— накопительная, зависит от стажа работы и з/пл. и выплачивается в пределах суммы отражен. в спец. части индивид. л/с.
Право на труд. пенсию наступает:
— у мужчин в 60 лет
— у женщин в 55 лет.
При наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Страх. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:
СЧ = ПК/Т, где СЧ – страх. часть труд. пенсии
ПК – сумма расчет. пенсион. капитала застрахов. лица,
учтен. по состоянию на день, с кот. ему назнач-ся
страх. часть пенсии
Т – количество месяцев (19 лет = 228 месяцев)
Накопит. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:
НЧ = ПН/Т
ПК = (РП – БЧ) * Т
РП = СК * ЗР/ЗП *СЗП
Для мужчин стаж больше или равно 25 лет,
Для женщин стаж больше или равно 20 лет.
ЗП – ср. месяч. з/пл в Российской Федерации за тот же период
СЗП – ср. месяч. з/пл за период с 01.07. по 30.09.01, утвержден. Правительством Российской Федерации.
СК – коэффициент стажа, состав. для застрахован. лиц 0,5 и повыш-ся на 0,01 за кажд. полн. год общ. труд. стажа сверх требуемой продолжительности.
В отличии от базовой и страховой части накопит. часть пенсии подлежит инвестированию согласно ФЗ «Об инвестировании ….» № 111 от 25.07.2002 г.
ВнешЭконом Банк инвестирует накопит. часть, если не отвечать на «письма счастья».
По конкурсу или в негос. пенсион. компании – по выбору чел-ка, то ср-ва застрахован. лица отдаются в доверит. управление управляющей компании.
Негос. пенсион. фонд – уход от гос. пенсион. обеспечения. Деньги передаются в собственность негос. пенсион. фонда пофамильно. (Пенсион. фонд выписывает пенсион. книжку, а пенсионер передает ее фонду.)
Управляющая компания – это центр, кот. дает распоряжения брокеру.
Специализ. депозитарий – все документы застрахован. лица хранит и о неправил-х действиях сигнализирует в Пенсион. фонд Российской Федерации.
Требования к инвестиц. портфелю управл. компании:
ü максимальная доля 1-го эмитента (кто занимается выпуском цен. бумаг) не должна превышать 5% за исключением гос. цен-х бумаг .
ü депозиты в предприятиях и организациях, вход. В одну банк. группу, или цен. бумаги не должны превышать 10% .
ü максим. доля эмитиров-х цен-х бумаг аффилирован. компаниями, управл. компаниями не должны превышать 5% .
ü максим. доли облигаций 1-го эмитента не д.б. больше 10% совокуп. объема, наход. в обращении .
ü максим. доля 1-го эмитента не д.б. больше 30% совокуп. объема, наход. в обращении цен-х бумаг (за исключением гос. цен-х бумаг) .
ü максим. доля денеж. ср-в и депозитов в руб-х и валюте на счетах в банках не д.б. больше 20% .
ü максим. доля ср-в в цен-х бумагах иностр-х эмитентов не д.б. больше 20%.
Фонд социального страхования (ФСС) – 2-й по значимости фонд.
В ФСС входят:
ü федерал. отделения .
ü центр. (отраслев.) отделения .
ü филиалы (регионал. и отраслев. отделения) .
Ср-ва ФСС образуются:
ü за счет выплат от работодателя .
ü за счет граждан, заним. индивид. труд. деят-тью .
ü за счет доходов от инвестирования свобод. части .
ü за счет добровол. взносов граждан и юрид. лиц .
ü за счет ассигнований федерал. бюджета, связ-х с предоставлением льгот.
Ср-ва ФСС направляются:
ü на выплату пособий по времен. нетрудоспособ-ти,
ü на выплату пособий по родам,
ü на выплату пособий при рождении или усыновлении,
ü на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,
ü на выплату соц. пособия на погребения,
ü на выплату пособия по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет,
ü на оплату путевок д/раб-ов и их детей, на лечеб. диетич. питание,
ü на частич. содержание, находящ-ся на балансе страхователей, санаториев,
ü частичная оплата путевок в детс. загород. оздоровит. лагеря.
Согласно Инструкции о порядке расходования ср-в ФСС Российской Федерации, утвержденной Постановлением от 09.02.2001 г. № 11, страхователи осуществляют расходы по гос. соц. страхованию в счет начислен. ЕСН, подлежащ. зачислению в ФСС.
Ответ-ть за правил-ть начисления и расход-ть ср-в фонда несет администрация в лице руководителя и гл. бухгалтера при превышении суммы расхода по гос. соц. страхованию над суммой ничисленных ЕСН, подлежащ. зачислению. Страхователь обращ-ся за возмещением в отделение ФСС с представлением расчетов. Выделение страхователю ср-в производ-ся на основе предствлен. страхователем расчет. ведомости и иных документов, установлен-х ФСС. Если сумма расходов по гос. соц. страхованию меньше суммы начислен. ЕСН, то страхователь со своего банк. счета перечисляет в ФСС сумму начислен. ЕСН, уменьшенную на сумму, произведен-х им расходов по гос. соц. страхованию.