ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ – 08.05.2020 г.
Основные аспекты темы:
Что влияет на выбор темы материала, предназначенного для осмысления и опубликования?
— концепция СМИ, общественная миссия или представления о ней, имеющиеся в редакции .
— специализация издания, канала .
— потребности аудитории .
— редакционный план работы .
— персональные наблюдения, вкусы, предпочтения журналиста.
Приступая к работе с источниками, журналист решает три главные проблемы:
— выбор самого надежного источника информации,
— обеспечение доступа к нему .
— проверка полученных сведений.
Почему выбор источника становится проблемой? Одна из причин заключается в том, что довольно много людей с готовностью дали бы журналисту информацию, однако у них нет должных полномочий и компетенции, и поэтому полученные от них сведения не могут считаться достоверными. Журналист, прежде всего, отвечает себе на такие вопросы: какая организация (департамент, отдел, комитет, контора) в действительности занимается вопросами, которые интересуют корреспондента? как она организована? кто является ключевыми фигурами (руководителями)? кто может дать исчерпывающую и точную информацию?
|
|
Источники информации принято различать по их происхождению, форме существования, степени достоверности и надежности.
По происхождению источники информации можно классифицировать на открытые и конфиденциальные (нередко персональные). К открытым источникам относятся массивы информации о деятельности государственных органов и учреждений, политических и общественных организаций, предприятий, органов образования, здравоохранения, спорта, культуры – тех организаций, которым в соответствии с законодательством предписано без ограничения предоставлять информацию о своей деятельности (за исключением информации ограниченного доступа или содержащей охраняемые законом тайны). Открытая информация находится в свободном доступе на официальных сайтах, в обязательной отчетной документации, в публикациях государственных или ведомственных изданий. За подробностями и комментариями, как предписывают законы, следует обращаться с запросами от имени СМИ, лучше письменными, чтобы легче было зафиксировать и при необходимости доказать факт обращения.
Доступ к информации из конфиденциальных источников имеет ограничения, поскольку охраняется специальными законами (например, законодательством о банковской тайне, коммерческой тайне, тайне личной жизни и др.). Доступ к ней отрыт в зависимости от степени открытости самой организации, ведомства или обладателя персональных данных. Следовательно, пользоваться такой информацией без опасения насчет ее достоверности и надежности можно, как правило, с санкции ее обладателей. В частности, коммерческая информация может содержаться в пресс- релизах и справочных материалах, которые готовятся пресс-службами и отделами маркетинга компаний.
|
|
По форме существования источники информации делятся на официальные, естественно существующие и расследовательские. Официальные источники, как правило, носят открытый характер, и в силу доступности для граждан информация из них представляет интерес для журналиста как аргумент в процессе исследования ситуации. Иными словами, на нее можно и нужно ссылаться, как бы предлагая читателю самому удостовериться в обоснованности утверждений автора.
Источником естественно существующей информации является сама жизнь, та стихия человеческих взаимоотношений, которая то и дело создает ситуации: то конфликтные, то чрезвычайные, то героические. Такая информация добывается с трудом, требует профессиональных навыков и знаний, но как раз она-то и является полем притяжения для истинных летописцев современности.
Расследовательская информация – уникальная информация, полученная журналистом в процессе сложной работы: длительных наблюдений, эксперимента, бесед с носителями конфиденциальной информации, анализа разноплановой информации. Она ценится особенно высоко, так как представляет собой новое раскрытие ситуации и нередко становится фактором изменений в общественной, экономической, культурной жизни общества. После обнародования она начинает циркулировать в обществе и использоваться в самых разных целях.
По достоверности и надежности источники информации расцениваются как:
однозначно достоверные и надежные, когда сведения задокументированы по всем правилам, имеются реально существующие и ответственные свидетели и т.п. .
достоверные, но ненадежные, если нет документальных или свидетельских подтверждений, и потому требуется дополнительная проверка .
надежные, но недостоверные, как правило, содержащие информацию от очевидцев или участников событий, но без документальных подтверждений.
Информация из двух последних источников нуждается в дополнительном анализе и годится в основном для черновой работы или используется в качестве повода для расследования. Поначалу достоверная, но ненадежная информация (или надежная, но недостоверная) в результате кропотливой работы во многих случаях получает подтверждение и приводит к появлению журналистских сенсаций или же острополемических выступлений.
Виды источников информации:
Учреждения | Органы власти и другие государственные институты . предприятия и учреждения экономической сферы . научные институты . социологические службы. |
Общественные организации | Независимые негосударственные объединения граждан во всех сферах деятельности |
Справочно- информационные системы | Интернет, СМИ, архивы, библиотеки, Фонотеки, базы данных, справочники, энциклопедии, каталоги, научные журналы, препринты. |
Интернет-среда | Социальные сети, форумы СМИ, блоги, микроблоги и т.д. |
Специальные мероприятия | Выставки, круглые столы, научные конференции, семинары, форумы |
Частные лица | «Собственные контакты»: информаторы и эксперты . участники и очевидцы событий, ученые. |
Личный круг общения | Профессиональный круг . друзья, родственники, частные коммуникативные среды |
Окружающая среда | Природа, место действия, среда обитания и проживания, культурно-бытовые условия, транспорт и пр. |
Анонимный источниканонимный заинтересованный источник |
Вопросы для самоподготовки:
|
|
1) Как журналист выбирает тему для материала СМИ?
2) Какие проблемы могут быть сопряжены с выбором источника информации?
3) По каким критериям принято различать источники информации?
4) Какие конкретные примеры могут быть приведены по каждой из групп источников информации из классификации?
Дополнительная литература:
1. http://www.journ.msu.ru/downloads/2018/ОЖ3-2_2018.pdf