X-PDF

Тема методического материала: «Интервью»

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УЧЕБНЫЙ КОРПУС №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема методического материала: «Интервью»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Казюлина Ольга Александровна,

заведующийбиблиотекой,

педагогдополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Интервью.Выбор данной темы обусловлен её актуальностью, так как, несмотря на то, чтоданной теме посвящена обширная литература, многое в этой области остаетсянеясным и спорным.

Интервью- один из самых распространенных в журналистике жанров. Если исходить изэтимологии слова interview – «беседа», то интервью представляет беседу, изкоторой должно быть ясно, кто беседует, с кем и по какому поводу.

Спецификаинтервью заключается в его подвижности: интервью является межжанровой системой.В зависимости от целей и результатов беседы, каждое конкретное интервью можетотноситься к информационной, аналитической или художественно публицистическойгруппам жанров. Хотя традиционно его принято относить к информационным жанрамжурналистики.

 

Объектомизучения данного занятия является система жанров журналистики, а предметом –жанр интервью.

 

Занятиерассчитано на учащихся 5-11 классов в рамках учебных дисциплин: русский язык,классных часов, занятий по дополнительному образованию.

 

 

Пояснительная записка

 

Изменение информационнойструктуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получилиновое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение,радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационныетехнологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.

Необходимо одновременнопомогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействоватьтому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться освоём социальном, политическом окружении.

Эти два аспекта теснейшимобразом связаны и дополняют друг друга в занятии. Занятие нацелено на освоениесовременных информационных технологий, совершенствование основных видов речевойдеятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую ипрактическую подготовку.

Занятие рассчитано на воспитание интересов к тележурналистике, выявление индивидуальных особенностейучащихся, развитие творческих способностей.

 

 

Заключение

 

Учащиеся на занятии вырабатывают умение построить устное и письменное сообщение; умение общаться сотдельным человеком и аудиторией; овладевают навыками журналистскогомастерства.

Для достижения цели ивыполнения задач в занятии используются современные методики обучения основамжурналистики. Занятия проводятся

с учетом возрастных и психологических особенностей наоснове дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитиювыразительности, образной устной и письменной речи, являются различные задания.

 

 

Список рекомендуемой литературы

 

1.                Алексеева  М. И. Методика редактирования. М.: Мысль, 1975. 190с.

2.                Белобородое Н. В. Социальные творческие проекты в школе М.:АРКТИ, 2006. 168 с.

3.                Богданов Н. Г. Справочник журналиста. Л.: Лениздат, 1971. 685с.

4.                Ворошилов, В. И. История журналистики в России: кон­спект лекций/ В. И. Ворошилов. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

5.                Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активнойгражданской позиции. сб. : Детская и юношеская самодеятельная пресса: тео­рия ипрактика.  М.: ЮНПРЕСС, 1994.

6.                Гоне  Ж. Школьные и лицейские газеты. М.: ЮНПРЕСС,2000. 200 с.

7.                Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 клас­сы.Волгоград : Учитель, 2003. 120 с.

8.                Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о професси­ях имастерах (В помощь педагогам, воспитателям и родителям). М.: ООО «Книжный ДомЛокус», 2002. 352 с.

9.                Шостак  М. И. Журналист и его произведение. М., ТОО«Гендальф», 1998. 102с.

 

 

 

 

 

 

 

Разработка занятия

Тема: «Интервью»

 

         Автор: Казюлина Ольга Александровна,

         заведующий библиотекой, педагогдополнительного образования

         МБОУ «Первомайская средняяобщеобразовательная школа»

         учебный корпус №1

 

Цель:

Образовательная: раскрыть особенностипублицистического стиля,

жанровые особенности публичнойречи;

  Развивающая: развивать умение самостоятельно отбирать нужный для

сообщений материал, убедительнои аргументировано высказывать свою

точку зрения;

Воспитательная: способствоватьформированию интереса к творческой и

исследовательской работе,заинтересовать профессией журналиста;

Коммуникативная: продолжить работупо развитию культуры речи и

коммуникативных навыков.

 

Оборудование и материалы:компьютер, экран.

 

 

Эпиграф: «Быть журналистом –значит не только ездить, смотреть, отбирать,

писать – это значит особымобразом жить».

                                                                                           М. Кольцов

 

Ход занятия

1.           Слово педагога. Сообщениетемы и цели занятия. Опрос о публицистическом стиле. Подбор однокоренных слов:публика, публикация, публикует, опубликовать.

2.           Беседа о жанрахпублицистики:

А) Газетные жанры (письменная формапублицистики): статья, информация (хроникальная и неофициальная), очерк,фельетон, репортаж, заметка, путевые заметки, зарисовка, колонка комментатора идругие.

Б) Жанры радио-, теле-, киножурналистики(устная форма публицистики): информационные программы, обозрения, выступлениятелекомментаторов, интервью, беседа, репортаж и другие.

В) Другие жанры публицистики: эссе, публичнаялекция, памфлет и другие.

 

Педагог: Успех публичной речиво многом зависит от культуры речи оратора, её ясности, точности,выразительности и информативной насыщенности.

 

3.                Заслушивание одного ученика,написавшего  «Портретный очерк моей мамы».

 

Портретный очерк моей мамы

 

         « Просыпайся, сынок!Уже пора» слышу я, спросонья, тихий ласковый голос моей матери и медленнооткрываю глаза. Хочу, чтобы этот сон не кончался. На меня смотрят немного прищуренные  от улыбки серо-зеленые  глаза. Сколько в них добра и нежности,которых, по-видимому, нет больше ни у кого. Длинные, заплетенные в один ряд,русые волосы спадают с левого плеча на ее грудь. Она смотрит на меня, а  я любуюсь ее правильными   чертами  лица: длинные  густые черные ресницы, темные,словно  радуга брови,  прямой нос, губы,  цвета спелой  вишни,  которые постоянно придают  особую выразительность ее улыбке.

       — Просыпайся,  сынок!Пора!

       Слышится  тихий голос, итеплая рука матери ласково касается моих растрепанных волос. Пора — это значитнужно немедленно вставать, умываться, завтракать, давно приготовленным мамойзавтраком, и  вприпрыжку бежать в школу.

        По дороге в школу яопять погружаюсь  в мысли и раздумья о маме.  Каждый  человек любит и дорожитсвоими близкими и друзьями. Самые дорогие люди для каждого из нас — это его родители.  Но  не  каждый  человек  окружен  любовью родителей.

        Моя мама родилась вКазахстане. Но ее мать отказалась от нее еще будучи младенцем, и ее отдали вдом ребенка.  В трехлетнем возрасте ее перевели в детский дом, потом — в интернат.  После окончания  восьмилетней   школы мама поступила учиться впрофессионально-техническое  училище  на маляра-штукатура. Свою трудовуюбиографию она начала монтером путей на железной дороге.

         В семнадцать  лет мама встретила папу. Они полюбили друг друга, и  вскоре  мама обрела семью, онипоженились. Наконец, мама стала для дедушки и бабушки дочерью, для папы любимойженой. Спустя год, на радость всем, родился я.  Мама, как она  самарассказывает, была на седьмом небе от счастья. Ведь она теперь и мать, родившаясына.

        Через два года  мы всейсемьей переехали жить в Татарстан, в родное село бабушки и дедушки. Мама спапой стали работать на животноводческой ферме: мама дояркой, а папа скотником.Мама быстро научилась  делать все то, что никогда еще не выполняла: рановставать,  доить коров, работать в огороде. Но она никогда не жаловалась,потому что это были приятные заботы.  Ведь она научилась терпеть и за своюжизнь прошла через много трудностей.

        Мама всегда хотелаиметь большую семью и много детей. Когда мне было пять лет,  у меня  родился  братик,  а октябре прошлого года у нас в семье  появился еще  один маленькийбратишка.  В честь священного мусульманского месяца рамазан мама назвала егоРамазаном. Она по национальности полячка. Но из уважения к людям, с которымиона породнилась, научилась понимать и разговаривать на их языке.

        Характер у мамы  мягкий и  спокойный. Она никогда не повышает голоса ни на кого, никогда несердится нашим детским шалостям.  Любит играть с нами даже в такие детскиеигры, как прятки и догонялки. Помогает нам во всем: выполнять домашниезадания,  шить новогодние  костюмы, выпускать стенгазеты.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.68%
НЕТ
41.32%
Проголосовало: 1072

        Мама все еще живет снадеждой найти своих родителей и родственников. Она неоднократно писала напередачу «Жди меня», но положительного ответа не получила, пока  никого еще ненашли. Несмотря ни на что, она все-таки надеется,  что когда-то найдет их.

   Мама, добрая, дорогая мама!С мыслями о тебе я приближаюсь к зданию  школы и все успехи в учебе, которых ядостиг, хочу посвятить тебе.  Тебе – «Женщине,  склоненной над колыбелью».

 

4.                Педагог предлагаетпосмотреть видеозапись и ответить на вопрос: К какому жанру публицистики можноотнести увиденное и услышанное с экрана?

Ответ учеников. Это интервью.

 

Просмотр видео-интервью «Спасибо деду заПобеду!»

 

5.                Педагог: Как определили,что это именно интервью? По каким признакам?

Ответы учеников. Диалог. Беседа двух людей.Один задает вопросы,

другой отвечает.

Педагог: А как называют людей, участвующих винтервью?

 

Интервью – предназначенная для распространенияв печати, по радио и

телевидению беседа в форме вопросов и ответовс каким-либо лицом по

актуальным вопросам.

Актуальный – важный, существенный длянастоящего времени.

Респондент – тот, кто отвечает на вопросы, укого берут интервью.

Интервьюер – лицо, которое берет интервью.

Интервьюирование – проведение беседы, опроского-либо с целью

опубликования полученных сведений.

 

6.                Педагог: Работа журналистане так проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознает живуюреальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверностьизложения. Многие писатели и поэты начинали свой путь в газете, посколькуработа журналиста требует умения ясно излагать свои мысли, быть точным ипоследовательным.

 

 Вот как вспоминает о своей работе журналистомизвестный поэт-бард

(автор и исполнитель песен) Булат Окуджава:

«Я много лет проработал в газете, но ушел изнее, ибо самым трудным

Было для меня описание того, что я вижу вданный момент».

Что же было трудно написать поэту?

 

7.                Педагог: Репортаж – этоматериал, в котором читателям дается наглядное представление о том или иномсобытии через непосредственное восприятие очевидца или действующего лица.

Репортер – журналист, который ведет и пишетрепортаж.

Интервью (англ.) –

1) жанр публицистики, беседа журналиста содним или

несколькими лицами по каким-либо актуальнымвопросам;

2) в социологических опросах – беседа исследователяпо заранее

Намеченному плану с лицом или группой лиц,ответы которых служат

материалом для обобщений.

 

Интервью – это совместноетворчество журналиста и  человека, с   которым велась беседа. Ведь успех вомногом зависит от ведущего, то есть журналиста.

Он должен быть высококультурным, знающим.

 

 

Просмотр лекции 1 илекции 2  « Как брать интервью»

 

8.                Педагог: К интервьюнеобходимо подготовиться:

 

1)              познакомиться с имеющейсяпод рукой литературой;

2)              проконсультироваться усведущих людей;

3)              составить предварительныйперечень вопросов;

4)              определить, в каком видежелательно писать интервью.

 

Интервью делится на следующие виды:

1.                Интервью-монолог.Избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.

2.                Интервью-диалог. Этобеседа в вопросах и  ответах.

3.                Интервью коллективное. Онодает представление о мнении нескольких людей по какому-нибудь вопросу.

4.                Интервью-зарисовки, вкотором журналист не только задает вопросы, но высказывает свое мнение поповоду темы или вопросов беседы, рассказывает об обстановке и в течение беседыкомментирует ее, сообщает о своем  впечатлении, об ответах, воссоздает вкакой-то мере облик своего собеседника.

5.                Анкета. Особый, массовыйвид интервью. Желательно узнать мнение большой группы людей по какой-нибудьтеме, проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его по почте. Получивответы, она анализирует их и публикует выводы.

6.                Эксклюзивное интервью –это значит единственное, составленное сразу после какого-то события, открытия счеловеком или группой лиц, которые сделали то, чего до сих пор не было сделано.В таком интервью дается информация, которая для читающих и слушающих была ещенеизвестной. В эксклюзивном интервью человек может рассказать о своей жизни,работе, увлечениях, открытиях, своем творчестве.

Эксклюзивный, исключительный,распространяемый на определенный круг людей, лиц, предметов (например,эксклюзивное интервью, предоставляемое какому-либо одному журналисту, печатномуоргану, отделу в журнале и т. п.)

7.                Самоинтервью – этописьменное высказывание на определенную тему. Пишется оно авторомсамостоятельно. Ученик сам составляет вопросы и подбирает ответы на них. Это ибудет текст, написанный в жанре интервью.

Самоинтервью – это интервью ссамим собой, когда сам задаешь вопросы и сам на них отвечаешь.

 

Интервью печатается в газете, журнале, передаетсяпо радио и

телевидению с различными целями:

1)              сообщить читателям,слушателям, зрителям об очередных политических, производственных и иныхзадачах;

2)              рассказать о творческихуспехах и достижениях ученых, писателей, артистов, рекордсменов и других;

3)              информировать опредстоящем событии, к которому заранее готовятся, или сообщить подробностипроисшедшего события;

4)              разъяснить более подробнотот или иной факт, уже известный;

5)              узнать мнениеполитического, государственного, общественного деятеля, по какому-нибудьвопросу или группе вопросов.

 

Памятка

1.                Четко сформулируйте для себя:почему ты заинтересовался именно этим человеком?

2.                Что ты о нем знаешь?

3.                О чем его нужно и можноспросить? О чем нельзя?

4.                Каким временем для беседыон располагает?

5.                Как лучше сформулироватьвопрос? Сколько их может быть? Немногословны ли они?

6.                Познакомься заранее сбудущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего разговора. Обративнимание на начало и конец беседы.

 

Во время интервью определи:

1.                Каково настроение собеседника?Соответствует ли оно предполагаемой тональности разговора?

2.                Скорректируй вопросы,исходя из данной речевой ситуации.

 

Основные требования к составлению интервью

1.                Обращению к лицу, мнениекоторого интересно окружающим.

2.                Тема интервью должна бытьважной, актуальной.

3.                Интервью состоит из 3частей:

                       Вступление (представлениечеловека, у которого берется

                       интервью).

                       Основная часть (беседа повопросам, расположенным в логической

                       последовательности,ведущим к раскрытию темы интервью).

                       Заключение (вопросы опланах на будущее или какой-то вывод из

                       всего сказанного).

                       4. Диалог является обязательной формой беседы.

 

9.                Итог занятия

     В современной теории журналистики понятиеинтервью трактуется, на

наш взгляд, упрощенно. Чаще всего определениесводится к пресловутой

формуле «вопрос-ответ».

     До сих пор не существует конкретного,отвечающего всем логическим

требованиям, определения интервью. Большаячасть определений

«интервью» трактуется, как коммуникационныйакт с целью обмена

информацией. Но необходимо помнить и о том,что это акт

эмоционального взаимодействия, сотрудничества.

     В теории журналистики нет единойклассификации видов интервью.

Существующие классификации либо слишком общипо смыслу, либо

наоборот слишком дробны. На наш взгляд, системавидовых форм

интервью должна отвечать следующим критериям:классификация

должна быть сжатой, обобщающей и конкретной.

     Цели и задачи журналиста не должны идти вразрезс задачами

собеседника, чтобы не получилось как в русскойпоговорке: «Я ему про

Ивана, а он мне про болвана». Необходимосогласовывать интервью с

героем публикации.

Распространено мнение, что самые лучшие интервью- это те, которые

человек пишет сам. Сам себе задает вопросы, исам на них отвечает. В

таком интервью личности дана свобода. Именнотакую свободу

целесообразно обеспечить собеседнику винтервью.

 

 

Список использованной литературы

 

10.           Алексеева  М. И. Методика редактирования. М.: Мысль, 1975. 190с.

11.           Белобородое Н. В. Социальные творческие проекты в школе М.:АРКТИ, 2006. 168 с.

12.           Богданов Н. Г. Справочник журналиста. Л.: Лениздат, 1971. 685с.

13.           Ворошилов, В. И. История журналистики в России: кон­спект лекций/ В. И. Ворошилов. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

14.           Гоне Ж. Пресса в школе: формирование активнойгражданской позиции. сб. : Детская и юношеская самодеятельная пресса: тео­рия ипрактика.  М.: ЮНПРЕСС, 1994.

15.           Гоне  Ж. Школьные и лицейские газеты. М.: ЮНПРЕСС,2000. 200 с.

16.           Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5-9 клас­сы.Волгоград : Учитель, 2003. 120 с.

17.           Лопатина А. Секреты мастерства: 62 урока о професси­ях имастерах (В помощь педагогам, воспитателям и родителям). М.: ООО «Книжный ДомЛокус», 2002. 352 с.

18.           Шостак  М. И. Журналист и его произведение. М., ТОО«Гендальф», 1998. 102с.

 

 

Методическиерекомендации по изучению темы

 

При изучении даннойтемы нужно обратить внимание на то, что в отличие от обычной беседы процедураинтервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планированиедействий по сбору информации, обработку полученных результатов.

Особое вниманиенужно обратить на этапы организации и проведения интервью, поскольку какподготовительный, так и коммуникативный и аналитический этапы несут серьезнуюнагрузку и определяют успех применения метода в целом.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.68%
НЕТ
41.32%
Проголосовало: 1072

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет