Нефедова Наталья Викторовна,
воспитатель первой квалификационнойкатегории
МБДОУ ЦРР – детский сад №173
Тема:Организация развивающейпредметно-пространственной среды и деятельность по её освоению в группе раннеговозраста.
Ранний возраст — первоначальная ступень, накоторой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видовдеятельности, начинает формироваться его личностное отношение к окружающему, закладываютсяпредпосылки творчества, идет интенсивное развитие центральной нервной системы.Именно поэтому мы уделили большое внимание оформлению помещений в группе. Стремились,чтобы окружающая обстановка радовала малышей, побуждала к игровой деятельности,чтобыгруппа стала вторым домом, где уютно и радостно.
Организуяпредметно-пространственную развивающую среду, поставили перед собой цель:создать благоприятные условия для легкой адаптации детей в группе раннеговозраста.
Работу по организации развивающейсреды начали с оформления раздевалки, чтобы,придя в детский сад, ребенок сразупопал в комфортное, удобное, красивое, яркое пространство, Кроме красочных картинок на шкафчиках,ярких игрушек, мы внесли алгоритм для одевания — картинки, на которыхизображены предметы одежды. Напоминая детям, как они должны одеваться, мывсегда имеем под рукой наглядное пособие.
Вумывальной ребенок наблюдает за летящими бабочками, стрекозками, плавающимирыбками. С удовольствием показывает животным, как правильно мыть руки.Чтобыдети быстрее запомнили последовательность умывания, мы разместили на стенеалгоритм умывания. На красиво оформленных стенах развесили потешки для веселогоумывания. Ежедневно дети вместе с нами проговаривают их, зайдя в умывальную.
Выходяиз умывальной в группу, на двери по весили изображение улыбающегося Антошки,который спрашивает: «Чистые ладошки у нашей крошки?». Дети отвечают «Чистыеладошки у нашей крошки», показывая вымытые ручки Антошке.
Кукольный уголок занимает центральноеместо в группе. Здесь располагается игрушечная мебель: стол, стулья, сервант,диван, кроватки; коляски для кукол; куклы разных размеров с набором одежды посезонам; столовая и чайная посуда, предметы домашнего обихода, муляжи фруктови овощей разных цветов и формы. Во время игровой ситуации дети кормят кукол,одевают, укладывают спать и знакомятся с цветом, формой предметов.
Сюжетно-ролевые игры:«Парикмахерская», «Магазин», «Больница» расположены так, чтобы дети моглисамостоятельно брать игрушки, атрибуты, предметы-заместители. Уголок ряженьянапоминает театральный занавес. Дети смотрятся в зеркало и видят себя, стоящимина сцене. В уголке имеются юбочки, шляпки, косыночки, халатики, жилетки. Детиберут одежду самостоятельно и с наслаждением просят педагога помочь нарядится. Всевещи сшиты с душой руками родителей.
Малышей мы знакомим с различными театральнымиигрушками. В уголке имеется настольный, пальчиковый, перчаточный театр, театрмарионеток. Сказочные герои помогают ребятишкам расслабиться, снятьнапряжение, создать радостную атмосферу, а нам успокоить ребенка, порадоватьего, переключить внимание, что особенно важно в период адаптации.
Дети с нетерпением ждут игр в нашеммузыкальном центре, где их любимцами являются музыкальные игрушки: Корова Муркаи Лошадка И-го-го. От имени забавных игрушекпредлагаем детям поиграть сразличными музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, пианино,балалайкой, бубном, погремушками, колокольчиками, трещотками.
В уголок природыподобрали растения в соответствии с возрастом детей, разместилиих на уровнероста ребенка. Это позволило детям наблюдать за тем, как взрослыевместе с игровым персонажем Доктором Айболитомухаживают за цветами.
Так как развитие активной речиявляется основной задачей раннего возраста, то в книжный уголокподобрали красочные предметные и сюжетные картинки, игры попознавательному и речевому развитию, книжки – малышки. Разработаликартотеки потешек, стихов, загадок, мирилок, подобрали детскую литературу сяркими картинками.
Центр развивающих игрнаправлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики,воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы,набор цветных палочек, игрушки-шнуровки разного вида,сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото поразным темам, настольно-печатные игры, настенное панно с геометрическимифигурами.
Ранний возраст, наиболееблагоприятен для развития изобразительной деятельности, поэтому в уголке естьфломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага длярисования, раскраски с большим рисунком, гуашь и кисти, ватные палочки. Таккак дети маленькие, материал по изо вносим постепенно, пытаясь заинтересоватьдетей от имени игровых персонажей куклы Маши и Медведя.
При организациипредметно-развивающей среды мы учли потребность малышей в движении. Вфизкультурный уголок внесли нетрадиционное оборудование: «Дорожка здоровья»(для профилактики плоскостопия), «Осьмножка Антошка» (для перешагивания),туннель (для пролезания на четвереньках), «Веселая полянка» (для развитиямелкой моторики рук), ребристая дорожка, моталочки. Все пособия былиизготовлены из бросового материала: обручи, ленточки, пуговицы, крышечки, тканьк изготовлению, которого мы также привлекали родителей, которые с удовольствиемнам помогали, понимая всю важность создания развивающей среды в группе.
Такая организацияпредметно-пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажетсянам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развитияребенка третьего года жизни, способствует его благоприятному развитию, снимаетконфликтность в общении друг с другом,помогает снять синдром тревожности в отсутствии близкоговзрослого, а значит помогает безболезненно адаптироваться ребенку в детскомсаду.