X-PDF

Тема: Особенности изучения имени существительного на занятиях русского языка в таджикских группах

Поделиться статьей

Особенностиизучения имени существительного на занятиях русского языка в таджикскихгруппах.

Featuresof the study of a noun in the classroom of the Russian language in Tajikgroups.

Гафурова У. Х.                          

 Магистрант                         

           ф-трусской филологии,               

          ГОУ «ХГУимени академика Б.Гафурова» 

Таджикистан,Худжанд

 

Gafurova U. Kh.

 Master student

 Faculty ofRussian Philology,

 GOU KSUnamed after academician B. Gafurov

 Tajikistan, Khujand

Аннотация.

В этой статье рассматривается особенностиизучения имени существительного на занятиях русского языка в таджикскихгруппах. Изучение вышеуказанной темы нужна для того, чтобы учащихся недопускали ошибки при изучении рода имён существительных, так как в таджикскомязыке не существует категории грамматического рода. Именно поэтомунашастатьяпосвященаэтойтеме.

Annotation.

This article examines the features of studying thenoun in the classroom of the Russian language in Tajik groups. The study ofthis above topic is necessary so that students do not make mistakes whenstudying the gender of nouns, since there is no category of grammatical genderin the Tajik language. That is why our article is devoted to this topic.

Ключевые слова: имя существительное, род имени существительного, естественный род, окончание.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.83%
НЕТ
41.17%
Проголосовало: 1008

Key words:noun, gender of a noun, natural gender, ending.

Среди самостоятельныхчастей речи, как в русском, так и в родном,таджикскомязыкеучащихся одно из главных мест принадлежит имени существительному.

Имя существительное – часть речи созначением предметности, обладающими самостоятельному грамматическимикатегориями рода, числа и падежа и в предложении выступающее чаще всего в ролелибо подлежащего либо дополнение.

        Наиболее характернымморфологическим признаком имен существительных в русском языке являетсяграмматическая категория рода. Врусском языке как известно, в единственном числе имена существительныеотносятся к одному из трех родов: к мужскому, женскому или среднему. Вомножественном числе категория рода отсутствует, и поэтому существительные, употребляющиесятолько во множественном числе, категорией рода не обладают. Отнесениеодушевленных имен существительных к мужскому или женскому роду связано с реальными родовыми представлениями,т. е. у многих одушевленных существительных понятия «род» и «пол» совпадают.Однако не у всех. Так, названия ряда животных, птиц, рыб в одной форме либомужского, либо женского рода употребляются для обозначения и самца и самки(например: карась — мужскогорода: щука — женского рода). Что же касается неодушевленныхсуществительных, то род у них не связан с реальными представлениями, а имеетлишь грамматическое значение. Трудности овладения категорией рода обусловленыразнообразием языковых средств выражения категории рода в различных группахсуществительных, логической немотивированностью рода в некоторых названияхживых существ и во всех названиях неодушевленных предметов, отсутствием единойосновы для классификации существительных по родовому признаку.

         Ав таджикском языке существительные и другие части речи не различаются по родам,т.е. категории грамматического рода в таджикском языке не существует. Втаджикском языке понимается естественный род. Под этим термином подразумеваютсясуществительные, которые обозначают лиц или животных мужского или женскогопола. В отношении людей биологический пол выражается употреблением с даннымсуществительным слова «зан» —  женщина, коргарзан – рабочая, «мард» — мужчина,пирамард – старик. Трудности усугубляются тем, что в таджикском языке учащихся нет родовойдифференциации существительных, т.е. нет грамматической категории рода. Поэтомувопросам усвоения учащимися категории рода и связанных с ней форм согласованиятребует уделять особое внимание. При изучении морфологииучащиеся должны приобрести прочные навыки различения грамматического родасуществительных и правильного употребления родовых форм в связной речи. Дляэтого в учебниках предусматривается знакомство с основными теоретическимиположениями, а также практическая отработка умений употребления в речисуществительных того или иного рода. Многие ошибки в русской речи учащихсяобъясняются незнанием рода существительных. Эти ошибки в согласованииприлагательных, порядковых числительных, притяжательных и других согласуемыхместоимений, а также глаголов прошедшего времени. Не умея определять родсуществительных, учащиеся при составлении предложений допускают ошибки всогласовании с этими существительными других частей речи. Этим объясняютсятакже многие ошибки учащихся в употреблении существительных в различныхграмматических формах. Трудность усвоения рода обусловлена не толькоособенностями родного языка учащихся, но и сложностью выражения самой категориирода существительных в русском языке. Родовые различия русских существительныхвыражаются различными способами:

 а) лексически, т. е. разными словами:отец -мать, петух -курица;

 б) словообразовательными аффиксами:старик -старуха, лев -львица;

 в) грамматически (морфологически:мальчик, край, руль; синтаксически: новый староста и др.).

Трудностисогласования с именами существительными других слов преодолеваются учащимисяочень медленно и только после того, как усвоен род многих существительных,поэтому изучение в таджикской группе грамматической категории рода русскогоязыка требует самого пристального внимания. При объяснении такой категории,которой нет в родном языке учащихся или которая отличается от категории родногоязыка, должны быть изысканы все возможности, облегчающие осознание этогоматериала, полное его усвоение и выработку практических навыков использованияданной категории в русской речи. Одним из испытанных приемов в таких случаяхявляется опора на знания учащихся по родному языку. Так, при отсутствиикатегории рода во многих языках имеются слова, различающие людей и животных поих естественному полу, можно привести пример таджикский язык, падар (отец)—модар (мать), фамилии Алиев – Алиева, а также сочетания со словами—определителями пола падарихирс (медведь) — модари хирс (медведица), на что и следует опираться припервоначальном объяснении рода имен существительных в русском языке. (ДмитриевН. К., Чистяков В. М. Род и согласование. —В кн.: Дмитриев Н. К., Чистяков В.М., Вакеева Н. 3. Очерки по методике преподавания русского и родного языков внациональной школе. М., 1952, с. 145—147.) . Необходимо вспомнить употребление личных местоимений он и она, а такжепритяжательных и указательных местоимений мой, твой, этот, тот. Нужностремиться к тому, чтобы учащиеся по словам мой, твой в тексте могли быопределить, что существительные, к которым эти местоимения относятся, мужскогорода, и подобным образом различали бы существительные женскогои среднего рода. Следует повторить и употребление глаголов прошедшего времени ссуществительными мужского и женского рода: по этим глаголам ученики такжедолжны уметь распознавать род существительных в тексте.

Важное значение имеет умение устанавливатьрод существительных по грамматическим признакам, в частности по окончаниям.Объяснение темы «Род имен существительных» целесообразно начать ссуществительных, род которых можно определить по значению (по полу). С этойцелью можно использовать фамилии и парные имена учащихся: Иванов — Иванова;Евгений — Евгения. Затем можно взять нарицательные имена и в них выделитьокончание -а; старик — старуха, учитель — учительница. На подобных примерахучащиеся лучше запоминают, что одушевленные существительные женского рода имеютокончание -а, существительные же мужского рода в большинстве случаев такогоокончания не имеют. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что некоторыесуществительные мужского рода тоже имеют окончания -а, -я: папа, дядя и др. Вэтой связи надо остановиться и на уменьшительных собственных именах: Ваня, Леняи др. Усвоению рода имен существительных, оканчивающихся на мягкий согласный,способствует распределение их на группы по значению, но с учетом формальных показателей.Например, названия месяцев с мягким знаком вконце: январь, февраль, апрель и т. д.; названия людей по профессиям ссуффиксом -тель: водитель, воспитатель и др.; с суффиксом -арь: пахарь,библиотекарь. Учащиеся запоминают слова женского рода, имеющие суффикс –ость:радость, новость; или имеющие на конце -стъ. При работе над подобнымисуществительными полезно составление с ними предложений (Наступила золотаяосень.)или словосочетаний, что будет способствовать не только усвоению рода изучаемыхсуществительных, но и закреплению навыков согласования, употребления их в речи.

Различия по роду проявляются и в другихразрядах слов, образуя сложную грамматическую систему. Категория рода присущаприлагательным, некоторым разрядам местоимений, числительных, некоторымглагольным формам (формам прошедшего времени, условного наклонения ипричастиям). Однако в указанных разрядах слов родовые различия несамостоятельныи являются лишь синтаксической формой согласования, так как полностью подчиненыроду того имени существительного, с которым они употреблены. Род выступаетздесь только как средство согласования с существительным. Приступая к изучениюродовых окончаний согласуемых частей речи, следует иметь в виду, что уже наначальном этапе обучения русскому языку учащиеся на практике усваиваютсогласование прилагательных, местоимений и глаголов прошедшего времени ссуществительными всех трех родов. Учащиеся должны прочно усвоить родовыеокончания изучаемых частей речи (разумеется, тех, у которых категория родаимеется) со всеми их вариантами (твердые, мягкие и т. д.). Облегчаютзапоминание родовых окончаний справочные таблицы и другие наглядные пособия.При изучении родовых окончаний порядковых числительных, согласуемых местоименийи полных причастий следует опираться на изученный учащимися материал о родовыхокончаниях полных прилагательных. Установление ассоциативных связейспособствует более прочному запоминанию окончаний мужского, женского и среднегорода. Одинаковые родовые окончания кратких прилагательных и кратких причастий,одинаковые окончания у глаголов прошедшего времени и условного наклоненияпозволяют обобщить и этот материал и сопоставить его с родовыми окончаниями.Твердое знание родовых окончаний является необходимым условием для формированиянавыков согласования. Кроме того, окончания согласуемых слов помогают учащимсяв определении рода имен существительных. Часто учащиеся испытывают большиезатруднения при согласовании в косвенных падежах, это усложняется иногда тем,что в родном языке отличная от русской падежная система. Для закрепления этоготрудного материала и совершенствования умения различать род именсуществительных, правильного сочетания с ними различных согласуемых слов иупотребления в речи могут быть проведены следующие упражнения:

 А) Определение рода существительных вчитаемом или списываемом тексте. Выписывание в три столбика существительныхмужского, женского и среднего рода и составление с ними предложений.

 Б) Составление тематических словарей сразделением слов на группы по родам.

В) Весьма полезно составление словарей пограмматическому признаку. Например: существительные среднего рода на -мя; имя,время, . . .;существительные женского рода: ночь, мышь, рожь,…;существительные мужского рода: луч, нож, ….

Г) Особое внимание нужно обратить навыработку навыков согласования в роде. При изучении прилагательных, согласуемыхместоимений и числительных усвоению родовых окончаний будут способствоватьупражнения с заданиями: употребите одни и те же прилагательные (числительныеили местоимения) с существительными мужского, женского и среднего рода,составьте с ними словосочетания и предложения; употребите глаголы прошедшеговремени с существительными разного рода; подберите к данным существительнымприлагательные (или другие согласуемые части речи); переведите словосочетания сродного языка на русский. Наряду с упражнениями, направленными на активизациюязыкового материала, следует проводить собственно-речевые упражнения, которыедают возможность использовать изучаемый языковой материал в самостоятельныхвысказываниях учащихся.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.83%
НЕТ
41.17%
Проголосовало: 1008

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет