Тема:Особенности календарного планирования воспитательно-образовательной работы всоответствии с комплексно-тематическим планированием
Планирование –это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательнойработы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависитэффективность воспитательно-образовательной работы в целом.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничествепедагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своихзадач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском садуинтересной, полезной, творческой.
Планвоспитательно-образовательной работы с детьми — этоиндивидуальный документ педагога, поэтому он самостоятельно может включать в него материалы необходимые для более эффективной работы, по данному документу которому работают два сменныхвоспитателя. Следовательно, если план – модель совместной деятельности, то ипланирование должно быть совместным. Оно предполагает не только сам процесссоставления плана, но и общую мыслительную деятельность, подразумевающуюобсуждение двумя. У сменных воспитателей должен быть повседневныйконтакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения задетьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности,каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кемиграет и прочее. Каким бы ни был план образовательной работы сдетьми, он должен отвечать определенным требованиям:
СЛАЙД 2
— принципу развивающего образования, цель которого –развитие каждого ребенка;
— основываться накомплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— планируемые содержаниеи формы организации детей должны соответствовать возрастным ипсихолого-педагогическим основам дошкольной педагогики;
— он долженобеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей;задач процесса образования дошкольников, в ходе реализации которых формируютсязнания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
— соблюдать принципинтеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностямии особенностями воспитанников своей группы.
СЛАЙД 3
При планировании иорганизации образовательного процесса надо учитывать то, что ведущий виддеятельности детей – игра. Именно она должна стать и основной формой работы сдошкольниками.
План — это неформальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главноене схема, форма, а содержание. Календарный план является обязательнымдокументом воспитателя.
Контроль закалендарным планированием осуществляется старшим воспитателем не реже одногораза в месяц, а так же, в соответствии с запланированными в годовом планеконтрольными мероприятиями.
В первую очередькомплексное-тематическое планирование — это планирование в соответствии сОсновной общеобразовательной Программой дошкольного образования по всемобразовательным областям (физическому, социально-личностному,познавательному, речевому и художественно-эстетическому).
В соответствии скомплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельныхигровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки ипроведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучениечерез систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу.Н-р Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники(День доброты, День Земли и др.).
В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ:музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед,педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активныеучастники творческой группы учреждения.
Планируя своюдеятельность, педагог учитывает режим дня в холодный и теплый период года,учебный план в соответствии с возрастом детей.
Планированиепедагога на рабочую неделю начинается с определением темы недели, постановкацелей и задач, продумыванием итогового мероприятия. Тематические недели укаждого детского сада свои, в соответствии с Основной Общеобразовательнойпрограммой, которую реализует ДОУ.
СЛАЙД 4
Приведем пример, теманедели «Неделя детской книги» эта тема обычно проводится весной. Цельсоответственно у каждого возраста своя, мы к примеру, возьмем подготовительнуюк школе группу. Цель:привитие детям любви к книге. Формирование интереса и потребности в чтениикниги, создание партнёрских, дружеских отношений всех участниковобразовательных отношений. Знакомство с поэтами и писателями. К тому же,увлекательнее будет проходить тематическая неделя, где есть герой темы, к насэто будет Буратино. Он всю неделю будет находится в группе, помогать детям,интересоваться деятельностью детей, давать советы и тд. Жить он может в книжномуголке.
· Выбирается тема недели
· Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
· Для родителей предлагаются краткие рекомендации поорганизации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
· Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия(выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль ит.д.).
СЛАЙД 5
Планированиесовместной деятельности воспитателя с детьми.
Этот блок самыйнасыщенный разнообразной деятельностью. Он включает в себя:
Формы работы |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями |
||
Групповая, подгрупповая работа |
Индивидуальная работа |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
Утро |
игровую деятельность беседы с детьми рассматривание предметов и иллюстраций наблюдение и дежурство в уголке природы, а также дежурство по столовой и подготовка к занятиям утренняя, гимнастика (пальчиковая, дыхательная) |
По развитию речи, по развитию основных видов движений |
Ситуативные беседы по темам, закрепление КГН (осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну) |
Педагог вносит в развивающую среду группы все необходимое для совместной деятельности с детьми |
Беседы, консультации, рекомендации |
НОД (Непосредственно образовательная деятельность) |
|
|
|
Планирование утреннего отрезка времени.
Необходимо запомнить, что утро — этоспокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы вутренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизнидетского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Утренний прием — наиболее благоприятноевремя для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. Вутреннее время планируется индивидуальная работа по исправлению и воспитанию удетей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильнойинтонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности).При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указываетконкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа, ипрописывает какая работа. Количество видов деятельности в утренние часы:
в младшей и средней — 3-4 вида,
в старшей подготовительной группе — 4-6видов в зависимости от детей группы.
Намечая конкретные мероприятия, важноучитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойногохарактера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например,занятия по формированию элементарных математических представлений, разучиваниестихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая ихфизическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большуюподвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельностьдолжна быть более спокойной.
СЛАЙД 6
К примеру, у нас по расписанию НОД первая -физическоеразвитие, поэтому, я планирую утреннюю беседу «Какие бывают книги» Тем самым,вовлекаю в тему, сообщаю, о чем мы будем говорить всю неделю, вношу Буратино.Заранее готовлю книжный уголок, размещаю там разные виды книг: энциклопедии,книги со сказками, с стихотворениями, рассказами, научно-познавательные книги,художественные книги, словари, книги с рецептами и. д. Тут же можно разместитькарточки с правилами чтения книг. Чтоб как -то обыграть, Буратино можетпринести аптечку для книг, где лежат ножницы, клей, скотч, белые полоскибумаги-все для ремонта книг. После беседы можно совместно с детьми отобратькниги, которые нуждаются в ремонте и отремонтировать их в присутствии Буратино.
Планированиепрогулки
СЛАЙД 7
В режиме дня каждой возрастной группыпредусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней -в зависимости отсезона (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки в первую половину дня —восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Прогулка должна дать разрядку ребенку,снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, чтов свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического ипсихического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Говоря о планировании прогулки нужнопомнить о том, что есть общепринятая структура прогулки. (прочитать наслайде)
1.Наблюдение.
2.Подвижные игры: 2-3 игры большойподвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,дидактические игры.
3.Индивидуальная работа с детьми поразвитию движений, физических качеств.
4.Труд детей на участке.
5.Самостоятельная игровая деятельность.
Если перед прогулкой было физкультурноеили музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
Если же были спокойные виды деятельности,то прогулка начнется с подвижной игры.
Карточки по прогулкам так же следуетподбирать учитывая сезонность, тему недели. (можно отразить в подборе подвижныхигр)
Совместнаяработа педагога с детьми в вечернее время (в презентацию)
СЛАЙД 8
Формы работы |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями |
||
Групповая, подгрупповая работа |
Индивидуальная работа |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||
|
Совместные игры, развлечения, праздники, конструирование, ручной труд, проектная деятельность, чтение художественной литературы, ОБЖ, беседы, эксперименты, сри |
Индивидуальная работа по всем видам деятельности |
Хозяйственно-бытовой труд, дежурство, беседы по закреплению КГН, ЗОЖ |
Педагог вносит в развивающую среду группы все необходимое для совместной деятельности с детьми |
Беседы, консультации, рекомендации |
Планированиевторой половины дня
В данный отрезок времени планируются:
1. Все виды игр — настольно-печатные,сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие,театральные. Учитываются желания и потребности детей.
2. Развлечения, праздники, сюрпризы-поздравления с днем рождения и тд
Также планируются различные виды театра,мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятсяи обыгрываются новые игрушки.
Труд (ручной труд, хозяйственно-бытовой(уборка, стирка) коллективный, по подгруппам).
4. Индивидуальная работа по всем видамдеятельности.
5. Чтение художественной литературы, спродолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков исовременных художников
6.Работа по основам безопасностижизнедеятельности.
7.Беседы с детьми
8.Экспериментальная деятельность.
9.СРИ
10.Конструирование из конструктора, избумаги
11. Взаимодействие с родителями.
По требованию ФГОС ДО родители -полноправные участники образовательного процесса, поэтому, следует ихинформировать о том, какая тема недели в вашей группе, давать рекомендации обобразовательной деятельности в семье. В нашем случае, я рекомендовала родителямвыбрать любую сказку или рассказ, совместно прочитать её, пересказать, обыгратьдома по ролям.
СЛАЙД 9-12
Как правило,тематическую неделю завершает итоговое мероприятие, которое педагог планирует ипрописывает в плане в понедельник. В нашем случае, я запланировала изготовлениекнижки -малышки, сюжет сказки можно придумать совместно с детьми. Детямраздаются листы бумаги, цветные, восковые карандаши, фломастеры. Для мотивациидетей, эту книжку-малышку подарить нашему герою недели Буратино, за его помощь.Я задаю тему, например: «Жил был в лесу…» Далее каждый ребенок по цепочки придумываетпродолжение истории. Затем дети зарисовывают своё высказывание. Можно подписатьвнизу листа то высказывание, которое придумал ребенок. Когда сказка готовалисты необходимо скрепить между собой. С помощью дырокола проделать отверстия,вдеть в них атласную ленту и завязать бантиком. Затем оформитьобложку книжки-малышки. Оформить можно как совместно с детьми, так исамостоятельно педагогу.
Сочиним сказку продоброго медведя. 1. Жил был в лесу старый и добрый медведь. 2. Он следил запорядком, помогал всех рассудить, все звери его уважали. 3. Однажды утром всезвери на поляне увидели яблоко, спелое, красное, ароматное. 4. И стали ссоритсякому оно достанется. 5. На шум пришел медведь, и громко зарычал, все тут жеугомонились. 6. Медведь был очень справедлив, он разделил яблоко на всехзверей. 7. Всем на поляне стало стыдно за свой поступок, у них покраснели щеки.
Работа саудиторией:
Предлагаю сочинитьсказку из 4-5 предложений про доброту. В городе Златоусте жила добраядевочка Вера…
СЛАЙД 13
Комплексно-тематическоепланирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольноговозраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяетсистематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всехпедагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогическойзадачи.
Спозиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность вреализации программных задач по разным образовательным областям знаний,создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а,следовательно, лучше усваивается материал.
Ребенокне перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий ивпечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл длядетей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить ипрочувствовать.
Данныйспособ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокогоуровня профессионализма. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательныеобласти, отбирать наиболее результативные формы организации детскойдеятельности для решения конкретных программных задач, а также уметьпедагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь навозрастные и индивидуальные особенности детей. Современный воспитатель – это творческий,заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развитияи накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.
Таким образом, используя творческий подходможно сделать каждый день ребенка увлекательным, познавательным. Используя всвоей работе игровую деятельность, общение с детьми можно добиться высокихрезультатов.