X-PDF

Тема : Понятность речи

Поделиться статьей

Понятность речи

Целесообразное и незатрудненное применение языка вцелях общения  обеспечивают качество “хорошей”  речи: точность, чистота,логичность, выразительность, богатство, уместность. Точность соответствиесмыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точностьречи связывается с точностью  словоупотребления, с правильным использованиеммногозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точностиречи это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящийотбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла,существенные именно для данного высказывания. Чистота означает отсутствие вречи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных,жаргонных и др.) Логичность это выражение в смысловых связях компонентов речисвязей и отношений между частями компонентами мысли. Выразительностью речиназывается качество, возникающее в результате реализации заложенных в языкевыразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковымиединицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительныесвойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким,образным, эмоциональным.Экспрессия создаёт также  употреблением крылатых слов,пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого  из нас говорит о том, что постепени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенныена одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффектзависит от степени выразительности  речи. Богатство это широкое и свободноеиспользование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразитьинформацию. Уместность это употребление в речи языковых единиц, соответствующихцелям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Точность речи

Точностьречи чаще всего  связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотреблениязависит  от того, насколько говорящий знает  предмет речи, насколько онэрудирован, умеет ли логически мыслить, знает  ли законы русского языка, егоправила. Таким образом, точность речи определяется знанием предмета, — логикоймышления, — умением выбирать нужные слова.

Содержательность речи

Речьсчитается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже вдревнерусском  языке одно из значений слова смысл  было «разум, рассудок, ум».Таким образом, содержательность речи зависит от степени  умственного развитияговорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и  пословица «Красно поле пшеном,а  беседа умом».

Содержательныелекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносятрадость, обогащают новыми знаниями, недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошои слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду непустословие, а содержательный, умный разговор. Чтобы речь была содержательной,информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая надтекстом, осмыслить какие положения будут  развиты; — что нового вносится в решение вопроса; — что остается спорным  и требует дальнейших размышлений; -насколько высказываемые мысли  аргументированы; — какова авторская  позиция.

Нарушениелогической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит кнеточности речи. Рассмотрим, в  каких случаях нарушается точность речи врезультате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны  из них-употребление слов в несвойственном им значении; — не устраненная контекстоммногозначность, порождающая двусмысленность; — смешение паронимов, омонимов.

Каждоезнаменательное слово  выполняет номинативную функцию, т. е. называет предметили его качество, действие, состояние. Это обязывает  говорящих обращатьвнимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное  отношение кязыку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушениюречевой  этики, а иногда даже к ссоре.

Понятностьречи

Средитребований, предъявляемых  к языку говорящего или пишущего, выделяетсятребование понятности. Соблюдение данного требования важно потому, что оносвязано с действенностью, эффективностью устного слова. По мнениюисследователей, общепонятность языка  определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов,находящихся  на периферии словарного состава  языка и не обладающих качеством коммуникативной общей значимости.

Огромныйсловарь русского языка с точки зрения сферы  употребления можно разделить надве большие группы лексику неограниченной сферы употребления, в которую  входятобщеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины,т. е. слова, употребляемые  в определенной сфере профессиональной,территориальной, социальной.

Лексиканеограниченной сферы  употребления состоит из общеупотребительных  слов,которые в определенных социальных условиях должны быть понятны всем носителямданного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник,врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный словарный  фондрусского языка огромен. Он-то и делает нашу речь общедоступной  для каждого,кто владеет русским  языком. Гораздо труднее обстоит  дело с восприятием слов ограниченнойсферы употребления.Она так и названа потому, что ее не могут ине должны понимать абсолютно все. Профессионализмами называются слова ивыражения, используемые людьми одной профессии. Они в  большинстве случаев неотносятся  к официальным, узаконенным наименованиям. Для них характерна большаядетализация  в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственныхпроцессов, материала. Часто говорят и пишут  о молодежном жаргоне.Вряд ли этоявление  можно назвать жаргоном, ибо оно  не имеет социальных корней. Молодежь,особенно подростки, в целях возрастного  «самоутверждения» начинаетупотреблять  слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. Вход  идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы,вульгаризмы, диалектизмы и в  какой-то мере жаргонизмы.

Употребляютсяони как  некий признак принадлежности к  определенному «клану» возрастнойгруппе. Применяются эти слова  бездумно, неосознанно, смысл их весьмаприблизителен, а происхождение  чаще всего неизвестно для говорящего. Вряд ликто-нибудь, употребляя модное в свое время словечко «клёво», подозревал, чтооно давно известно в рязанских, владимирских, тамбовских говорах, обозначая вних «хорошо». Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженнуюлексику и находятся за пределами литературного языка.

 

Они,как и любое слово  литературного языка, диалекта, со временем устаревают иисчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие. Лексика ограниченнойсферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не нужно полностьюисключать  ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональнойсреде, то можно  свободно использовать в речи принятые там специальные слова ипрофессионализмы. Но если нет уверенности, что все  слушатели знакомы соспециальной  лексикой, то следует раскрыть, объяснить  каждоенеобщеупотребительное слово.

 

Диалектныеслова, а тем  более жаргонизмы и арготизмы, как  правило, недопустимы в речи.Эти  элементы ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь толькос определенной целью, например в  качестве выразительных средств,подчеркивающих отношение говорящего, но делать это  следует осторожно, спониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конкретномслучае. Особого внимания требует использование  еще одной значительной группыслов ограниченной сферы употребления терминологической  лексики. Термины этослова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либоспециальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п.

 

Напомним,что понятие это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношенияхпредметов или явлений объективной действительности. Как форма мышления понятиенеразрывно связано с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в словеили словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научногознания. Роль терминов в науке велика. Установлено, например, что представлениеоб инерции уже было известно предшественникам Галилея. Но только с тогомомента, когда Галилей дал этому явлению название инерция, было уточнено самопредставление об инерции и понятие вошло в научный оборот.

 

Вцелом ряде случаев переход  от предположений и догадок к  точному знаниюсовершается при  помощи утверждения соответствующего термина. Вот почему всевеликие  ученые уделяли особое внимание созданию и развитию научнойтерминологии. Немалый вклад в становление  российской терминологии внес М. В.Ломоносов. Ему принадлежат названия: северное сияние, земная ось, воздушныйнасос, удельный вес и др. Фиксируя время  рождения того или иного термина,можно судить о развитии науки, ее проблематике, объектах исследования, опоявлении новых научных  направлений. Вполне естественно, что термины довольночасто встречаются в речи людей разной специальности: инженеров, врачей,экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др.

 

Однаконе все и не всегда умело используют их, не задумываются над тем, понятны литермины слушателям, не учитывают особенности восприятия семантики слова взвучащей речи. Различие в понимании содержания слов у отправителя и получателяснижает эффективность восприятия. В процессе общения людям часто  приходитсяразъяснять, как следует  понять то, что обсуждается, уточнять, какой смыслимеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выработала несколькоспособов объяснения слов. Их используют лексикографы, составляя  словари;преподаватели, обучая школьников, студентов; политики, дипломаты, юристы толкуясмысл документов, законов.

 

Приемамиобъяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своимвыступлениям, к своей речи, заинтересован в  повышении ее культуры. Логическоеопределение. Ученикам одного класса предложили написать, что означает словостол. Приведем некоторые ответы: «Стол  неотъемлемая часть быта, общественных идругих учреждений»; «плоскость различных  форм, которая служит дляудовлетворения удобств человека в работе»; «вещь, удовлетворяющая одну изчеловеческих потребностей»; «предмет постоянного  пользования». Обратитевнимание: толкования учащихся слишком общие, под их определения  можно подвестидругие слова. Например, «предмет постоянного пользования» это может быть стул,тарелка, книга, мыло, полотенце и многое другое.

 

Атеперь сравните ответы учащихся со словарной статьей в толковом словаре: «Столпредмет мебели в  виде широкой горизонтальной доски  на одной или несколькихножках (иногда с ящиками, тумбочками), на который  кладут или ставят что-либо».Объяснение значения слова стол в толковом словаре  относится к логическомуопределению, т. е. определению понятия через  ближайший род и видовое отличие.Логическое определение считается  наиболее рациональным способом толкованиянаучных терминов.

 

Рассмотрим,как строится логическое определение. Возьмем, к  примеру, определения двухпонятий: логика наука о законах и формах правильного мышления; педагогиканаука  о воспитании, образовании и обучении. Прежде всего называется родопределяемого  понятия, т. е. дается ответ на вопрос «что это такое?» наука.Затем  указываются признаки видового понятия  этого же рода «о законах и формахправильного мышления (логика»; «о воспитании, образовании и обучении»(педагогика)». Достоинство логического определения  состоит в том, чтоперечисляются  не все, а только отличительные видовые  признаки определяемогопонятия. Подбор синонимов. Распространенным является синонимический способ, т.е. объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение.Например, конфронтация противопоставление, противоборство (социальных систем,идейно-политических принципов и др.), столкновение; агрессивный наступательнозахватнический; альянс союз, соединение. Это позволяет через слово, знакомоеслушателям, раскрыть значение научного термина, сделать его понятным.


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей