Урок по физике в 7 классе
Тема: Давление.Единицы давления
Типурока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.
Целии задачи урока:
Образовательные:
- ввести понятие давления, расширить и углубить знания по данной теме,
- дать представление учащимся о зависимости давления от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности
- применить знание давления к решению задач.
Развивающие:
- развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов
- развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике,
- развитие умения давать объективную самооценку,
- научить применять знакомые формулы в измененных условиях,
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к одноклассникам,
- формирование самостоятельности,
- развитие аккуратности, внимательности учащихся
- воспитание интереса к физике.
Оборудование:
- презентация «Давление»,
- кроссворд «Давление»
- бруски, дощечка с гвоздями,
- кювета с песком
Планурока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Целеполагание
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Фронтальный эксперимент
- Домашнее задание
- Итог урока. Рефлексия
Ход урока:
- Орг. момент. (1 мин)
Создатьблагоприятный психологический настройна работу. Мотивировать обучающихся к изучению темы. «Всеготовы к уроку? Мы закончили изучать виды сил. Подвели итог. Сегодня будемпродолжать изучать физические явления и отвечать на вопросы – Почему? (слайд)
- Мотивация. (3 мин)
Проблемныевопросы:
Как вы думаете, почему рельсы некладут прямо на землю? (слайд)
Почему легковая машина в пескесильнее проваливается, чем такой тяжёлый экскаватор? (слайд)
Выслушать все ответы. На этивопросы мы попробуем ответить ещё раз в конце урока.
3. этап. Целеполагание. (3мин)
Асейчас давайте представим что:
1.Папас сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее? Как называется сила,с которой папа и сын действуют на снег? (слайд)
2.Теперьпредставьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому ипочему теперь идти труднее? (сдайд)
3.А почему папе стало легче, то изменилось у папы?
Отвечаютна вопросы учителя.
1.Папеидти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее.
2.Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег.
3.У папы изменилась площадь опоры. (площадь лыж больше площади сапог)
Вывод: Существуетфизическая величина, которая зависит не только от действующей силы, но иот площади поверхности, на которую она действует. Как называется эта величина,вы узнаете, разгадав кроссворд.
4этап. Актуализация знаний (5 мин)
Вопросыкроссворда: (слайды кроссворда)
1.Изменение формы и размера тела. (Деформация)
2.Физическая величина, мера инертности. (Масса)
3.Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)
4.Мера взаимодействия тел. (Сила)
5.Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительномудвижению. (Трение)
6.Единица измерения силы. (Ньютон)
7.Прибор для измерения силы. (Динамометр)
8.Сила, с которой Земля притягивает все тела. (Тяжести)
Итак тема нашего урока “Давление. Единицы давления” (слайд №13). Записываем втетрадь.
5. этап. Изучение новогоматериала. (15мин)
Чтобы ответить на вопрос — чтотакое давление, и от чего оно зависит, посмотрим опыт.
Опыт с гвоздями, входящими впесок.
1. В каком случае на песокдействует большая сила?
2. Почему, действуя на песок стой же силой, гвозди, стоящие на шляпках, проваливаются меньше?
Вывод: Вес тела распределяется на всюплощадь шляпок, соприкасающихся с песком. Сила, приходящаяся на единицуплощади, меньше, чем в первом случае.
Сила,приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.
Такимобразом, с точки зрения физики:
Давление– это физическая величина, которая показывает силу, действующую наединицу площади (записать в тетрадь). (слайд)
Ввестиобозначение давления.
Пользуясьрезультатами опыта попробуем сформулировать вывод – от чего и как зависитдавление.
Сувеличением силы, действующей перпендикулярно поверхности, увеличиваетсядавление (прямая пропорциональность)
p ~ F, F – силадавления
Cувеличением площади поверхности, на которую действует сила, давлениеуменьшается. (обратная пропорциональность).
p ~
Формуладавления: (записать в тетрадь) (слайд)
Единицаизмерения давления названа в честь французского учёного Блеза Паскаля. (слайд)
(записатьв тетрадь) (слайд)
Наряду с Па для измерения давленияиспользуются и другие единицы измерения: (записатьв тетрадь)
1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001кПа (слайд)
1 МПа = 1000000 Па 1 Па = 0,000001 МПа
1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа
1 Па = 1000 мПа 1 мПа = 0,001 Па
Вернуться к вопросам, которые былипоставлены в начале урока. (слайды)
— Под рельсы подкладывают шпалы,чтобы уменьшить давление на землю.
— У экскаватора колёса имеютбольшую площадь опоры, уменьшая давление на почву.
6. Закреплениеизученного материала. (14 мин)
Решение задачи упр. 12 №2, №4. (слайды)
7.Фронтальный эксперимент
“Определениедавления твёрдых тел”.
Цель:усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.
Формаработы: индивидуальная, работа в парах.
Методпо характеру познавательной деятельности: исследовательский.
Определитедавление бруска на стол. (широкой части и узкой).
- Определите площадь опоры бруска, измерив длину и ширину основания бруска при помощи линейки.
- Определите вес бруска при помощи динамометра.
- Рассчитайте давление.
- Сравните давления на широкое основание и узкое.
Отчегозависит давление? Ответы ребят.
Выводзаписать в тетрадь.
Давлениезависит:
- от площади поверхности, на которую действует сила;
- величины силы.
8. Домашнее задние (1 мин)
П.33,34, упражнение 12.№ № 1, 3
9. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
— Скакой физической величиной мы познакомились на уроке?
— Вкаких единицах измеряется эта величина?
— Отчего зависит давление?