X-PDF

Тема урока: Окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.

Поделиться статьей

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Тема урока: Окончания имён существительныхмножественного числа в родительном падеже.

 

Цель: познакомить с изменением окончаний имёнсуществительных множественного числа, развивать умения правильно писать падежныеокончания существительных множественного числа, определять склонения вомножественном числе.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

-формированиеумения грамотно употреблять в речи формы родительного падежа  множественногочисла;

-применять это умение при решении орфографических задач;

Формироватьумение склонять существительные в форме множественного числа.

Развиватьумение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.

Совершенствоватьумение ставить падежные вопросы к именам существительным мн. числа.

Метапредметные

 

Познавательные:

самостоятельновыделять и формулировать познавательную цель; находить  и выделять  необходимуюинформацию; анализировать, сравнивать, классифицировать  объекты по выделеннымпризнакам; уметь ориентироваться в своей системе знаний и осознаватьнеобходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненныйопыт.

Коммуникативные:

уметьс достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речьдругих; учиться работать в паре.

Регулятивные:

обнаруживатьи формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять иформулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательностьдействий на уроке; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместнос учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Личностные:

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?); стремиться ксамостоятельности в усвоении знаний.

-осознаниесмысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открытовыражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

 

Оборудование:

-интерактивнаядоска, компьютер, проектор.

 

 

 

 

 

 

 

Ходурока.

1.Организационный момент.

— Ребята, какойсегодня прекрасный зимний день! Я рада видеть вас и наших гостей!

Пусть этот урокподарит вам радость открытия новых знаний и теплоту общения.

— Сегодня на нашемуроке присутствуют гости.    

-Давайтепоприветствуем их и пожелаем им здоровья.

 

Девиз нашего урока(сайд1)

       Затруднениев ученье к новым знаниям ведёт.

Ктодорогу сам осилит, непременно их найдёт!

 

Как вы понимаетеэти слова? (то, что услышал от кого-то можно забыть, сформулировал сам –запомнил навсегда)

— Когда человексможет обладать знаниями? (Если он сам их добывает.)

— Сегодня,мы откроем для себя новые секреты русского языка.

— Я вижу,что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

II.Актуализация знаний.

Записьв тетрадь даты, классная работа, напоминание о посадке за столом.

.Каллиграфическаяминутка (слайд 2)

-Посмотритевнимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать.Какая буква лишняя?

и а с о у о

— Правильно это буква с. А как выдогадались?
— Пишем букву с.
— Пишем соединения сн сл су см.
Словарная  работа. (слайд 3)

— Отгадайте загадку:

Он без красок ибелил                  

 крышигорода белил.

                      (Снег.)

 -Какая это частьречи? (Имя существительное)

-Записать слово втетрадь.

Отгадываниеанаграмм.Снегопад, снежок, снежинки, снеговик, снежный. (Слайд4)

-Отгадайтеанаграммы. Запишите эти слова в тетрадь.

Какие слова вызаписали?

 Что у них общего?(однокоренные)

Выделите корень всловах, какое чередование заметили?

 Какое словолишнее и почему? Найдите среди этих слов сложное, докажите. Какиесоединительные гласные вы знаете? (о,е)

Поставьтена полях столько баллов, сколько слов вы правильно расшифровали и записали.(5)

 

 

 Давайтевспомним, что мы знаем об имени существительном.

Экспресс-опрос (приём верно-неверно)

— Если ответправильный, ставите в тетради +, не правильный —

1 Имясуществительное — это часть речи? (Да!)

2Собственныесуществительные пишутся с большой буквы? (да)

3*Именасуществительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!)

4*Именасуществительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

5*Именасуществительные обозначают действие предмета? (Нет!)

6*Именасуществительные обозначают предмет? (Да!)

7* Именасуществительные изменяются по числам? (Да!)

8*Именасуществительные изменяются по родам? (Нет)

9*Именасуществительные во множественном числе  изменяются по падежам?(Да!)

10*Именасуществительные в родительном падеже отвечают на вопросы Кого? Чего? (Да!)

Самопроверка(слайд5)

 Поставьте на полях столько баллов, сколько у васправильных ответов.(10)

 

III. Выявление места и причинызатруднения.

Фиксация затруднения в деятельности.

 

-Прочитайте словосочетания. (слайд 6)

 

Крики птиц, мамы малышей, шум городов,стаи туч.

 

-Что объединяет выделенные слова?(сущ,мн.ч.)

-Запишитеи определите падеж  этих  имён существительных, выделите окончания.

— Что вы заметили? (Разные окончания)

-Почему в этих словахразные окончания? (они разного склонения)

-Умеем ли мы правильнописать окончания в этих словах.  (Нет, Да)

-В чем жезатруднение?

— Мы не знаем, какписать окончания существительных в родительном падеже множественного числа.

IV. Построение плана выхода из затруднения.

Сформулируйтетему урока.

«Окончания имёнсуществительных множественного числа в родительном падеже.»

Какие цели перед собой поставим?

Сегодня мы узнаем, какие окончанияпишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будемучиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи.

-А где мы можемузнать об этом?(учебник, интернет)

-Кто нам может помочьв этой ситуации?(учитель)

 

V. Реализация построенного проекта.

 

Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите листочки.У каждого ряда своё задание.

 

         Определите род и склонение слов, поставьте слово вомн.ч. Р.п. и  сделайте вывод. Чтобы определить скл. что нужно сделать?(поставить сущ. в начальную форму — ед.ч. И.п.)

 

 

Определи род и склонение

Поставь в форму мн.ч., Р.п. выдели окончания

зимы

 

 

конфеты

 

 

вьюги

 

 

юноши

 

 

ВЫВОД: имена существительные …  склонения в …………………………… падеже  ………… ….. числа имеют окончания: ……………………

 

Определи род и склонение

Поставь в форму мн.ч., Р.п. выдели окончания

окна

 

 

ручьи

 

 

морозы

 

 

календарь

 

 

ВЫВОД: имена существительные …  склонения в …………………………… падеже  ………… ….. числа имеют окончания: ……………………

 

Определи род и склонение

Поставь в форму мн.ч., Р.п. выдели окончания

скатерти

 

 

ночи

 

 

мысли

Представленная информация была полезной?
ДА
59.6%
НЕТ
40.4%
Проголосовало: 1208

 

 

метели

 

 

ВЫВОД: имена существительные …  склонения в …………………………… падеже  ………… ….. числа имеют окончания: ……………………

 

-Какой вывод сделали ученики 1 ряда? (Именасущ. 1 скл. В Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, -ей)

-Какойвывод сделали ученики 2 ряда? (Им.сущ.2 скл в Р.п. мн.ч. имеют нулевоеокончание, -ов, -ёв, -ей)

-Какойвывод сделали ученики 3 ряда? (Им.сущ. 3 скл.  Мн.ч. имеют окончание -ей)

Если вы правильно  определили род, склонение, записалиокончания и сформулировали вывод, поставьте себе 5 баллов

 

 

 

 

 

Заполнение общей таблицы окончаний имёнсуществительных множественного числа  родительного падежа.(на доске)

1 скл. мн.ч.

2 скл. мн.ч.

3 скл. мн.ч.

 

-ей

ей

ей

 

ов  ев

 

 

— Сделайте вывод, опираясьна таблицу.

-Каквы думает, какое склонение вызовет большую трудность в выборе окончаний дляимён существительных множественного числа?

Нетчёткого объяснения выбора окончаний во 2 склонении. определить их не всегда просто.

 

Физминутка.

 

VI. Первичное закрепление скомментированием во внешней речи.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой послайду.

Ребята, а кто нуждается зимой в нашей помощи? Незабывайте подкармливать птиц зимой!

— Запишите предложение.

Ребята развесили кормушки на ветвях березосин, елей и насыпали туда  несколько граммов ягод.

Объясните постановку знаков препинания.

— Найдите сущ. вродительном падеже во множественном числе и выделите у них окончания.

-Проверьте себя

На полях оцените этозадание 4 слова – 4 балла

Ребята! Обратите внимание на слово «граммов». Это слово относится  к особому  сложному правописанию существительных в родительном падежемножественного числа. 

— Прочитайте правило наэкране. 

 

1.Названия овощей, фруктов: огурцов, мандаринов, бананов-ов,

но яблок, гранат.

2.Пара сапог, кед, чулок, ботинок, валенок, туфель, варежек, перчаток- нулевое окончание,

 но носков- ов)

3.Названия народов: монголов, таджиков, татаров-ов.

-Постарайтесь запомнить правописание этихслов, чтобы правильно употреблять их в своей речи.

 

А теперь давайтевернёмся к цели нашего урока. Мы уже познакомились с правилом правописаниясуществительных в родительном падеже множественного числа. Попробуем применитьэто правило  на практике.

VII.Самостоятельнаяработа с взаимопроверкой по эталону.

( Работа на индивидуальных карточках, наслайде — взаимопроверка)

 

— Отметьте знаком «+» имена существительные, которые вродительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

 

огурцы

 

улицы

 

фабрики

 

помидоры

 

килограммы

 

сапоги

 

яблоки

 

места

 

задачи

 

ботинки

 

 

-А теперь проверим себя .                    

огурцы (огурцов)

 

улицы (улиц)

+

фабрики (фабрик)

+

помидоры (помидоров)

 

килограммы (килограммов)

 

сапоги (сапог)

+

яблоки (яблок)

+

места (мест)

+

задачи (задач)

+

ботинки (ботинок)

+

 

10 правильных ответов – 10 баллов

 

Приём «толстые итонкие вопросы»

А теперь загадка-шутка. Как сказать правильно:

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

У рыб нет зуб.

(У рыб нет зубов)

— Правильно!

 Вэтой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативныхокончания формы род. падежа мн. числа: — ов (ев), ей , нулевое

 Только эта загадка ещеи на внимание: зубы-то у рыб есть, да еще какие!

IX.Рефлексияучебной деятельности

 

Итак, подведём итоги ваших поисков иоткрытий.

Какие цели мы перед собой ставили, всех лицелей мы достигли?

-На какие вопросыотвечают имена существительные в родительном падеже множественного числа?

-Какие окончанияпишутся у имён существительных мужского рода в родительном падежемножественного числа, у существительных женского рода, среднего рода?

 

Подведите итог своейработы на уроке. Посчитайте кол-во баллов. Оцените свою работу на уроке.

30-34 б.-«5»

23-29 б.– «4»

17-22 б.–«3»

1-16 б.– «2»

 

Русская зима вступила всвои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.

Закройте глаза ипредставьте себе одну — единственную снежинку, не похожую ни на чью.

Вы сегодня хорошопоработали. И мне хочется подарить вам эти чудесные снежинки.

Домашнее задание (разноуровневое)— на снежинках.

 

17-22б.

Составьте и запишите словосочетания с сущ. в Р.п.множественного числа.

Стволы (дерево),

крылья (самолет),

простор (площадь),

аромат (гриб),

ключи от (дверь).

 

23-29б.

Поставьте сущ. в скобках во множественное числоР.п и запишите в тетрадь.

Через сотни (километры)

Не страшась (метели), (ветры),

Мчатся с юга к нам вагоны.

В них везут ребятам тонны

(Апельсины), (мандарины),

(Помидоры) и (лимоны).

 

30-34б.

Придумать  и записать 5 словосочетаний ,

чтобы сущ. стояло в Р.п. во множественномчисле.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.6%
НЕТ
40.4%
Проголосовало: 1208

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет