Конспектиндивидуального логопедического занятия (ОНР 3 ур., дизартрический синдром,ДЦП)
Министерствообразования и науки РБ
ГБОУ«Иройская специальная (коррекционная)
общеобразовательнаяшкола-интернат»
ТЕМА:«В ГОСТЯХ У ГНОМИКОВ».
Цель:развитие артикуляционной моторики и формирование фонематических представлений.
1. Задачи:
Коррекционные: развитиефонематического слуха, совершенствование слоговой структуры слова, коррекциялексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемомзвуке и соответствующей букве, формирование навыка звукобуквенного анализаслогов и слов.
Подготовкаартикуляционной базы для постановки звука «Р». Постановка звука «Р»механическим способом. Дифференциация звуков «А», «О», «У» по акустическим иартикуляционным признакам. Формирование умения выделять гласный звук в началеслова. Развитие мелкой и общей моторики. Развитие чувства ритма.
Воспитательные: Воспитаниеусидчивости, трудолюбия. Воспитание умения сопереживать чувствам других.
Оборудование:
–салфетки, ватные палочки, чайная ложка, стакан с тёплой водой;
–магнитная доска-мольберт и магнитики;
–музыкальная запись «Туки-ток…» Железновой Е. (mp3 формат);
–компьютер;
–презентация «Сказка о гномике».
Демонстрационныйматериал:
–«колобки»-буквы (А, О, У);
–предметные картинки: аист, апельсин, облако, осы, улитка, утюг.
Ход:
I.Организационный этап. Пальчиковая гимнастика.
-Сегодня я хочу пригласить тебя в гости к маленьким гномикам.
Жили-былив домике
Маленькиегномики:
Токи,Пики, Лики, Чики, Мики.
1,2, 3, 4, 5 –
Сталигномики стирать:
Токи– рубашки,
Пики– платочки,
Лики– штанишки,
Чики– носочки.
Мики– умница был,
Всемводичку носил.
соединяемладони под прямым углом над головой – делаем «крышу»
одналадонь над другой на расстоянии ок. 5 см.
загибаемпальцы на поражённой руке, начиная с мизинца, помогаем пальцами сохранной руки
хлопки
трёмкулачками друг о друга
пальцамисохранной руки растираем мизинец
—//—безымянный
—//—средний
—//—указательный
сгибаембольшой палец пару раз, остальные согнуты в кулачке
большойпалец по-очерёдно касается всех остальных
II.Основной этап.
1.Артикуляционная гимнастика. Комплекс для зв. «Р» (все упражнения выполняются по2-3 раза).
Логопед:Давай познакомимся поближе с гномиком по имени Мики.
(слайд№ 1)
Логопед:У Микки есть мечта – он очень хочет стать большим. Вот таким!
(слайд№ 1, действие-увеличение)
Упражнение «Лопата».
Языкширокий положу
Итихонько подержу.
Язычкунравиться лежать
Подсчёт: 1, 2, 3, 4, 5!
(положитьширокий язык на нижнюю губу, логопед помогает расслабить язык с помощью тёплойложки)
Логопед:Но, к сожалению, наш гномик был маленьким.
(слайд№ 1, действие-уменьшение))
Упражнение «Иголка».
Мышцыязыка у нас
Напрягаютсясейчас.
Мышцынапрягаю,
Языкв иголку превращаю.
(логопедпредлагает вытянуть язык вперёд и дотронуться им до ватной палочки, тем самымвызывая напряжение и сужение кончика языка)
(чередование«Лопата-Иголка», с одновременной демонстрацией увеличения-уменьшения картинкислайда № 1)
Логопед:Гномик был очень добрым. Однажды он принёс мышатам целый мешок зерна и высыпалего на опушке леса. Радостные мышата набили полные щёки зерном
(слайд№ 2)
Ипонесли в свои домики. Где живут мышата? Правильно, в норках.
(слайд№ 3)
Упражнение «Качели».
Вниз-вверх,вниз-вверх
Снуётмышонок ловко.
Ивот к зиме готова
Мышинаякладовка.
(спрятатьязык за нижние зубы, затем за верхние зубы, логопед ватной палочкой помогаетнайти нужное место)
(одновременнодемонстрируются слайды № 2-3)
Логопед:Однажды гномик залез на горку
(слайд№ 4)
иувидел грибную поляну.
(слайд№ 4, действие-передвижение)
Грибовбыло так много, что все даже не поместились в его корзину.
Упражнение «Грибок».
(широкийязык присосать к нёбу так, чтобы была видна «ножка гриба» — растянутаяподъязычная уздечка; логопед помогает путём напоминания: «Какие вкусныегрибочки!», и делает мягкое цокающее движение)
Логопед:Когда гномик возвращался домой, поднялся сильный ветер.
(слайд№ 5)
Онсрывал листья с деревьев,
(слайд№ 5, действие–ветер)
опрокинулкорзину с грибами, да и сам гномик чуть не улетел следом. Его спасло дерево, закоторое он держался изо всех сил.
Япредлагаю тебе превратиться в ветерок. Но сначала нам нужно приготовитьлисточки.
(рвутсалфетку на кусочки)
Упражнение «Ветерок».
(логопеддержит раскрытую ладонь с кусочками рваной бумаги сначала чуть выше ртаребёнка, затем на уровне носа; ребёнок дует с высунутым широким языком, щёки недолжны надуваться)
Логопед:Ночью гномик Мики любил сидеть под ветвистым дубом и смотреть на звёзды и луну.
(слайд№ 6)
Давайпоможем ему сосчитать звёздочки.
Упражнение «Молоток».
(ротполуоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке, языком постучать по бугоркам заверхними зубами: дддд…; логопед ватной палочкой помогает найти бугорки)
Логопед:Как-то раз Мики приснился сон, в котором он взял свою любимую балалайку.
(слайд№ 6)
Упражнение «Индюк».
(ротполуоткрыт, широким языком водить по нёбу вперёд-назад, подключить голос)
Логопед:И вместе со своей любимой балалайкой гномик Мики полетел на ракете к далёкимзвёздам. Моторчик у ракеты пел песенку.
(слайд№ 6, действие-полёт)
Упражнение «Моторчик».
(ребенокпроизносит: дддддд, логопед ватной палочкой под языком создает вибрацию)
2.Дифференциация звуков «А», «О», «У» по акустическим и артикуляционнымпризнакам.
Логопед: Вдруг гномик услышал странный звук, будто кто-то плачет: ААА…
(логопедпредлагает ребёнку повторить)
Логопед:Выглянул гномик из своего домика – никого нет. Увидел только красные ботиночки.
(логопеддемонстрирует красные ботиночки)
Логопед:Это что за невидимка в красных ботинках? –удивился гномик.
Этозвук «А».
(логопедпоказывает картинку – «колобок-звук А», предлагает ребёнку разместить картинкуна доске)
Логопед:Посмотри, как звук «А» широко открывает ротик, когда плачет.
(ребёнокповторяет перед зеркалом)
Логопед: Вдруг опять раздался странный звук, будто кто-то грустит: ООО…
(логопедпредлагает ребёнку повторить)
Логопед:Выглянул гномик из своего домика – и увидел только красные ботиночки.
(логопеддемонстрирует красные ботиночки)
Логопед:Это что за невидимка в красных ботинках? – спросил гномик.
Этозвук «О».
(логопедпоказывает картинку – «колобок-звук О», предлагает ребёнку разместить картинкуна доске)
Логопед:Посмотри, как звук «О» открывает ротик, когда грустит. Какой формы становятсяего губы? Правильно, овальной.
(ребёнокповторяет перед зеркалом)
Логопед: И тут прямо над головой гномика кто-то громко и протяжно завыл: УУУ …
(логопедпредлагает ребёнку повторить)
Логопед:Поднял гномик голову – и снова увидел красные ботиночки.
(логопеддемонстрирует красные ботиночки)
Логопед:Гномик догадался, что это тоже звук. Какой? Верно, это звук «У».
(логопедпоказывает картинку – «колобок-звук У», предлагает ребёнку разместить картинкуна доске)
Логопед:Посмотри, как звук «У» вытягивает губы трубочкой, когда воет.
(ребёнокповторяет перед зеркалом)
3.Динамическая пауза. Темпо-ритмическое упражнение «Туки-ток…».
Логопед:Чтобы звуки «А», «О», «У» больше не плакали, не грустили и не выли, добрыйгномик Микки решил станцевать для них весёлый танец. Давай станцуем вместе сним. Будем стучать кулачками на «стучащие слова».
4.Выделение первого гласного звука в словах.
Логопед:Теперь у наших звуков хорошее настроение. Чтобы он всегда оставалось таким, япредлагаю подарить им картинки на память. Посмотри на картинки. Что это? Ктоэто?
(ребенокназывает: АИСТ, УЛИТКА, ОСЫ, АПЕЛЬСИН, ОБЛАКО, УТЮГ)
Логопед:Какой звук слышится в начале слова?
(ребёноквыделяет первый звук, размещает картинки на доске, логопед обращает внимание наротик у звука, при необходимости смотрят в зеркало)
III.Итог.-Ребята,вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо вам. Логовичок вам отправилволшебные наклейки в тетрадь.(расклеивание наклеек в тетрадь каждому ученику)
