X-PDF

Тема «Законотворческий процесс в Российской Федерации»

Поделиться статьей

Урок 45

Тема «Законотворческийпроцесс в Российской Федерации»

10 класс 13.02.2023

Цели урока:

Образовательная:

— углублениезнаний школьников о главном законе страны — Конституции РФ;

— изучениеорганизации законотворческого процесса в РФ, закреплённой в ст.104–108Конституции РФ;

— выделение особенностей федеральногоконституционного закона  

Развивающая:

— Продолжать развивать умение работать стекстом первоисточника

— Продолжать формировать умениевысказывать и доказывать свою точку зрения

— Продолжать развитиепознавательно-творческих навыков и осмысление приобретённых знаний с цельюподготовки к сдаче ЕГЭ

Воспитательная:

— воспитаниеуважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции РФ;

— формирование уважения к заложенным вКонституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основампостроения правового государства

— Продолжать формирование активнойгражданской позиции

Требования к результатам изучения темы

личностных:осознание ценностных ориентиров и установок, основанных на нормах права; умениевыделять правовой аспект поведения; умение соотносить собственные поступки спринятыми правовыми нормами;

метапредметных:умение критически воспринимать и осмысливать различные подходы к пониманиюправа, формировать на этой основе собственные оценочные суждения; умениеопределять назначение различных подходов к праву, их специфику и взаимосвязь;способность критически осмысливать специальную информацию из неадаптированныхисточников;

предметных: усвоение понятий: Право вето, Промульгация, Конституционныезаконы; усвоение сути различных подходов к пониманию права; Стадиизаконотворческого процесса в РФ;  совершенствование умения искать необходимуюинформацию для характеристики различных подходов к пониманию права

Оборудование:

Учебник §19 (с. 186-191)

Мультимедийный проектор

Электронная презентация «Законотворческийпроцесс в Российской Федерации»

Конституция РФ

 

                                                    Ход урока:

 

1.Оргмомент.

2.Повторение изученного материала

1. Как называютсязаконодательные органы РФ и Республики Крым? – ответ уч-ся

( РФ- ФедеральноеСобрание,  Р Крым – Государственный Совет РК)

2. К доскевызываются две   группы по 3 человека. Учитель помогает ответам уч-ся в случаезатруднения.

                                              

 

Задание

 

Задание первой группы

Задание второй группы

По Конституции Российской Федерации статья 94 -101  дать характеристику законодательного органа РФ

 

По Конституции Республики Крым

Статья   69-71, 73 п.1   дать характеристику законодательного органа Республики Крым

 

                                                                   По схеме

1.Характеристика законодательного органа по Конституции

2.Характеристика современного ЗО в России и Р Крым ( председатели, парламентские партии, сенаторы)

 Предполагаемый ответ

Предполагаемый ответ

1.Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

2.  Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

 В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

4. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

5. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

6. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

7.  Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. 

8. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

9. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Председатель ГД Володин Вячеслав Викторович

Председатель СФ – Валентина Матвиенко

Парламентские партии (фракции)

1.«Единая Россия» Васильев Владимир Абдуалиевич

2. КПРФ -Зюганов Геннадий Андреевич

3. «Справедливая Россия –за правду»

Миронов Сергей Михайлович

4. ЛДПР Слуцкий Леонид Эдуардович

5. «Новые люди» Нечаев алексей Геннадьевич

 

1.Государственный Совет Республики Крым — Парламент Республики Крым

2.избирается сроком на пять лет.

3. состоит из 75 депутатов.

4 Депутаты Государственного Совета Республики Крым избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

5. Депутатом может быть избран гражданин РФ достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

6. Депутат Государственного Совета Республики Крым, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной

7. обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. 

8. Государственный Совет Республики Крым избирает из своего состава Председателя Государственного Совета Республики Крым, его заместителей.

Председатель ГС РК  Владимир Константинов

Парламентские партии (фракции)

Единая Россия           Владимир Бобков ЛДПР Сергей Дремов         

КПРФ Сергей Богатыренко

Сенатор от ГС в Совете Федераций

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

Сергей Цеков

Сенатор от Правительства Крыма

Ольга Кавитиди

 

3.Мотивация

В виде мотивации яхочу вам показать видеоряд посещения членами Школьного исторического обществаГосударственного Совета Крыма. Во время экскурсии мы как бы прикоснулись кзаконотворческой деятельности. Побывали в кабинетах  и зале где крымскиедепутаты пишут законы. Не исключено что кто-из вас в будущем зайдет в этот зална правах законного избранника народа.

 

 

 


 

 

 

   

      

 

 

 

 

 

4.Изучениенового материала. «Законотворческийпроцесс в Российской Федерации»

Изучениенового материала предполагает несколько этапов работы

1.Работаяс презентацией, мы узнаем о пяти стадиях принятия закона.

2.Практическаяработа с Конституцией Российской Федерации статьями 104 -108

3.Изучений новых понятий темы как: Законодательная инициатива,  Право вето,Промульгация, Конституционные законы;

Прежде чем начатьговорить о стадиях принятия закона вспомним что такое закон?

Еще разпроговорим: Какой орган государства имеет право принимать законы?

 

2.Начинаем выполнять практическую работу. Переходим к пятистадиям принятия закона. Подготовьте Конституцию РФ, откройте статью 104

 

I. КРФ ст.104- право законодательной инициативы

1.Законодательная инициативастадиязаконодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органомзаконодательной власти законопроекта или законодательного предложения попринятию, изменению или отмене закона (Работа с понятием, записываем втетрадь)

2.Статья 104 п. 1. КРФ читаем,выделяем, то что нужно выписать, выписывать в тетрадь домашнее задание.

«Право законодательной инициативыпринадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам СоветаФедерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации,законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному СудуРоссийской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам ихведения.»

2.Стадия вторая — Обсуждениезаконопроекта

Статья 104 п. 2, 3.

104.2 Законопроекты вносятся вГосударственную Думу.

104.3 Обращаем внимание: Какие законынельзя принимать без согласования с Правительством РФ? «Законопроекты овведении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпускегосударственных займов, об изменении финансовых обязательств государства,другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счетфедерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключенияПравительства Российской Федерации.»

Статья 106 КРФ    

«Обязательному рассмотрению в СоветеФедерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы повопросам:

а) федеральногобюджета;

б) федеральныхналогов и сборов;

в) финансового,валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации иденонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса изащиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.»

 

3. Стадия третья Принятие законопроекта

Статья 105 КРФ

1. Федеральные законы принимаютсяГосударственной Думой.

2. Федеральные законы принимаютсябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иноене предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. ПринятыеГосударственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются нарассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный законсчитается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало болееполовины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцатидней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федеральногозакона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию дляпреодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежитповторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласияГосударственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считаетсяпринятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двухтретей от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Стадия четвертая Утверждениезаконопроекта

 Статьи 105 п.3 и 107 КРФ

3. Принятые Государственной Думойфедеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение СоветаФедерации.

1. Принятый федеральный закон в течениепяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания иобнародования.

2. Президент Российской Федерации втечение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Право Вето- право, означающееполномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятиетого или иного решения.(работа с понятием)

Статья 107 п 3.Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с моментапоступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и СоветФедерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновьрассматривают данный закон.

Можно ли преодолеть Вето Президента?

Статья 107 п.3 Если при повторномрассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакциибольшинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СоветаФедерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию ПрезидентомРоссийской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

5.Стадия пять. Промульгация закона — опубликование вофициальном печатном органе и вступление в силу. 7 дней с момента подписания, 10 дней смомента опубликования ( работа с понятием)

3. КРФ ст.108 Исключения для  ФедеральныхКонституционных  Законов

1. Федеральные конституционныезаконы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РоссийскойФедерации.

2.Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобренбольшинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СоветаФедерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течениечетырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации иобнародованию.

Конституционные законы — Конституционныезаконы стоят выше обычных в иерархии нормативно-правовых актов.

Как понятно поназванию, они непосредственно связаны с Конституцией. Как мы ужеразбирали, Конституция —это главный закон, основа основ. Она должна оставаться как можно болеестабильной и неизменной. В неё, конечно, можно вносить поправки и иногда этоделают, но всё же злоупотреблять таким не стоит. Поэтому придумали Конституционныезаконы. Они как бы продолжают, развивают и уточняют идеи и мысли из основногозакона.

 Крометого, их сложнее принять, изменить или отменить, чем обычные. Конституционныезаконы принимаются только на совместном заседании палат парламента, причемпроголосовать за принятие закона должно большинство — две трети депутатов.Обязательно проводить минимум два чтения.

 Примерыконституционных законов:

— огосударственных символах;

— о первомпрезиденте РК;

— о президенте РК;

— о выборах;

— о республиканскомреферендуме.

4.Рефлексия.

Изучив тему, мыузнали?

Мнение уч-ся какбольше усваивается материал: рассказ учителя, работа с учебником, работа спервоисточником?

 

Д/з стр. 186-191 читать,  оформитьконспект


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет