X-PDF

Тема6. Содержание целостного педагогического процесса

Поделиться статьей

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы». Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поисков и исторического опыта. Знаниево-ориентированное содержание образования способствует социализации личности, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Итак, при личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступают формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества. Личностно-ориентированный подход в образовании — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством на систему взаимосвязных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личностиребенка, развитие его неповторимой индивидуальности[9].

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать) . его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность.

 В целом, качество образования зависит от многих факторов, прежде всего от качества педагогической деятельности образовательного учреждения, в котором человек получает образование, а также от ее учебно-материальной базы и учебно-методического, организационно-управленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения.

Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура – духовная и материальная, отражающая все богатство, накопленная человеческим опытом. И.Я. Лернер выделил элементы этого содержания: 1. Знания. 2. Установленные и выведенные в опыте способы деятельности. 3. Опыт творчества. 4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и к самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого, можно определить, что процесс обучения в своей сущности есть целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.

Потребности общества выступают в качестве объективного фактора, влияющего на определение содержания образования. Изменения в развитии науки и техники также влияют на содержание обучения. В целом, под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Можно выделить следующие составные части общественного опыта: опыт физического развития человека развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт трудовой и профессиональной и научной деятельности, её нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления содержания воспитания и образования: физическое, эстетическое трудовое умственное, нравственное воспитания. Содержание части каждого направления содержания воспитания: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность.

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принципах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.

Содержание образования на всех его ступенях

· должно быть направлено на осуществление основной цели -–формирования всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. обеспечивать и умственное развитие, и техническую, и трудовую подготовку, и физическое, и нравственное, и эстетическое воспитание .

· должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать формированию жизненной позиции .

· по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами:

· теория должна соединяться с практикой, обучение – с производительным трудом.

· должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или предыдущих учебных курсах.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С. Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта . осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия — важнейший механизм развития . соблюдение этапов самого процесса развития личности.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса, должна обладать всеми существенными признаками педагогического процесса . являться общей при реализации любых педагогических целей . наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Необходимо рассматривать разные аспекты целостности: содержательно-целевой, организационно-процессуальный и операционально-технологический.

Критерии образованности – ясность и четкость понятий, которыми оперирует человек . определенность и конкретность мышления, умение видеть необходимость и находить ее причины . осознание связей между предметами и явлениями, способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа имеющихся тенденций, количество и качество продуктов труда и, разумеется, социализированность.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 951

В образовательном учреждении содержание образования – это содержание деятельности субъектов и объектов образовательного процесса (научно-педагогического работника, слушателя), его конкретизируют в учебном плане образовательного учреждения.

Содержание образования в высшей школе, кроме профессионально ориентированных знаний, должно обеспечивать (формировать) здравый смысл – способность предвидеть последствия поступков, различать существенное от случайного, выбирать из возможных решений то, которое даст наиболее реальную пользу.

Есть несколько способов конструировать и структурировать содержание образования, которые на практике вызывают способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ – линейное строение учебного материала. Отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно, как звенья единой целостной учебной темы, вместе охватывают материал раздела, а все разделы – материал учебного курса. Каждую часть изучают один ран раз.

Второй способ, концентрический, используется, если тот же вопрос рассматривают несколько раз. При повторении содержание расширяют, обогащают новой информацией и рассматривают на новом уровне, к проблеме можно возвращаться через незначительное время в рамках курса, а можно и через несколько.

Третий способ представления содержания образования – спиралевидный: формулируют проблему, к решению которой возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Для этого способа характерно многократное возвращение к обработке тех же учебных тем и дополнения новой информации.

Четвертый – модульный способ. Все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяют по следующим направлениям:

• ориентационный, методологический (иногда его называют мировоззренческим) .

• содержательно-описательный .

• операционно-деятельностный .

• контрольно-проверочный.

Таким образом, современное образование развивается в разных направлениях, для нее характерны следующие признаки: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификованность, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фуундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования – ориентация образовательной системы и образовательного процесса на развитие и становление взаимоуважения между студентами и педагогами, основанной на учете прав каждого человека, на сохранении и укреплении их с здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует ученикам право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация – ориентация на усвоение содержания образования независимо от его уровня и типа, что позволяет решать главные социальные проблемы в интересах и во имя человека . общаться с людьми разных национальностей, любых профессий . хорошо знать родной язык, историю и культуру . владеть иностранными языками, быть экономически и юридически грамотным.

Дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижения студентов при учете, удовлетворения и развития интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциацию можно воплощать на практике разными способами, например, через объединение студентов (слушателей) по признаку их успеваемости . разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору.

Диверсификация – широкое разнообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в рамках четко определенного объема часов.

Качество образования определяют:

— степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения .

— соответствием между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека (качеством знаний, степени сформированности соответствующих умений и навыков, развитостью соответствующих творческих и индивидуальных способностей, свойств личности и ценностных ориентаций) .

— степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности в развитии потребности человека в постоянном обновлении своих знаний и умений и непрерывном совершенствовании их.

Качество высшего образования зависит, кроме перечисленного, от еще одного важного фактора – научной школы, через которую прошел студент в годы учебы в высшем учебном заведении.

При этом компетентностный подход позволяет прогнозировать конечный уровень подготовки студентов, сформировать на основе общекультурных и профессиональных компетенций «модель студента» как прогнозируемый результат, выбрать педагогические технологии для успешной реализации образовательной программы. Модель описывает, как изменится структура организационной, педагогической деятельности, объясняет специфику этой деятельности с учетом предметных особенностей, является инструментом для конструирования возможных будущих ситуаций, обеспечения связи между образовательным процессом и организацией самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности студента. П. Щедровицкий настаивает на том, что в содержание образовательного процесса следует активно внедрять гуманитарные технологии. Это, прежде всего, систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Согласно П. Г. Щедровицкому, составляющими гуманитарной технологии являются «особые» нематериальные элементы: различного типа знания, идеи, схемы, конструкты, знаковая среда (реклама, продукты СМИ и др.), квалификации, человеческая психика, время, доверие, ответственность, авторитет, авторское право и т. п.[10]

Ядром гуманитарных технологий является информация. Именно информация в гуманитарных технологиях выполняет посредническую функцию между активными деятелями и позволяет значительно «сжимать» и «технологизировать» время. Технологизация отдельных составляющих (низовых и рутинных работ) значительно высвобождает время и пространство для других видов работ – мыслительно-рефлексивных (концептуализации, идеологизации, целеполагания и т.п.).

 

Вопросы и задания:

1. Что понимается под компетенцией и компетентностью?

2. Какие основные принципы отбора и расположения содержания образования вы знаете?

3. Что такое гуманитарная технология,


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 951

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет