X-PDF

Тема:Программа дополнительного образования по изодеятельности «ФАНТАЗЁРЫ»

Поделиться статьей

Принято

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 16»

(протокол от 30.08.2021 № 1)

 

 

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16»

_________________Н.Н. Лесных

Приказ № 82- О/Д

от «30» августа 2021 г.

 

 

 

 

 

 

  Программа дополнительного образования по изодеятельности

«ФАНТАЗЁРЫ»

к основной общеобразовательной программе – муниципальногодошкольного образовательного учреждения детский сад

комбинированного вида № 16

 

 

                                                                                                                                         

                                                                                                                           

 

Составлена на основе:

«Программы художественного воспитания иразвития детей 5- 7 лет

«Цветные ладошки» И.А. Лыковой

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

педагог дополнительного образования

 Веретенникова И.Н.

 

 

г. Воронеж 2022-2023

Оглавление

1.    Целевой раздел. 3

1.1.Цель и задачи Программы.. 4

   1.2. Принципы и подходы построения и реализациипрограммы………..……..5 

1.3.Значимые характеристики для разработки иреализации Программы. 7

1.4.Планируемые результаты освоенияПрограммы.. 8

1.5.Оценивание качества образования. 9

2.    Содержательный раздел. 10

2.1.Описание образовательной деятельностив соответствии с направлениями развития ребенка, представленными вобразовательной  области «Художественно – эстетическое развитие». 10

2.2.Вариативные формы, способы, методыреализации Программы в образовательной деятельности. 13

2.3.Способы и направления поддержкидетской инициативы. 14

2.4.Календарно-тематическое планированиеНОД (рисование) 15

2.5.Работа с семьями воспитанников. 35

3.   Организационный раздел. 36

3.1.Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса. 36

   3.2. Организация образовательной деятельности……………………………………………37

3.3.Особенности организации развивающейпредметно-пространственной среды. 38

3.4.Обеспеченность научно-методическимиматериалами. 39

    Приложение. 40

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Целевойраздел.

Пояснительнаязаписка.

Программасоставлена с использованием парциальной программыхудожественного воспитания, обучения и развития детей 5-7 летЛыковой И.А «Цветные ладошки», с учетом основной образовательной программымуниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированноговида № 16.

 Всовременной эстетико-педагогической литературе сущность художествен­ноговоспитания понимается как форми­рование эстетического отношения пос­редствомразвития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественныйобраз лежит в осно­ве передаваемого детям эстетического опыта и являетсяцентральным, связую­щим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическоеотношение может быть сформировано только в установке на восприятиехудожественных образов и выразительность явлений.

В эстетическомразвитии детей цент­ральной является способность к воспри­ятию художественногопроизведения и самостоятельному созданию вырази­тельного образа, которыйотличается оригинальностью (субъективной новиз­ной), вариативностью, гибкостью,под­вижностью… Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и кхарак­теру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возра­стныхвозможностей детей.

Художественнаядеятельность — спе­цифическая по своему содержанию и формам выраженияактивность, нап­равленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественнаядеятельность — веду­щий способ эстетического воспитания де­тей дошкольноговозраста, основное средство художественного развития детей с самого раннеговозраста. Следователь­но, художественная деятельность высту­пает каксодержательное основание эсте­тического отношения ребёнка, представ­ляет собойсистему специфических (худо­жественных) действий, направленных на восприятие,познание и создание художе­ственного образа (эстетического объекта) в целяхэстетического освоения мира.

Изучениепсихологического механиз­ма развития способности восприятия ху­дожественныхобразов (Венгер Л.А., За­порожец А.В.) привело к выводу о взаи­мосвязи видимыхсвойств образа с име­ющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетическойапперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим,от овладения детьми вы­разительными средствами и эстетичес­кими эталонами,которые ребёнок прис­ваивает так же, как всю духовную куль­туру (Выготский Л.С,Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотне­сению их со свойствамихудожественно­го объекта.

Дошкольник в своёмэстетическом развитии проходит путь от элементарно­го наглядно-чувственноговпечатления до возможности создания оригинально­го образа адекватнымивыразительными средствами. Движение от простого об­раза-представления кэстетическому обобщению, от восприятия цельного об­раза как единичного косознанию его внутреннего смысла и пониманию ти­пичного осуществляется подвлиянием взрослых, передающих детям основы со­циальной и духовной культуры.

Современный взглядна эстетическое воспитание ребенка предполагает един­ство формированияэстетического отно­шения к миру и художественного разви­тия средствами разныхвидов изобрази­тельного и декоративно-прикладного искусства в эстетическойдеятельности.

 

1.1. Цель и задачи Программы

Цельпрограммы— формирование у детей дошкольного воз­раста эстетического отношения и ху­дожественно-творческихспособнос­тей в изобразительной деятельности.

Задачи художественно-творческогоразвития детей:

► Формироватьспособы зрительного и тактильного обследования различных объектов дляобогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета,фактуры.

► Знакомить детейс народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семё­новской, богородской) дляобогаще­ния зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки худо­жественныхобразов. Проводить ми­ни-спектакли с участием народных иг­рушек для создания удетей празднич­ного настроения во время встреч с произведениями народныхмастеров.

► Учить детейнаходить связь между предметами и явлениями окружающе­го мира и ихизображениями в рисун­ке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

► Знакомить скнижной графикой на примере творчества известных масте­ров детской книги -Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е.,Репкина П.

► Организовыватьнаблюдения в приро­де для уточ­нения представлений детей о внешнем видерастений и животных, а также для обогащения и уточнения зритель­ных впечатлений(«Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные до­рожки», «Пушистые облака»,«Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьикупаются в лужах» и т.д.).

► Учить детейвидеть цельный художест­венный образ в единстве изобрази­тельно-выразительныхсредств коло­ристической, композиционной и смысловой трактовки (обучение ана­лизуне должно опережать формиро­вание умения воспринимать художевенный объектнерасчленённо, в гармоничном единстве всех составля­ющих компонентов).

 ► Создаватьусловия для самостоятель­ного освоения детьми способов и при­ёмов изображениязнакомых предме­тов на основе доступных средств ху­дожественно-образнойвыразитель­ности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

► Побуждать детейсамостоятельно вы­бирать способы изображения при соз­дании выразительныхобразов, ис­пользуя для этого освоенные техни­ческие приемы; развиватьвосприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающейдействительности, создавать условия для их активного познания и на этой ос­новеучить детей:

►отображать своипредставления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живо­писнымисредствами. 

► продолжать учитьрисовать каранда­шами и фломастерами — проводить линии (вертикальные,горизонталь­ные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые ипрямоуголь­ные), создавая тем самым вырази­тельные образы;

► продолжатьзнакомить детей с краска­ми и формировать навыки рисования кистью (аккуратносмачивать и промы­вать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу,проводить линии, рисо­вать и раскрашивать замкнутые фор­мы); учить создаватьодно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

► переводить детейот рисования-подра­жания к самостоятельному творчеству.

 

 

 

 

1.2. Принципы и подходы построения и реализации Программы

Общепедагогическиепринципы, обусловленные единством учебно-вос­питательного пространства ДОУ:

► принцип культуросообразности:пост­роение и/или корректировка универ­сального эстетического содержания программыс учётом региональных культурных традиций;

► принцип сезонности:построение и/или корректировка познавательно­го содержания программы сучётом природных и климатических особен­ностей данной местности в данный моментвремени;

► принцип систематичностии после­довательности: постановка и/или корректировка задачэстетического воспитания и развития детей в логи­ке «от простого к сложному»,«от близкого к далёкому», «от хорошо из­вестного к малоизвестному и незна­комому»;

► принцип цикличности:построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложне­ниеи расширением от возраста к воз­расту;

► принцип оптимизациии гуманизации учебно-воспитательного процесса;

► принцип развивающегохарактера ху­дожественного образования;

► принцип природосообразности:пос­тановка и/или корректировка задач художественно-творческого развитиядетей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индиви­дуальныхспособностей;

► принцип интереса:построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельныхдетей и детс­кого сообщества (группы детей) в це­лом.

Специфическиепринципы, обуслов­ленныеособенностями художественно-эстетической деятельности:

 ► принцип эстетизациипредметно-развивающей среды и быта в целом;

 ► принцип культурногообогащения (амплификации) содержания изобра­зительной деятельности, всоответ­ствии с особенностями познаватель­ного развития детей разных возрас­тов;

► принцип взаимосвязипродуктивной деятельности с другими видами детской активности;

► принцип интеграцииразличных ви­дов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности;

► принцип эстетическогоориентира на общечеловеческие ценности (вос­питание человека думающего,чувствующего, созидающего, рефлек­тирующего);

► принцип обогащениясенсорно-чувственного опыта;

► принцип организациитематического пространства (информационного по­ля) — основы для развитияобразных представлений;

► принцип взаимосвязиобобщённых представлений и обобщённых спосо­бов действий,направленных на созда­ние выразительного художественного образа;

► принцип естественнойрадости (ра­дости эстетического восприятия, чувствования и деяния,сохранение непосредственности эстетических ре­акций, эмоциональной открытости).

В программехудожественного воспи­тания дошкольников «Цветные ладош­ки» сформулированыпедагогические ус­ловия, необходимые для эффективного художественного развитиядетей дош­кольного возраста, а именно:

1) формированиеэстетического отноше­ния и художественных способностей в активной творческойдеятельности детей;

2) ознакомлениедетей с основами изоб­разительного и народного декоратив­но-прикладногоискусства в среде му­зея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическоеотношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему егоиндивидуальных, избира­тельных связей с эстетическими качест­вами предметов иявлений действитель­ности. В эстетическое отношение ребён­ка входит егоэмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекатель­ное), добрыечувства, его творческая де­ятельность, посильное стремление к пре­образованиюокружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гар­моничныхсочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказываетсущественное влияние на ус­тановление ведущих звеньев структуры личности вцелом.

Для более чёткойориентировки важ­но построить модель эстетического от­ношения детей кокружающему миру, ко­торая в лаконичной (схематичной) фор­ме отразит комплексвзаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модельпоможет распоз­навать и формировать процесс художе­ственно-творческого развитиядетей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель эстетического отношения включаеттри ведущих компонента, каж­дый из которых, в свою очередь, являет­сямногосторонним явлением.

1. Способностьэмоционального пере­живания.

Ребёнок не тольковидит, но и ощуща­ет, чувствует художественный образ, яв­ляясь как бысоучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением.Эмпатия и эмоциональ­ное переживание возникают и проявля­ются в меру возрастныхи индивидуаль­ных возможностей детей, они же спосо­бствуют развитиюмотивационной уста­новки на активное участие в художест­венной деятельности.Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействияискус­ства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие,затем возникновение интересов и предпочте­ний, на основе которых формируетсянравственно-эстетическая направлен­ность.

2.Способностьк активному усвоению художественного опыта (эстети­ческойапперцепции), к самостоя­тельной творческой деятельнос­ти, к саморазвитию иэксперимен­тированию (поисковым действиям). Общеизвестно, чтохудожественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видахтворческой дея­тельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений оразличных видах искусства, начинает осваивать их «язык» -изобразительно-выразитель­ные средства. На этой основе у ребёнка формируютсяпрактические художест­венные умения и в результате — склады­вается опытхудожественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболееважными в эстетическом опы­те являются способности, которые поз­воляют ребёнкусамостоятельно перено­сить свой опыт (уже знакомое и освоен­ное подруководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия исамостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфическиехудожественные и творческие способности (восприя­тие, исполнительство итворчество).

В эстетическомвоспитании ведущая деятельность детей — художественная. Развивающий характерэстетического воспитания состоится при условии овла­дения детьми обобщёнными(типичны­ми) и самостоятельными способами ху­дожественной деятельности,необходи­мыми и достаточными во всех видах ху­дожественной деятельности.

 

 

 

 

 

1.3    Значимые характеристики дляразработки и реализации Программы.

 Наблюдая задетьми, мы сделали вывод, что большинство детей любят рисовать, раскрашиватькартинки. На родительском собрании приоритетным пожеланием родителей было,уделять больше внимания детей на творческое развитие. В связи с этим былорешено выбрать художественно-эстетическое направление в работе с детьми иразработать программу по рисованию с целью углубления знаний и умений детейприменять в рисовании нетрадиционные техники, народное творчество.

Заоснову была взята программа художественного воспитания, обучения и развитиядетей 5-7 лет Лыковой И.А. В данной Программе новизнаобстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы,интересные для детей не повторяющиеся задания, живость и непосредственностьвосприятия и деятельность. Программа позволяет незаметно осваивать секретыхудожественного мастерства не по схеме «взрослый учит — ребенок учится», а винтересной, увлекательной общей деятельности. Взаимоотношения детей обусловленынормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могутусвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием дляоценки собственных действий и действий других детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4    Планируемые результатыосвоения Программы

К пяти годам

К шести годам

На этапе завершения дошкольного образования

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Создаёт изображения предметов (с натуры, по представлеию); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декаративно-прикладного искусства.

Ребенок обладает развитым воображением, различает виды изобразительного искусства. Называет основные выразительные средства произведений искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Оцениваниекачества образования.

В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО, атакже комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации образовательнойпрограммы педагоги учреждения обязаны анализировать индивидуальное развитиевоспитанников в форме педагогической диагностики для:  

Индивидуализации образования, которая предполагает поддержкуребенка, построении его индивидуальной траектории, а также включающая принеобходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональнойкомпетенции педагогов;

Оптимизация работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводитсявоспитателями в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесснаблюдения, анализ продуктов детской деятельности, а также учета критериев ипоказателей по образовательным областям.

Преимущественно используется методсистематического включенного наблюдения.

Промежуточная диагностика проводится в декабре.К этому времени проявляются не только проблемы, но и позитивные моменты вразвитии ребенка, поэтому становится легче понять, какие проявления, качестватребуют поддержки. Промежуточная диагностика проводится преимущественно сиспользованием метода наблюдения.

Итоговая педагогическая диагностикапроводится в мае и заключается в обобщении, сравнении, сопоставлении данных,полученных в результате первичной и итоговой диагностики.

По результатам педагогической диагностикипроводится проектирование образовательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Содержательный раздел.

2.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развитияребенка, представленными в образовательной области «Художественно –эстетическое развитие».

Содержание психолого-педагогической работыс детьми дошкольного возраста по образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» (рисование).

Средняя группа (5 лет)

Продолжатьформировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетныекомпозиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют,деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к нимдругие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплятьпредставления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная,треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжетарасполагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия ивключенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачусоотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы нижекуста. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах иоттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам иоттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формироватьпредставление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски дляполучения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании,аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающегомира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветноймелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашиватьрисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении(сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме,не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкиелинии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кистьперед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умениеполучать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. Формироватьумение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов(кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование.Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивамдымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновскиеизделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцовдля создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоватьсявылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкойросписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета,используемые в росписи.

 

Старшая группа (5-6 лет)

Предметноерисование.Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов,объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детейна отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать ихпередавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов впространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могутпо-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живыесущества могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться ит. д.). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладениюкомпозиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом егопропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе повертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинныйдом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисованияразличными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель,цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразныекисти и т. п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простымкарандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображенияне оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисоватьакварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета,плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разнымиспособами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки,прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами(фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый),развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов иоттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (пририсовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета,регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируянажим, передать до трех оттенков цвета. Сюжетное рисование. Учить детейсоздавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературныхпроизведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедалворобей?» и др.). Развивать композиционные умения, учить располагатьизображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей насоотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревьявысокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учитьрасполагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга(растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративноерисование.Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять иуглублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагатьсоздавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с еецветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразияиспользуемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовымрешением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистыхтонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить сросписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись втворческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи.Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлятьузоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить схарактерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки,оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос,солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративнойдеятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу вформе одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта(салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписыватьбумажные силуэты и объемные фигуры.

 

Подготовительнаяк школе группа (от 6 до 7 лет)

Предметноерисование. Совершенствоватьумение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность,способность замечать характерные особенности предметов и передавать ихсредствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу иодновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность,ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать врисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш,гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы длясоздания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомымиматериалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способамсоздания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — досоздания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашамифон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основногоизображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом привыполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисованииокруглых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка кветочке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукойпри рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисованиинебольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома),оживок (городец) и др. Учить видеть красоту созданного изображения и в передачеформы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичностирасположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствоватьплавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании ирегулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветови оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись,сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей кобозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый,серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.).Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессероста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цветав природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое впасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористическойгаммы рисунка. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке,развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающихпредметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки,бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

Сюжетноерисование. Продолжатьучить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальнымрасположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа —передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величинеизображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышекмаленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композициюрисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра.Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок,так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлятьсамостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративноерисование. Продолжатьразвивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивамнародных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская,хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять ипередавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтахпредметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умениепри составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народногоискусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Вариативные формы, способы, методы реализации Программы вобразовательной деятельности.

 ► методпробуждения ярких эстетичес­ких эмоций и переживаний с целью овладения даромсопереживания;

► метод побужденияк сопереживанию, эмоциональной   отзывчивости   напрекрасное в окружающем мире;

► методэстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко­лорит, линия,масса и пространство, фактура должны убеждать собою не­посредственно, должныбыть самоцен­ны, как чистый эстетический факт».);

► метод сенсорногонасыщения (без сен­сорной основы немыслимо приобще­ние детей к художественнойкультуре);

► методэстетического выбора («убеж­дения красотой»), направленный на формированиеэстетического вкуса;

► методразнообразной художествен­ной практики;

► методсотворчества (с педагогом, на­родным мастером, художником, свер­стниками);

► методнетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес кхудожественной деятель­ности;

► метод эвристическихи поисковых си­туаций;

►словесный метод;

►наглядный метод;

►репродуктивныйметод.

В процессе организованнойобразовательной деятельности, так же, как и в процессе образовательнойдеятельности в ходе режимных моментов реализуются различные виды деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

  Интеграция разных видов изобрази­тельногоискусства и художественной дея­тельности детей на основе принципа взаи­мосвязиобобщённых представлений (ин­теллектуальный компонент) и обобщён­ных способовдействий (операциональ­ный компонент) обеспечивает оптималь­ные условия дляполноценного развития художественно-эстетических способностей детей всоответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

 

 

 

 

2.3. Способы инаправления поддержки детской инициативы.

Способы поддержки детской инициативы

        создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности

        поощрение – одобрение, похвала,

         награждение подарком,

        эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения,

        повышенного внимания и заботы;

        наказание – замечание,

        предупреждение, порицание,

        индивидуальный разговор,

        временное ограничение определённых прав или развлечений;

        образовательная ситуация;

        игры;

        соревнования; состязания;

        выставки детских работ;

        участие в конкурсах

        привлечение детей к украшению группы к различным мероприятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.4.Календарно-тематическоепланирование НОД (рисование) 

Средняя группа ( 5лет)

Занятия проводятсяодин раза в неделю, согласно расписанию.

№  

Тема

недели

Тема занятий

Программное содержание

Сентябрь

1

«Цвета радуги»

 

1.      «Радуга-дуга»

 

Продолжать знакомить детей с цветами радуги. Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски.

2

«Волшебный карандаш»

 

2.       «Каляки- маляки»

 

Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); самостоятельно рисовать (черкание); видеть в линиях и их пересечениях предметы.

— Развивать цветовое восприятие, творчество, мышление, память; моторику рук.

 

3

«Листопад»

3.      «Падают, падают листья»

 

 Знакомство с техникой работы с гуашью. Рисование листьев с помощью приема примакивания.

Октябрь

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осенние ягоды»

1.      «Кисть рябины, гроздь калины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти; закреплять представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении.

 

2

«Что нам осень принесет»

2.      «Яблоко спелое, красное, сладкое»

 

 

Учить детей создавать с натуры и по представлению образ спелого, красного яблока. Учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока.

 

 

3

«Народные умельцы»

3.      «Нарядные матрешки»

 

 

Знакомить детей с историей создания русской матрешки. Расширять представления о разных видах русской матрешки, знакомить с их характерными особенностями.

 

Ноябрь

1

«Все что я люблю»

1.      «Жила –была конфета»

 

Учить рисовать восковыми мелками и карандашами; развивать умение дополнять работу прорисовкой мелких деталей; развивать творчество и фантазию у детей, эстетический вкус.

2

«Что нам осень принесет»

2.      «Ягодка за ягодкой на кустиках»

 

Учить детей создавать ритмические композиции «Ягодки на кустиках». Показать возможность сочетания изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок — ватными палочками или пальчиками (по выбору). Развивать чувство ритма и композиции.

3

«Мой дом»

3.      «Полосатое полотенце для лесных зверушек»

 

Учить детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике; показать зависимость узора (декора) от формы и размеров изделия («полотенца»); совершенствовать технику рисования кистью; показать варианты чередования линий по цвету и конфигурации (прямые, волнистые).

4

«Мир вокруг нас»

4.      «Сороконожка в магазине»

 

Закреплять умение рисовать круги,

учить согласовывать пропорции листа бумаги и задуманного образа.

Развивать способности передачи цвета и формы как основным средствам художественной выразительности.

Учить смешивать краски для получения нового цвета.

 

Декабрь

1

«Зимушка-зима»

1.      «Вьюга завихрюга»

 

 

 

 

Познакомить детей с техникой рисования «по мокрому», для создания выразительного образа зимней вьюги.

2

«Народные умельцы»

 

2.      «Голубая Гжель»

 

Формировать умения детей смешивать краски для получения новых оттенков; Формировать умения детей рисовать кистью разными способами ( «мазками», «пятнышками»); Дать первоначальные знания о технике рисования гжельских узоров;

3

«Наступает Новый год!»

3.      «Елочная игрушка» (Групповая работа)

 

Развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве. Вызвать желание украсить новогоднюю ёлку своими руками.

 

Январь

1

«Сказка к нам приходит»

1.      «Волшебные снежинки»

 

 

Развивать фантазию, любовь к творчеству. Совершенствовать умения работы с гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Научиться получать радость от творчества.

2

«Царство холода»

2.      «Как розовые яблоки на ветках снегири»

 

Обучение детей комбинировать различные виды изобразительной деятельности в одной работе; развивать чувство формы и композиции. Поощрять желание передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунке.

3

«Народные умельцы»

3.      «Дымковская игрушка»

 

Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек. Учить расписывать Дымковскими узорами.

4

«Я в мире человек»

4.      «Снеговики в шапочках и варежках»

 

Учить рисовать круги (большой и маленький, аккуратно закрашивать их по контору; продолжать учить правильно держать кисть в руках и набирать краску, отрабатывать технику закрашивания.

Февраль

1

«Папин день»

1.      «Галстук для папы»

 

 

Продолжать знакомить с государственным праздником — Днем защитника Отечества. Развивать фантазию, творческое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

 

2

«Народные умельцы»

2.      «Храбрый петушок»

Учить рисовать петушка гуашевыми красками. Совершенствовать технику владения кистью. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к отображению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

 

Март

1

«Пришла весна»

1.      «Солнышко нарядное»

 

 

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства; обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, волна) с помощью нетрадиционной технике рисования.

2

«Подарки маме»

2.       «Весенний букет»

 

 Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками. (метод примакивания смятой бумагой, оттиск поролоном)

Продолжать учить пользоваться трафаретами.

Закрепить представление о строении цветка, формировать знания об основных потребностях растений (почва/земля, вода, свет, тепло, воздух).

 

3

«Пернатые друзья»

3.       «Птичка»

 

Продолжать учить рисовать птичку, передавая форму тела, частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью.

4

«Народные умельцы»

4.      «Филимоновская игрушка»

Закреплять знания о творчестве филимоновских мастеров. Закреплять практические приемы росписи филимоновской игрушки.

Апрель

1

«Пасхальная неделя»

 

1.      «Пасхальное яичко» (групповая работа)

 

 Знакомить  детей с традициями  русского  народа, познакомить детей с православными  праздниками Вербным Воскресеньем и Пасхой  с историей  окрашивания  яиц, вызвать желание своими  руками создавать узоры пасхального  яйца, составить  предложения  о пасхальном  яйце, умение  определить материал  из чего они сделаны, развивать воображение, творческие  способности дошкольников.

2

«Наша планета-Земля»

2.      «Земля-наш общий дом»

 

 

Создать оригинальный рисунок, сюжет которого получился с помощью рисования на воде, перенесенный на лист бумаги. Техника Эбру.

3

«Весеннее настроение»

3.      «Весеннее небо»

 

 

Формировать умение изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; Формировать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею. Учить детей свободно экспериментировать с акварельными красками.

4

«Подводный мир»

4.      «Подводный мир»

Расширять представления детей о подводных обитателях морей и океанов. Способствовать развитию умения рисовать акварелью, используя её прозрачность и лёгкость, плавность перехода одного цвета в другой, рисовать кистью разными способами.

Май

1

«Праздничный салют»

1.      «Салют»(групповая работа)

Совершенствовать умения получения изображения нетрадиционным способом рисования; способствовать развитию композиционных навыков, пространственных представлений: выделять в рисунке главное и второстепенное.

 

2

«Насекомые»

2.      «Божья коровка»

 

Развивать умение детей рисовать яркие выразительные образы насекомых. Расширять и уточнять знания детей о насекомых. Совершенствовать технику рисования и работу с трафаретом (овал). Умение из формы нарисовать насекомое и оформить фон в виде листочка.

 

3

«Зеленый май»

 

3.      «Одуванчики»

 

 

 Формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом; учить рисовать, используя технику рисования ватными палочками; учить дополнять движением кисти дорисовывать мелкие детали изображаемого(лепестки цветов, стебельки, тем самым завершая эстетическую картину) ;вспомнить и закрепить знание о строении цветов, расширять знания о временах года.

4

«Впереди лето»

4.      «Путаница – перепутаница»

Продолжать учить рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих изобразительных средств. Развивать творческое воображение и чувство юмора. Развивать рисующую руку. Воспитывать творчество, самостоятельность, уверенность, инициативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшая группа(5-6 лет)

Занятия проводятсядва раза в неделю, согласно расписанию.

№  

Тема

недели

Тема занятий

Программное содержание

Сентябрь

1

«Цвета радуги»

4.      «Разноцветные зонтики»

5.      «Радуга-дуга»

 

Продолжать знакомить детей с цветами радуги. Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски.

2

«Волшебный карандаш»

6.      «Знакомство с карандашом»

7.       «Каляки- маляки»

 

Учить детей правильно держать в руке карандаш (фломастер); самостоятельно рисовать (черкание); видеть в линиях и их пересечениях предметы. Развивать цветовое восприятие, творчество, мышление, память; моторику рук.

 

3

«Народные умельцы»

8.      «Гуашь и ее особенности»

9.      «Кони-птицы»

 Знакомство с техникой работы с гуашью. !Продолжать учить составлять узор по мотивам городецкой росписи на бумаге разной формы (поднос, кувшин, разделочная доска, используя знакомые элементы, сочетания цветов).

Октябрь

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Царство деревьев»

4.      «Кленовый лист»

5.      «Падают, падают листья»

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение детей изображать гуашью на листе дерево. Знакомить с приёмами заполнения фона (закрашивать фон небольшими пятнами, близкими по цветовой гамме).

2

«Что нам осень принесет»

6.      «Чудесный лес»

7.      «Расписные Ткани»

 

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать листьев;
развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; развивать интерес к выполнению заданий, уметь пользоваться кисточкой, воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

 

3

«Народные умельцы»

8.      «Нарядные матрешки»

9.      «Нарядные матрешки»

 

Знакомить детей с историей создания русской матрешки. Расширять представления о разных видах русской матрешки, знакомить с их характерными особенностями.

 

Ноябрь

1

«Все что я люблю»

5.      «Моя семья. Рисунок из ладошки»

6.      «Жила –была конфета»

 

Учить детей преобразовывать контур обведенной ладони в образы членов семьи; совершенствовать умение рисовать восковыми мелками и карандашами; развивать умение дополнять работу прорисовкой мелких деталей; развивать творчество и фантазию у детей, эстетический вкус.

2

«Что нам осень принесет»

7.      «Загадки с грядки»

8.      «Яблоко спелое, красное, сладкое»

 

Обучение правильной компоновке предметов в формате; обучение построению рисунка с натуры с применением пропорций; знакомство со способами смешивания красок для получения разнообразных оттенков.

 

3

«Мой дом»

9.      «Дом в котором я живу»

10.  «Домик сказочного героя»

 

Продолжать развивать умение воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремление передавать его в рисунке. Формировать умение искать графические образы на основе наблюдений. Закреплять умение активно применять сформированные ранее способы рисования домов, разных по высоте и величине. Развивать разговорную речь, участвовать в составлении рассказа по рисунку.

4

«Народные умельцы»

11.  «Хохлома. Орнамент»

12.  «Хохлома. Роспись посуды»

 

Воспитывать интерес народному декоративно-прикладному искусству. Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки). Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи : черный, красный, золотой (охра).

 

Декабрь

1

«Зимушка-зима»

4.      «Морозные узоры»

5.      «Зимний пейзаж»

 

 

 

 

Учить детей рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд (создание ситуации для свободного, творческого применения разных декоративных элементов — точки, круга, завитка, листка, лепестка, волнистой линии и др., совершенствовать технику рисования концом кисти. Знакомство с понятием пейзаж.

2

«Народные умельцы»

6.      «Гжельская сказка»

7.      «Гжель. Роспись посуды»

 

Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками). Учить детей приемам рисования гжельской розы. Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес к народному творчеству.

 

3

«Наступает Новый год!»

8.      «Пушистая елочка»

9.      «Елочная игрушка» (Групповая работа)

 

Учить описывать картинку, учить рисовать елочки, новогодние игрушки, соблюдать соотношение деталей предмета по величине, развивать внимание и мышление, воспитывать интерес к празднику. Совершенствовать технику рисования ели всем ворсом кисти;

располагать рисунок по всему листу.

 

 

Январь

1

«Сказка к нам приходит»

5.      «Волшебные снежинки»

6.      «В рождественскую ночь»

 

Развивать фантазию, любовь к творчеству. Совершенствовать умения работы с гуашью. Учить видеть ближний и дальний план. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Научиться получать радость от творчества.

2

«Царство холода»

7.      «Белый медведь и северное сияние»

8.      «Как розовые яблоки на ветках снегири»

 

Обучение детей комбинировать различные виды изобразительной деятельности в одной работе; развивать чувство формы и композиции. Поощрять желание передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунке, дополняя изображение элементами пейзажа (северное сияние).

3

«Народные умельцы»

9.      «Дымковская игрушка» Знакомство»

10.  «Роспись дымковской игрушки»

 

Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами.

4

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

«Я в мире человек»

11.  «Снеговики в шапочках и варежках»

12.  «Кто-кто в рукавичке живет»

 Учить рисовать круги (большой и маленький, аккуратно закрашивать их по контору; продолжать учить правильно держать кисть в руках и набирать краску, отрабатывать технику закрашивания.

Февраль

1

«Папин день»

3.      «Подарок для папы»

4.      «Подарок для папы»

 

Совершенствовать технические навыки в рисовании по трафарету, с передачей характерных особенностей внешнего вида конкретного человека по памяти, используя выразительный материал – восковые мелки.  

 

 

2

«Народные умельцы»

5.      «Жостовская роспись. Знакомство»

6.      «Расписные подносы»

 

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.

Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.

Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.

Совершенствовать навыки работы кистью.

 

Март

1

«Пришла весна»

5.      «Солнышко нарядное»

6.      «Веточка сирени»

 

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства; обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, волна) с помощью нетрадиционной технике рисования, развивать воображение; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью). Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

2

«Подарки маме»

7.      «Милой мамочки портрет»

8.      «Весенний букет»

 

  Расширить знания о портретном жанре; вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос); учить правильно располагать части лица; закрепить приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком.

3

«Пернатые друзья»

9.       «Ласточка»

10.  «Перелетные птицы»

 

Развивать умение делать набросок простым карандашом, использовать в рисунке различные техники, совмещать акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши. Развивать технические навыки, умение передавать в рисунке свои впечатления от наблюдения за птицами. 

4

«Народные умельцы»

11.  «Филимоновская игрушка. Знакомство»

12.  «Расписные игрушки»

Закреплять знания о творчестве филимоновских мастеров. Совершенствовать умение составления узора. Закреплять практические приемы росписи филимоновской игрушки.

Апрель

1

«Пасхальная неделя»

5.      «Первые цветы»

6.      «Пасхальное яичко» (групповая работа)

 

 Знакомить  детей с традициями  русского  народа, познакомить детей с православными  праздниками Вербным Воскресеньем и Пасхой  с историей  окрашивания  яиц, вызвать желание своими  руками создавать узоры пасхального  яйца, составить  предложения  о пасхальном  яйце, умение  определить материал  из чего они сделаны, развивать воображение, творческие  способности дошкольников.

2

«Наша планета-Земля»

7.      «Земля-наш общий дом»

8.      «Космос»

 

Создать оригинальный рисунок, сюжет которого получился с помощью рисования на воде, перенесенный на лист бумаги. Техника Эбру.

3

«Весеннее настроение»

9.      «Весеннее небо»

10.  «Деревья смотрят в озеро»

 

Формировать умение изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; Формировать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею. Учить детей свободно экспериментировать с акварельными красками.

4

«Подводный мир»

11.  «Золотая рыбка»

12.  «Подводный мир»

Расширять представления детей о подводных обитателях морей и океанов. Способствовать развитию умения рисовать акварелью, используя её прозрачность и лёгкость, плавность перехода одного цвета в другой, рисовать кистью разными способами.

Май

1

«Праздничный салют»

5.      «Праздничный салют»

6.      «Салют»(групповая работа)

Совершенствовать умения получения изображения нетрадиционным способом рисования; способствовать развитию композиционных навыков, пространственных представлений: выделять в рисунке главное и второстепенное.

 

2

«Насекомые»

7.      «Бабочка»

8.      «Божья коровка»

 

Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета. Закрепить знание дополнительных красок.

 

3

«Зеленый май»

 

9.      «Одуванчики»

10.  «Зеленый май»

 

 Формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом; учить рисовать, используя технику рисования ватными палочками; учить дополнять движением кисти дорисовывать мелкие детали изображаемого(лепестки цветов, стебельки, тем самым завершая эстетическую картину) ;вспомнить и закрепить знание о строении цветов, расширять знания о временах года.

4

«Впереди лето»

11.  «Неприбранный стол»

12.  «Скоро лето»

Продолжать учить, детей рисовать с натуры, передавать характерные особенности цвет, строение и форму. Закреплять умение детей пользоваться кистью и красками. Формировать желание рисовать, придумывать. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительной группак школе

Занятия проводятсядва раза в неделю, согласно расписанию.

№  

Тема

недели

Тема занятий

Программное содержание

Сентябрь

1

«Цвета радуги»

10.  « Цветик — семицветик»

11.  «Радуга-дуга»

 

Продолжать знакомить детей с цветами радуги. Учить аккуратно закрашивать предмет гуашью, давая краске подсохнуть. Закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски.

2

«Облака белогривые лошадки»

12.  «Кудрявый барашек и пушистый мишка»

13.  «Облака»

 

Продолжать учить рисовать животных, передавая его характерные особенности: кудрявую шерсть. Закреплять приемы рисования цветными карандашами. Учить быстрому рисованию кудрявой шерсти – из облачка.

3

«Народные умельцы»

14.  «Городецкая роспись»

15.  «Кони-птицы»

 Продолжать учить составлять узор по мотивам городецкой росписи на бумаге разной формы (поднос, кувшин, разделочная доска, используя знакомые элементы, сочетания цветов).

Октябрь

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Царство деревьев»

10.  «Кленовый лист»

11.  «Осеннее дерево»

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение детей изображать гуашью на листе дерево. Знакомить с приёмами заполнения фона (закрашивать фон небольшими пятнами, близкими по цветовой гамме, учить рисовать дерево, правильно передавая его строение).

2

«Что нам осень принесет»

12.  «Чудесный лес»

13.  «Расписные Ткани»

 

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – печать листьев;
развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; развивать интерес к выполнению заданий, уметь пользоваться кисточкой, воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

 

3

«Народные умельцы»

14.  «Семеновская матрешка»

15.  «Вятскинская матрешка»

 

Знакомить детей с историей создания русской матрешки. Расширять представления о разных видах русской матрешки, знакомить с их характерными особенностями.

 

Ноябрь

1

«Все что я люблю»

13.  «Моя семья. Рисунок из ладошки»

14.  «Жила –была конфета»

 

Учить детей преобразовывать контур обведенной ладони в образы членов семьи; совершенствовать умение рисовать восковыми мелками и карандашами; развивать умение дополнять работу прорисовкой мелких деталей; развивать творчество и фантазию у детей, эстетический вкус.

2

«Что нам осень принесет»

15.  «Загадки с грядки»

16.  «Осенний натюрморт»

 

Знакомство с понятием «натюрморт»; обучение правильной компоновке предметов в формате; обучение построению рисунка с натуры с применением пропорций; знакомство со способами смешивания красок для получения разнообразных оттенков;

 

3

«Мой дом»

17.  «Дом в котором я живу»

18.  «Домик сказочного героя»

 

Продолжать развивать умение воспринимать цветовое богатство окружающего мира и стремление передавать его в рисунке. Формировать умение искать графические образы на основе наблюдений. Закреплять умение активно применять сформированные ранее способы рисования домов, разных по высоте и величине. Развивать разговорную речь, участвовать в составлении рассказа по рисунку.

4

«Народные умельцы»

19.  «Хохлома. Орнамент»

20.  «Хохлома. Роспись посуды»

 

Воспитывать интерес народному декоративно-прикладному искусству. Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки). Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи : черный, красный, золотой (охра).

 

Декабрь

1

«Зимушка-зима»

10.  «Морозные узоры»

11.  «Зимний пейзаж»

 

 

 

 

Учить детей рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения; расширить и разнообразить образный ряд (создание ситуации для свободного, творческого применения разных декоративных элементов — точки, круга, завитка, листка, лепестка, волнистой линии и др., совершенствовать технику рисования концом кисти. Знакомство с понятием пейзаж.

2

«Народные умельцы»

12.  «Гжельская сказка»

13.  «Гжель. Роспись посуды»

 

Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками). Учить детей приемам рисования гжельской розы. Закреплять навыки рисования концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес к народному творчеству.

 

3

«Наступает Новый год!»

14.  «Пушистая елочка. Рисунок с натуры»

15.  «Елочная игрушка» (Групповая работа)

 

Учить описывать картинку, учить рисовать елочки, новогодние игрушки, соблюдать соотношение деталей предмета по величине, развивать внимание и мышление, воспитывать интерес к празднику. Совершенствовать технику рисования ели всем ворсом кисти;

располагать рисунок по всему листу.

 

 

Январь

1

«Сказка к нам приходит»

13.  «Волшебные снежинки»

14.  «В рождественскую ночь»

 

Развивать фантазию, любовь к творчеству. Совершенствовать умения работы с гуашью. Учить видеть ближний и дальний план. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Научиться получать радость от творчества.

2

«Царство холода»

15.  «Белый медведь и северное сияние»

16.  «Как розовые яблоки на ветках снегири»

 

Обучение детей комбинировать различные виды изобразительной деятельности в одной работе; развивать чувство формы и композиции. Поощрять желание передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунке, дополняя изображение элементами пейзажа (северное сияние).

3

«Народные умельцы»

17.  «Дымковская игрушка» Знакомство»

18.  «Роспись дымковской игрушки»

 

Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами.

4

«Я в мире человек»

19.  «Схематичное рисование человека»

20.  «Веселый клоун»

 Закреплять умение детей графически моделировать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции частей тела на основе схематического способа рисования овалами.

Февраль

1

«Папин день»

7.      «Подарок для папы»

8.      «Мужской портрет»

 

Совершенствовать технические навыки в рисовании портрета папы с передачей характерных особенностей внешнего вида конкретного человека по памяти, используя выразительный материал – восковые мелки.  

 

 

2

«Народные умельцы»

9.      «Жостовская роспись. Знакомство»

10.  «Расписные подносы»

 

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.

Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.

Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.

Совершенствовать навыки работы кистью.

 

Март

1

«Пришла весна»

13.  «Солнышко нарядное»

14.  «Веточка сирени»

 

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства; обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, волна) с помощью нетрадиционной технике рисования, развивать воображение; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью). Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

2

«Подарки маме»

15.  «Милой мамочки портрет»

16.  «Весенний букет»

 

  Расширить знания о портретном жанре; вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос); учить правильно располагать части лица; закрепить приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком.

3

«Пернатые друзья»

«Ласточка»

«Перелетные птицы»

 

Развивать умение делать набросок простым карандашом, использовать в рисунке различные техники, совмещать акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши. Развивать технические навыки, умение передавать в рисунке свои впечатления от наблюдения за птицами. 

4

«Народные умельцы»

17.  «Филимоновская игрушка. Знакомство»

18.  «Расписные игрушки»

Закреплять знания о творчестве филимоновских мастеров. Совершенствовать умение составления узора. Закреплять практические приемы росписи филимоновской игрушки.

Апрель

1

«Пасхальная неделя»

13.  «Первые цветы»

14.  «Пасхальное яичко» (групповая работа)

 

 Знакомить  детей с традициями  русского  народа, познакомить детей с православными  праздниками Вербным Воскресеньем и Пасхой  с историей  окрашивания  яиц, вызвать желание своими  руками создавать узоры пасхального  яйца, составить  предложения  о пасхальном  яйце, умение  определить материал  из чего они сделаны, развивать воображение, творческие  способности дошкольников.

2

«Наша планета-Земля»

15.  «Земля-наш общий дом»

16.  «Космос»

 

Создать оригинальный рисунок, сюжет которого получился с помощью рисования на воде, перенесенный на лист бумаги. Техника Эбру.

3

«Весеннее настроение»

17.  «Весеннее небо»

18.  «Деревья смотрят в озеро»

 

Формировать умение изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому»; Формировать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею. Учить детей свободно экспериментировать с акварельными красками.

4

«Подводный мир»

19.  «Золотая рыбка»

20.  «Подводный мир»

Расширять представления детей о подводных обитателях морей и океанов. Способствовать развитию умения рисовать акварелью, используя её прозрачность и лёгкость, плавность перехода одного цвета в другой, рисовать кистью разными способами.

Май

1

«Праздничный салют»

13.  «Праздничный салют» два занятия.

 

 

Совершенствовать умения получения изображения способом цветной граттаж; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника; способствовать развитию композиционных навыков, пространственных представлений: выделять в рисунке главное и второстепенное.

 

2

«Насекомые»

14.  «Бабочка»

15.  «Паучек в паутине»

 

Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета. Закрепить знание дополнительных красок.

 

3

«Зеленый май»

 

16.  «Поле одуванчиков»

17.  «Зеленый май»

 

 Формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом; учить рисовать, используя технику рисования ватными палочками; учить дополнять движением кисти дорисовывать мелкие детали изображаемого(лепестки цветов, стебельки, тем самым завершая эстетическую картину) ;вспомнить и закрепить знание о строении цветов, расширять знания о временах года.

4

«Впереди лето»

18.  «Неприбранный стол»

19.  «Скоро лето»

Продолжать учить, детей рисовать с натуры, передавать характерные особенности цвет, строение и форму. Закреплять умение детей пользоваться кистью и красками. Формировать желание рисовать, придумывать. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Работа с семьямивоспитанников.  

Важнейшимусловием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивноговзаимодействия с семьей, создание единого образовательного пространства, вкотором все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги)плодотворно взаимодействуют друг с другом.

Цельюработы с семьями воспитанников является поддержка стремленияродителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

Задачи: привлекать родителей к активным формамсовместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческоговдохновения;

 

Основныенаправления и формы взаимодействия ДОУ с семьями детей

 

1.Взаимное информирование, основанное на взаимодоверии и взаимопонимании:индивидуальные и коллективные беседы, консультации, анкеты, неформальныевстречи, опросы, интернет – сайты, дневники, фотоальбомы, разнообразные буклетыи др.

2.Совместная деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ образовательныепроекты, мастер-классы, прогулки, экскурсии, совместные занятия, созданиеколлекций и мини-музеев, тематические беседы, театральные представления, Дниоткрытых дверей, тематические гостиные, совместные чаепития, творческиевыставки, и др.

3.Непрерывное образование и самообразование взрослых: консультации, родительскиесобрания, тематические конференции, вебинары, семинары, круглые столы, семейныегостиные, тематические встречи; мастер – классы,

обменопытом, тренинги профессионального и личностного роста, тематические выставки,фотогазеты, выставки творчества и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Организационный раздел.

3.1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

 

Место

размещения

Основное

предназначение

Оборудование и игровые материалы

Групповая комната

Проведение режимных 

моментов

Совместная и самостоятельная деятельность 

Проведение непрерывной непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой

-Компьютер (интернет)

проектор

телевизор

DVD проигрыватель

DVD диски

столы, стулья

стеллаж,

-бумага

-ткань   

-Муляжи «Овощи»

-Муляжи «Фрукты»

-Набор фигурок «Животные Севера»

-Набор фигурок «Животные Африки»

-Набор фигурок «Животные леса»

-Муляжи «Грибы»

-Демонстрационный материал «Филимоновская игрушка –свистулька

-Демонстрационный материал «Гжельская традиционная

керамика»

-Демонстрационный материал «Хохломская роспись по

дереву»

-Демонстрационный материал «Дымка»

-Демонстрационный материал «Городецкие узоры»

-Демонстрационный материал «Полхов-Майдан»

-Предметы народных промыслов

-Куклы

-Изобразительные материалы (гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши(цветные, графитные), фломастеры, трафареты, печатки, парафиновая свеча, нитки, ватные палочки, коктейльные трубочки, губка, зубочистки, колпачки от фломастеров и др. бросовый материал)

 

 

 

 

3.2 Организацияобразовательной деятельности.

Программа реализуется в регламентируемойнепосредственной образовательной деятельности (рисование), в первую половинудня, согласно сетки занятий

Возраст

детей

Регламентируемая деятельность (НОД)

5 лет

 20 мин

 

5—6 лет

20—25 мин

 

6—7 лет

30 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.3 Особенности организации развивающейпредметно-пространственной среды

Организация развивающей среды с учетомФГОС построена так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развиватьиндивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровняактивности. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную,эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающаясреда организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободнозаниматься любимым делом

 Развивающаяпредметно-пространственная группы не может существовать сама по себе, без детейи взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями,интересами, целями и задачами взаимодействия. В группе имеетсяуголок художественно-зстетического развития.    Уголок трансформируемый иполифнуциональный, как диктует ФГОС ДО, все атрибуты доступны детям.

Насыщенная предметно-развивающая иобразовательная среда является основой для организации увлекательной,содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Развивающая предметная среда  — основноесредство формирования личности ребенка и является источником его знаний исоциального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду,обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливаниюорганизма каждого их них.

Принципы создания предметно-развивающейсреды:

1. Среда выполняет образовательную,развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативнуюфункции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности исамодеятельности ребенка.

2. Гибкое и вариативное использованиепространства. Среда служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентированана безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора легко сменяемыми.

5.При организации предметной средыучитываются закономерности психического развития, показатели здоровья детей,психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевогоразвития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.

7. Цветовая палитра представлена теплыми,пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространстваучитывается ведущая роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группыменяться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения,образовательной программы.

Предметная среда имеет характер открытой,незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, средане только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметныймир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая кновообразованиям определенного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Обеспеченностьучебно-методическими материалами.

Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.- М.:ИД «Цветныеладошки», 2014

Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.- М.:ИД «Цветныеладошки», 2014

Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М.:ИД «Цветныеладошки», 2014

Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.-М.:ИД «Цветные ладошки», 2014

ЛыковаИ.А. Комплект технологических карт по рисованию: «Море», «Мои птички», «Мойзоопарк», «Мои цветы», «Моя природа».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Педагогическаядиагностика

художественно-творческогоразвития детей дошкольного возраста

(методика Казаковой Т.Г.,Лыковой И.А.)

пп

Ф.И.ребенка

1. Характеристика

отношений, интересов,

способностей в области

художественной

деятельности:

2. Характеристика качества способов

творческой деятельности:

3. Характеристика качества продукции:

 

 

увлечѐнность

творческое

воображение

применение

известного в

новых условиях

самостоятельность

в нахождении

способов

(приѐмов)

создания образа

нахождение

оригинальных

способов

(приѐмов),

новых для

ребѐнка

нахождение

адекватных

выразительно-

изобразительных

средств для

создания образа

соответствие

результатов

изобразительной

деятельности

элементарным

художественным

требованиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет