Выделяют:
- быстрорастущий рынок
- рынок замедленного роста
- застойный или сокращающийся рынок
Для определения динамики рынка используют следующую формулу:
![]() |
V’m — Vm 12
Tm = ————— x —— + 1
Vm t
где
- Tm — динамика рынка (характеризует годовой темп роста рынка в сопоставимых ценах)
- V’m — объем рынка в конце анализируемого периода
- Vm — объем рынка в конце базисного периода
Объем рынка определяется совокупными ресурсами всех фирм, имеющихся на анализируемом рынке
- t — длительность периода
Считается, что темп роста рынка, его max и min границы лежат в пределах 70 % — 140 %в год.
Поэтому,
- если Tm > . 1,4 — рынок находится в состоянии ускоренного роста
- при изменении Tm от 1,4 до 0,7 — рынок находится в состоянии позиционного роста, стагнации и сворачивания
- если Tm < . 0,7 — то ожидается кризис рынка
5. Насыщенность рынка (Нр) — показатель, характеризующий перспективы изменения спроса (в %), определяется как отношение числа покупателей, которые уже приобрели товар (Пт), к общему количеству потребителей (П), т.е.
|
|
![]() |
Пт
Нр = ——— х 100 %
П
Например, при выявлении насыщенности рынка телевизоров марки А (с конкретными характеристиками качества) определяется число потребителей, обладающих таким телевизором к общему числу потенциальных покупателей:
· если показатель = 10 %, то рынок является перспективным для сбыта
· при уровне насыщенности 85-90 % — бесперспективным.
