Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Философской мысли средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: 1) идея творения и 2) идея откровения. Отсюда следует выделить и особенности средневековой философии:
1. Теоцентризм.
Все проблемы человечества решались через Бога. В основе философских рассуждений лежало две идеи:
— Идея сотворения
Через эту идею решалась проблема бытия
— Идея откровения
Эта идея лежит в основе средневекового познания. Человек может познать мир только через Библию, где есть тексты о сотворении мира.
2. Идея эсхатологии – конца света, т.е. может наступить момент небытия мира. И Бог и мир – бытие, но если мир умрет, то Бог – вечен.
3. Провиденциализм.
Жизнь определена божественным проведением, жить человек должен согласно божественным законам. Здесь нет свободы выборы, кроме выбора между добром и злом.
Христианство возникло в I в. н.э. в восточной провинции Римской империи — Палестине, и во II—III вв. широко распространилось по всей империи и даже за ее пределами. В 313 г. императоры Константин и Лициний издали Миланский эдикт, по которому христианство уравнивалось в правах с другими религиями империи. В 325 г. император Константин издал указ, по которому христианство стало государственной религией Римской империи. И уже в конце IV в. (ок. 395 г.) император Феодосии Великий своим указом запретил языческие религии и закрыл все языческие храмы. В 529 г. император Юстиниан своим указом закрыл последнюю языческую философскую школу — платоновскую Академию в Афинах.
Развитие христианской философии в I—III вв. шло крайне медленно и было связано с тем, что ряд видных идеологов христианства (Тертуллиан, Иустин, Татиан и др.) утверждали, что христиане вообще не нуждаются ни в какой философии, поэтому вся предшествующая философия должна быть просто отброшена. Другие же полагали, что философия может помочь обосновать и разъяснить христианскую веру. И для этого можно использовать даже идеи язычников, разумеется, предварительно очистив их от собственно языческого содержания.
На формирование христианской философии значительное влияние оказало учение иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского. Первые философские идеи христианского вероучения можно обнаружить в библейских (новозаветных) текстах: в Евангелии от Иоанна и в Посланиях апостола Павла. Первыми попытками собственно философского осмысления идей христианства можно считать гностицизм, учение Оригена, апологетику и патристику.
Термин происходит от лат. «pater» — «отец». Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики — III—VIII вв.
Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике. Окончательное решение этих вопросов принималось именно на Вселенских соборах.
Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
• троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице») .
• природа Христа— божественная, человеческая или богоче-ловеческая (христологическая проблема) .
• соотношение свободы и благодати .
• отношение веры и разума.
В истории патристики выделяют два периода: раннюю (II—III вв.) и зрелую (III—VIII вв.).
Одним из ярких представителей патристики был АвгустинАврелий или Августин Блаженный (354—430) — древнеримский философ, один из основоположников христианской философии.
Онтология. Учение Августина о бытие представляет собой синтез христианского вероучения и неоплатоновской философии. Он отождествляет высшую идею платонизма и неоплатонизма — идею Единого = Блага — с Богом, который оказывается источником бытия и блага и который есть всесовершенная истина, добро и красота. Божественная Троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух — отождествляются с платонической триадой: идей Единого, Логосом (Мировой Ум) и Мировой душой.
Именно в силу своего происхождения от Бога все существующее в мире является благим. Зло при этом понимается как недостаток, порча, повреждение.
Бог создал мир из ничего (из небытия), и существование мира постоянно поддерживается Богом. Мир ограничен в пространстве и времени, причем сами пространство и время создаются Богом только вместе с миром (т.е. до возникновения мира не существовало времени). Мир есть только один, и никаких других миров до создания нашего мира не было. Сотворенный мир имеет строгую иерархическую структуру, где каждый предмет занимает определенное и целесообразное место в общем плане мироздания.
Гносеология. Из состояния греха падшие могут выйти, только соединившись с Богом. Для этого есть два пути: путь разума и путь авторитета.
По первому пути шли все древние (дохристианские философы).
Второй путь возможен лишь при условии веры в Бога, которая даруется нам с Божьей помощью и прежде всего через Откровение (Священное Писание, т.е. Библию).
Учение о душе и сотериология (учение о спасении). Душа нематериальна, она представляет собой самостоятельную субстанцию, она бессмертна.
В учении Августина важное место занимает концепция Божественного предопределения и благодати.
Учение об обществе и философия истории. Церковь на земле является прообразом небесного града Божьего, а государство — «большая разбойничья шайка».
У Августина история человечества принимает линейный характер: она имеет начало и конец, в ней выделяются следующие периоды.
Учение о добре и зле: В связи с проблемой Бога Августин должен был решать и проблему теодицеи — проблему существования Бога-творца и зла в мире. В решении этой проблемы он исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра. Здесь проявилось стремление Августина снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах.
Учение о соотношении веры и разума: Августин не обошел и проблему соотношения веры и разума. Как и другие отцы церкви, он превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула: верю, чтобы понимать, которая выражала требование, чтобы вера предшествовала пониманию.