№ 8. Грамматические ошибки. ЧИТАЕМ ВСЕВАРИАНТЫ предложений !!!
— причастные обороты: или ОПРЕДЕЛЯМОЕ СЛОВО внутриоборота, или не согласованы окончания у определяемого слова и причастия.
Примеры: Выставил семь картин, привезённЫМ (каких ?привезённЫХ) из Москвы.
Окутавшая НОЧЬ село, принесла покой– ночь не может быть внутри оборота ОКУТАВШАЯ СЕЛО.
— несогласованное приложение: ищем слово в кавычках и с большойбуквы и слово, к которому это приложение в кавычках относится; если оно есть,приложение должно быть в нормальном виде, если нет – меняем его падеж (в романе«ПреступленИЕ…», но в «ПеступленИИ…» — нет главного слова РОМАН)
— связь подлежащего и сказуемого: должны совпадать числа (ВСЕили ТЕ+ множ., но КТО + ед.)
Ошибка: Те, кто готовились к экзамену,сдаст его. Правильно: кто готовился, те сдадут.
Или внимание на род несклоняемогосуществительного: ООН вынесЛА резолюцию (организация), древнИЙТбилиси (город)
— видо – временная соотнесённостьглаголов: ищем вседействия (однородные сказуемые) и проверяем, совпадает ли их время и вид
ВИД глагола = совершённый (в вопросе естьприставка С – заучить (что Сделать ?), несовершённый – нет приставки С ввопросе – учила (что Делала ?)
ПРИМЕР. Вьюга бушевала на улице изаглядывает в окна – заглядывала (прош. Время согласовано с БУШЕВАЛА.
— предлог и существительные: ВОПРЕКИ чему ?, БЛАГОДАРЯ чему ?,СОГЛАСНО чему ? ПО ком, чём ?
ПРИМЕР: согласно заявленИЮ, по приездЕ(ошибка: заявления, приезду)
— смешение косвенной речи ипрямой: ошибка :Пушкин сказал, ЧТО «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ…»правильно: ЧТО ОН«Памятник…»
— деепричастные обороты: запомнить, что ДЕЙСТВИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ПОДЛЕЖАЩЕЕ.
(ошибка: подъезжая к вокзалу, у меняслетела шляпа – не шляпа подъезжала). Деепричастие – что делАЯ, что сделАВ?
ВНИМАНИЕ: проверяем ВСЕ предложения, а неберём первое же попавшееся.
— однородные: смотрим на двойные союзы НЕ ТОЛЬКО…, НОИ…; НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО…; КАК … , ТАК И… и т. д. Союзы должны стоять СТРОГОмежду однородными.
Пример. Мы не только учим биологию,но и географию – правильно: учим не только…
— сложноепредложение: отрыв подчинительной части от слова в главной (в городкея провёл детство, который находился на берегу моря – правильно: вгородке, который…)
или нагромождение союзов и союзных слов(ошибка: удивлялся тому, ЧТО НАСКОЛЬКО тепло… — ЧТО лишнее.)
