X-PDF

Теоритические аспекты.Определение модуля числа

Поделиться статьей

Государственноеавтономное образовательное учреждение

среднегопрофессионального образования Республики Крым

«ЯЛТИНСКИЙМЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Методическаяразработка лекции:

 

I. Методическийблок

 

 

Темалекции:  4 Определение модуля числа.

.

 

Дисциплина: «МАТЕМАТИКА:АЛГЕБРА И НАЧАЛАМАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ»

 

Специальность:   « Сестринское  дело », « Фармация»

 

Курс : I                    Семестр: I                Количество часов: 2

 

 

Вид занятия:   комбинированный урок

 

1.Учебные цели:

   Знать:

 

 

  • Понятие модуля действительного числа
  • Свойства модуля
  • Геометрический смысл модуля

   Уметь:

   

·       Вычислятьмодуль числа

·       Применятьалгоритм решения уравнения с модулем

·       Применятьалгоритм решения неравенства с модулем

·       Строитьграфик функции   y = |x|

 

 

2.  Цели развития личности студента (воспитательные):

·        развитияумения сравнивать, анализировать, оценивать;

·        развитияпознавательного интереса  студентов к математике.

 

 

3.  Междисциплинарная интеграция:

История, география, биология, физика.

 

 

4.Организационная структура занятия

 

з/п

 

Основные этапы занятия и их содержание

 

Уровни

усвоения

знаний

 

Методы обучения

средства активизации

Материалы

методическ и технического

обеспечен.

 

Распреде

ление времени

 

1.

Подготовительный этап

Организация занятия

 

 

 

 

2мин

2.

Обоснование актуальности темы

 

 

 

2мин

3.

Определение учебных целей

 

 

 

 

4.

Мотивация учебной деятельности студентов

 

Беседа

 

 

 

 

вопросы

по повторению

5мин

II

 

1..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Основной  этап

План изучения  лекционного

  •  Понятие модуля действительного числа
  • Свойства модуля
  • Геометрический смысл модуля

·        Строить график функции   y = |x|

·         Алгоритм решения уравнения с модулем

  •  Алгоритм решения неравенства с модулем.

Закрепление и систематизация учебного материала

2

 

 

 

 

 

Объяснение

 

 

Решение заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

 

 

 

 

 

74 мин

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

1.

 

2.

 

3

Заключительный этап

Общие выводы

 

Ответы на возможные вопросы

 

 

Задание к самоподготовке

 

 

 

 

 

 

Никольский С.М, «Математика: алгебра и начала математического анализа»

§

 

 

 

5 мин

 

II. Информационный блок

Модуль действительного числа,решение уравнений и неравенств с модулем.

Модульдействительного числа — это абсолютнаявеличина этого числа.

Попросту говоря, при взятиимодуля нужно отбросить от числа его знак.

Модульчисла a обозначается |a|. Обратите внимание:модуль числа всегда неотрицателен: |a|≥ 0.

|6| = 6, |-3| = 3, |-10,45| =10,45

Определениемодуля

Свойствамодуля

1. Модули противоположных чисел равны

2. Квадрат модуля числа равен квадрату этого числа

3. Квадратный корень из квадрата числа есть модуль этого числа

4. Модуль числа есть число неотрицательное

5. Постоянный положительный множитель можно выносить за знак модуля

6. Если , то

7. Модуль произведения двух (и более) чисел равен произведению их модулей

8.

Геометрическийсмысл модуля

Модульчисла — это расстояние от нуля до данного числа.

Например, |-5|= 5. То есть расстояние от точки -5 до нуля равно 5.

Рассмотримпростейшее уравнение |x| = 3. Мы видим, что на числовой прямой есть две точки,расстояние от которых до нуля равно трём. Это точки 3 и -3. Значит, у уравнения|x| = 3 есть два решения: x = 3 и x = -3.

Пример 1.

|x — 3| = 4.

Этоуравнение можно прочитать так: расстояние от точки  доточки  равно . С помощью графического метода можно определить,что уравнение имеет два решения:  и .

Пример 2.

Решим неравенство: |x+ 7| < 4.

Можнопрочитать как: расстояние от точки  до точки  меньшечетырёх. Ответ: (-11; -3).

Пример 3.

Решим неравенство: |10— x| ≥ 7.

Расстояниеот точки 10 до точки  больше или равно семи. Ответ: (-∞; 3]υ[17, +∞)

График функции y = |x|

Для x≥ 0имеем y = x. Для x < 0 имеем y = -x.

Прирешении задач, содержащих модуль в числа, основным приемом является раскрытиезнака модуля в соответствии с его свойствами.

Неравенства с модулем

 

a>0

a=0

a<0

|x|a

x(−a][a)

x(−)

x(−)

|x|>a

x(−a)(a)

x(−0)(0)

x(−)

|x|a

x[−aa]

x=0

x

|x|<a

x(−aa)

x

x

 

Решить неравенство |x + 5| + |2x –3| < 10.

Решение.Корниподмодульных выражений: х= -5 и х = 1,5.Расставим знаки этих выражений на полученных интервалах:

Такимобразом, если под знаком модуля стоит выражение, зависящее от переменной, мыраскрываем модуль по определению:

 

 

 

. Решение заданий по учебнику

:

 

2Литература (основная,дополнительная)

Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др.

 Геометрия (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2014.

НикольскийС.М, и др.

Математика: алгебра иначала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 клас­сы. —М., 2014

 

 

3.Интернет- ресурсы

1.      http://festival.1september.ru/

2.       http://www.fepo.ru

3.      www.mathematics.ru

4.     www.alhimikov.net -Образовательный сайт для школьников

 

 

4.Глоссарий

 

                5.Вопросыдля активизации познавательной деятельности студентов при изучении новогоматериала.

Объяснить этапырешения

 

6.Вопросыдля закрепления и систематизации полученных знаний

Алгоритмрешения уравнений с модулями:

1.                          Найти в уравнении все выражения, содержащиеся под знаком модуля.

2.                          Найти, при каких значениях переменной они обращаются в нуль.

3.                          Разбить найденными значениями числовую прямую на непересекающиесяпромежутки. 

4.                          Определить для каждого числового промежутка, чему равно значениекаждого модуля: самому выражению, содержащемуся под знаком модуля, илипротивоположному ему.

5.                          Для каждого числового промежутка записать и решить исходноеуравнение без знаков модуля. 

6.                          Оставить только те решения, которые соответствуют числовомупромежутку, и записать их в ответе. 

Алгоритмрешения неравенств с модулями:

1.                          Найти в неравенстве все выражения, содержащиеся под знаком модуля.

2.                          Найти, при каких значениях переменной они обращаются в нуль.

3.                          Разбить найденными значениями числовую прямую на непересекающиесяпромежутки. 

4.                          Определить для каждого числового промежутка, чему равно значениекаждого модуля: самому выражению, содержащемуся под знаком модуля, илипротивоположному ему.

5.                          Для каждого числового промежутка записать и решить исходноенеравенство без знаков модуля. 

6.                          Найти пересечение полученных множеств решений и соответствующихчисловых промежутков.

7.                          В ответе записать объединение всех получившихся множеств решений.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей