Опираясь на методологию психологического редукционизма и принцип динамического равновесия, Парето пришел к двум оригинальным выводам о том, что общество:
1) находится в состоянии динамического равновесия. (Нетрудно заметить, что Парето использует терминологию из химии, физики, механики (но не биологии). Он ближе к механистической школе, чем органистической). Общество развивается под влиянием процессов действия и противодействия, особенно под влиянием первых двух классов «резидуев»: I – инстинкта изменений и II – потребности в стабильности. Эти процессы постоянно нейтрализуют друг друга, поэтому общество находится в состоянии равновесия. Однако общество постоянно эволюционирует и находится в состоянии динамического равновесия. Таким образом, в основе динамизма общества находится не социально-экономические факторы, а чувства, эмоции, инстинкты: инстинкт изменения и потребность в стабильности.
2) развивается циклически. Общество эволюционирует не по восходящей (спирали), (или прямой), а по принципу «маятника» — ритмично повторяя противоположные по сути тенденции. Развитие носит циклический характер («все возвращается на круги своя»). Повсюду наблюдается черед сменяющих друг друга тенденций: развитие и стабильность. Общество развивается циклически, от развития, изменения к стабилизации, а затем наоборот (теория маятника).
|
|
Это и есть теория развития циклов общества и подсистем.
Парето рассматривал и другие факторы циклического развития:
· внешние природные условия (почва, климат) .
· внешние неприродные условия (другие общества, история) .
· внутренние факторы (расово-антропологическая природа народа, его чувства, «остатки», способность к рассуждению, состояние знаний: консервативные, либо непрерывно меняющиеся и т.д.) Чувства, по мнению Парето, играют детерминирующую роль. Движущей силой общественного развития является, согласно Парето, «круговорот элит», т.е. их стабилизация и последующая деградация.