БогдановаЕ.Г., учитель начальных классов
ГБОУшкола № 169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
ГерояРоссийской Федерации А.В.Воскресенского
ТЕОРИЯИ ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Главная задача начальнойшколы – обеспечить развитие личности младшего школьника, создать условия дляпроявления и развития природных способностей, талантов и прочее. Источникамиполноценного развития младшего школьника выступают репродуктивная,конструктивная и творческая деятельность. В творческой деятельности решаютсяпоисково-творческие задачи с целью развития способностей ребенка.
Решение творческих задачна уроках математики связано непосредственно с нестандартностью и гибкостьюмышления обучающегося. Творческая деятельность как активная форма проведенияурока, как активный метод обучения математике позволяет продуктивно надоступном математическом языке изложить материал, который изначально казался обучающимсясложным для понимания и усвоения.
Использование этихметодов позволяет развивать творческие способности, умения применять знания вновой ситуации, видеть систему закономерностей и выделять необходимые данныедля разрешения задачи.
Решая задачи творческогохарактера, учащиеся смогут узнать об увлекательных вещах, которые не былиописаны на страницах школьных учебников, которые остались за рамкамиформального математического текста, попробовать свои силы в решении интересныхзадач, научиться самостоятельно работать с книгой, используя навыки смысловогочтения, и грамотно излагать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Систематическая работа створческими задачами на уроках математики способствует не только болееглубокому усвоению знаний, но и закреплению умений пользоваться эвристическимиприёмами, развитию творческого потенциала.
Основные виды творческихзадач:
- задачи, которые стали для обучающихся новым знанием (стали источником информации, которую школьники не знали раньше);
- самостоятельное составление обучающимися задач, примеров;
- задания, которые позволили обучающимся освоить иные методы решения той или иной задачи;
- составление задач с оригинальным творческим содержанием (самостоятельное переформулирование формальной задачи из учебника в задачу с применением нестандартного условия, интересного сюжета и креативного оформления);
- задания, требующие от учеников применения различных способов решения, в том числе и искусственных методов;
- задачи на нахождение определенных закономерностей;
- задачи, направленные на практическую деятельность: зашифровать, нарисовать, составить, разрезать, начертить, заполнить таблицу и т.д;
- задания на сообразительность, на смекалку (например, составление ребусов);
- задания с элементами игры;
- задания с элементами тренинга, дискуссий, активных обсуждений и споров;
- творческие домашние задания.
Такие задания требуютбольшей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность,неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примеромтаких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов посвоему замыслу: Монгольская игра «Танграм» (составление прямоугольника изтреугольников и четырёхугольников).
Задачи в стихотворнойформе. При проведении устного счета включаются упражнения и задачи,составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элементзанимательности. Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения,вычитания, умножения и деления.
Математические игры. Смоделированыматематические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа(решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил,содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математическихметодов и умозаключений или аналогичных им.
Задачи в занимательнойформе. Активизируют умственную деятельность, заинтересовывать математическимматериалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублятьматематические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять вприменении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Главное в том, что детиучатся анализировать условие задачи, рассуждать, привыкают отвечать не учителю,а классу, выражая своё мнение: «Я думаю», «Я хочу добавить», «Я не согласен сним». Умение ставить вопросы, побуждает детей использовать знания в новойситуации.
Применение творческихзадач на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся втом, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но исами создают нечто новое.
