Тест«Осень Средневековья». 6 класс.
1. Война алых и белых цветов в Англии (1балл):
А) Тюльпаны; Б) Гвоздики; в) Розы; г)Георгины.
2. Городской оборванец – конкурент цеховика (1балл):
А) бомж; Б) хиппи; В) бюджетник; Г) портач.
3. Успешный экзамен подмастерья на званиемастера (1 балл):
А) шедевр; Б) ЕГЭ; В) ОГЭ; Г) аттестат.
4. Чертеж в бумагах Леонардо да Винчи (1балл):
А) компьютер; Б) вертолет; В) телевизор; Г)радиоприемник.
5. Родина пороха (1 балл):
А) Англия; Б) Испания; В) Индия; Г) Китай.
6. Работаем с текстом. Из книги Джозефа иФрэнсис Гис «Жизнь в средневековом городе».
Едва ли не каждыйремесленник в Труа сам торгует своим товаром. Поочередно он то занятизготовлением своих изделий, то ждет покупателей в своей маленькой лавке,расположенной прямо в его доме. Некоторые из них принадлежат к гильдии, однако,в отличие от Парижа, где число гильдий достигает ста двадцати, в Труа ихзначительно меньше. Многие ремесла не нуждаются в профессиональныхобъединениях, что защищали бы их права; в другие вовлечено слишком малоеколичество людей, чтобы основывать гильдию.
Каждая лавкаобращена к городской улице прилавком с парой горизонтально расположенныхставней сверху и снизу, открывающихся соответственно наверх и вниз. Верхнийставень, поддерживаемый двумя стойками, образует навес; нижний, опираясь на двекороткие ножки, и образует собственно прилавок. На ночь ставни закрывают изапирают изнутри на засов. В помещении мастер с подмастерьем, а с ними,возможно, родственник или жена мастера заняты ремеслом.
Портной, сидя всвоей лавке за раскрытыми ставнями, кроит и шьет прямо на виду у публики. Такоеположение дает возможность клиентам оценить работу мастера, а мастеру —блеснуть перед возможным заказчиком своим умением. При появлении покупателя —даже если это всего лишь скромная домохозяйка — портные, шляпники, обувщики ипрочие немедленно оставляют свое занятие и бросаются на улицу к клиенту,мгновенно превратившись из ремесленника в расторопного продавца (иногданастолько расторопного, что лишь правила, наложенные гильдией, способныограничить чрезмерно напористые методы ведения торговли, например, «нападение»на покупателя, остановившегося у соседней лавки).
Мастера родственныхпрофессий предпочитают селиться по соседству, в результате чего улица частополучает соответственное название. Название рода занятий нередко присоединяетсяк имени торговца: Тома ле Портье — «Тома Горшечник», Ришар ле Барбье — «РишарБрадобрей», Бенуа ле Пелетье — «Бенуа Скорняк», Анри Тайебуа — «Анри Дровосек»,Жан Тайефер — «Жан Кузнец». С расцветом городов неудобство обхождения однимтолько именем становится очевидным; фамилии, к примеру, позволяют сборщикуналогов составлять списки. Но и название улицы, и личное прозвище могут малосоответствовать действительному занятию человека. Точно так же, как сынбакалейщика, унаследовавший прозвище отца, может зарабатывать на жизньизготовлением свечей, улица Бакалейщиков в реальности может быть населенакожевенниками и башмачниками.
Оказавшись рядом смастерскими изготовителей шлемов, доспехов и оружия, можно не сомневаться, чтопоблизости найдется кузница, хозяин которой не только подковывает лошадей иторгует всевозможной готовой продукцией, но и поставляет сырье в виде железа истали тем, кто в нем заинтересован. Железная руда добывается практическиисключительно из аллювиальных, или намывных, отложений, то есть вынесенных наземную поверхность естественным образом, — ископаемая руда появляется лишь вкачестве исключения.
6-1. Какиепрофессии перечислены авторами. 10 баллов.
6-2. Как продавцызавлекают покупателей. 10 баллов.
6-3. Почему к XVIвеку жизнь в городе стала предпочтительнее жизни в селах и феодальных замках.10 б.
31-35 – «5»; 21-30– «4»; 11-20 – «3».
Ключи ответов:
1В; 2Г; 3А; 4Б; 5Г.
6-1. Портной,шляпник, горшечник, брадобрей, скорняк, дровосек, кузнец, бакалейщик,кожевенник, башмачник.
6-2. «Портной, сидяв своей лавке за раскрытыми ставнями, кроит и шьет прямо на виду у публики.Такое положение дает возможность клиентам оценить работу мастера, а мастеру —блеснуть перед возможным заказчиком своим умением. При появлении покупателя —даже если это всего лишь скромная домохозяйка — портные, шляпники, обувщики ипрочие немедленно оставляют свое занятие и бросаются на улицу к клиенту,мгновенно превратившись из ремесленника в расторопного продавца (иногданастолько расторопного, что лишь правила, наложенные гильдией, способныограничить чрезмерно напористые методы ведения торговли, например, «нападение»на покупателя, остановившегося у соседней лавки). Мастера родственных профессийпредпочитают селиться по соседству, в результате чего улица часто получаетсоответственное название», вместе с вывесками создают рекламу своей «фирмы».
6-3. Свобода отфеодальной зависимости («городской воздух делает тебя свободным»); комфорт;бизнес; защита; самоуправление; наука; образование (университеты); медицина;искусство (ранний Реннесанс); рост социальной мобильности.
