1. Ниже приведён переченьтерминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам социальных норм.
1) традиции; 2)отклоняющееся поведение; 3) корпоративная этика; 4) социальная активность; 5)право; 6) этикет.
Найдите два термина, «выпадающие»из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
|
Ответ:
2. Выберите верныесуждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи различают вертикальную и горизонтальную социальнуюстратификацию.
2) Среди оснований социальной стратификации ученые называют уровеньдохода, престиж профессии, уровень образования, возможности, которыепредоставляет доступ к власти.
3) Социальную стратификацию индустриального общества отражаетделение на сословия.
4) Социальная стратификация фиксирует неравенство различныхсоциальных групп в возможности использования социальных благ.
5) Социальная стратификация определяет социальный статус группы, еёместо в социальной структуре.
Ответ: _____________
3. Установитесоответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной впервом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРИМЕР ПОТРЕБНОСТИ |
ВИД ПОТРЕБНОСТИ НОРМЫ |
А) в дыхании Б) в труде В) в поддержке со стороны близких Г) в сне Д) в самовыражении |
1) физиологическая 2) социальная 3) идеальная
|
Запишите в таблицу выбранные цифры подсоответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
4. Выберитеверные суждения о семье и её функциях и запишите цифры, под которыми ониуказаны.
1) В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) семья бываетпатриархальной или эгалитарной.
2) Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворенииматериальных потребностей членов семьи.
3) По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функциисемья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новыхчленов общества.
4) Рекреационная функция семьи обеспечивает восстановлениефизических и интеллектуальных сил её членов.
5) Эмоциональная функция семьи обеспечивает удовлетворениепотребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.
Ответ: _____________
5. Выберитеверные суждения об элементах и видах социального контроля и запишите цифры, подкоторыми они указаны.
1) Одним из элементов социального контроля являются социальныесанкции.
2) Правовые нормы устанавливаются государством.
3) Внешний социальный контроль бывает формальным и неформальным.
4) Проявлениями внешнего контроля являются стыд и признание вины.
5) Социальная санкция — это общественная реакция на поведениечеловека или социальной группы.
Ответ: _____________
6. Установитесоответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции,данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ |
А) создание государством и закрепление в особой форме Б) использование оценочных категорий «добро» и «зло» в качестве основных В) общеобязательность, законное использование принудительных санкций в случае невыполнения Г) требование соблюдать правила приличия Д) отражение в «золотом правиле» нравственности |
1) этическая норма 2) правовая норма 3) этикет
|
Запишите в ответ цифры,расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
7. Выберитеверные суждения о социальных интересах и запишите цифры, под которыми ониуказаны.
1) Социальные интересы участников различных социальных групп могутне совпадать.
2) В структуру социальных интересов входят социальные нормы исоциальные санкции.
3) К социальным интересам относят интересы, связанные с положениемсоциальной группы в обществе.
4) Социальная группа не может действовать вопреки своим социальныминтересам.
5) Социальный интерес воплощается в деятельности по сохранению илипреобразованию общественных отношений.
Ответ: ______________
8. Выберитеверные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми ониуказаны.
1) Поколичеству участников перемещений выделяют внутрипоколенную и межпоколеннуюсоциальную мобильность.
2) К видамсоциальной мобильности относят реформы и революции.
3) Привертикальной социальной мобильности происходит изменение социального статусаиндивидов.
4) Перемещениепрограммиста из одного подразделения фирмы в другое в связи с переездом вдругой город служит примером горизонтальной социальной мобильности.
5) Особенностисоциальной мобильности позволяют оценить общественную структуру как открытуюили закрытую.
Ответ: ______________
9. Всероссийский центризучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл серию социологических опросов.Респондентам (участникам опросов) было предложено ответить на вопрос: «По какойсистеме времени Вам лично и Вашей семье было бы удобнее жить?» Результатыопроса представлены в таблице.
Найдите в приведённом спискевыводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры, подкоторыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Доляопрошенных, для которых предпочтительной является система перехода от летнего кзимнему времени и обратно каждый год, была минимальной в сентябре 2012 г.
2) В августе2010 г. большинство опрошенных высказалось за переход от летнего к зимнемувремени и обратно каждый год.
3) В феврале2013 г. большинство опрошенных высказалось за установление постоянного зимнеговремени.
4) Доляопрошенных, для которых предпочтительным является установление постоянноголетнего времени, к сентябрю 2012 г. существенно снизилась по сравнению спредыдущим периодом.
5) К февралю 2013 г. снизилась доля опрошенных, затруднившихсяответить на данный вопрос. Ответ: _____________
10. Выберите верные суждения об этническихобщностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Этнической общностью называют сложившуюся в определённомгосударстве демографическую группу.
2) Видами этнических общностей являются племя, народность, нация.
3) К числу признаков этноса относят язык, общую историческую память,обычаи и традиции.
4) При формировании этноса значительную роль играет общностьтерритории и общий язык.
5) Члены любой этнической общности обладают сходными политическимивоззрениями и толерантным отношением к культуре других этносов.
Ответ: ___________
11. Выберите верныесуждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми ониуказаны.
1) Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделенная на основе профессиональныхкритериев.
2) Возрастныеграницы социальной группы «молодёжь» определяются культурно-историческойситуацией и социально-экономическими условиями.
3) Одним изобщих социально значимых признаков молодёжи является завершение первичнойсоциализации.
4) Длямолодёжи характерно стремление к самоутверждению и самореализации.
5) Молодёжь — это группа риска, характеризующаяся девиантным поведением.
Ответ: _____________
12. Что из перечисленногоотносится к проявлениям конституционного принципа социального государства?Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) запретустановления общеобязательной идеологии
2) равенство прави свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка
3) установлениегосударственных пенсий и пособий
4) охрана труда издоровья людей
5) гарантииединства экономического пространства
6) установлениегарантированного минимального размера оплаты труда
Ответ: _____________
13. Установите соответствие между характеристиками / действиями ипризнаками деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберитесоответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА / ДЕЙСТВИЕ |
ПРИЗНАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОРМЫ |
А) использование предметов, созданных другими людьми Б) стремление к достижению поставленной цели В) создание новых объектов и предметов Г) коллективный труд Д) изменение социальных условий существования |
1) осознанность 2) социальность 3) преобразующий характер
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке,соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
14. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишитецифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядкевозрастания.
1) Статусные символы определяют то, что носитель данного статусаможет делать и что он должен делать.
2) Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемыхиндивидом.
3) Предписанный статус приобретается в результате свободного выбораиндивида.
4) Статусный диапазон определяет рамки, в которых осуществляютсястатусные права и обязанности индивида.
5) Социальные статусы определяют содержание и характер социальныхотношений.
Ответ: ____________
15. Установитесоответствие между видами общественных потребностей и социальными институтами,при помощи которых они удовлетворяются: к каждой позиции, данной в первомстолбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
|
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ |
А) в получении знаний Б) в поддержании социального порядка В) в материальных благах Г) в средствах существования Д) в общественной безопасности |
1) политические 2) экономические 3) образовательные
|
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке,соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
16. Выберитеверные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Этическиенормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только вхудожественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.
2) Социальныенормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретнымусловиям их жизнедеятельности.
3) Традиции — это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки,отражающие представления людей о добре и зле.
4) Политическиенормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность,отношения между гражданином и государством.
5) По степениобязательности исполнения нормы могут быть побуждающими, запрещающими,рекомендательными.
Ответ: ________________
Прочитайте текст и выполнитезадания 21—24
5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег изфедеральной тюрьмы в Плезантоне (штат
Калифорния). Речь идет о 42-летнем РональдеМакинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной вограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили«неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.
Вот как это произошло. Макинтошухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз натюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался.Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубитьмного людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов ихзадержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра впригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега вштате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду.
Очевидно, что описанный случай —яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными,совершают побег из тюрьмы… Но когда репортеры взяли интервью у служащихтюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенноразличные мнения об этом «девиантном» поступке.
Некоторые сочли беглецов людьмиковарными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотнопоступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда непоймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторыкритиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкоеобращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже вкакой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.
Один из адвокатов, защищавшийпреступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, чтопобег был «оправдан».
Случай, происшедший с Макинтошеми Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могутбыть названы проявлениями девиантного поведения… Наши оценки зависят от того,чего мы ожидаем — соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря,девиантность определяется соответствием или несоответствием поступковсоциальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» вПлезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можемответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того,насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Былоли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком?Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступокЛопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие оцелесообразности и необходимости такого права.
Возможно выделение несколькихсоставляющих девиантного поведения: причины и непосредственное проявление.Девиация обусловлена биологическими, психологическими и социальнымиособенностями личности. Таким образом, девиантное поведение подразумеваетобъяснение того или иного действия ввиду вышеуказанных особенностей.
Критерии определения девиантногоповедения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точноустановить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе.Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служитьбесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, напримеризнасилование и убийство.
(Н. Смелзер)
17. Как авторхарактеризует критерии девиантного поведения? (Приведите две характеристики изтекста.)
18. Втексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используяобществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия«девиантное поведение»;
— объясните связьназванных автором составляющих девиантного поведения. (Объяснение может бытьдано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. Проанализируйте,был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Какна этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны савтором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердитеавторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)
20. Опираясь на тексти знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один итот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом.(Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативнодевиантный и героический характер поступка.)
21. Награфике изображено изменение ситуации на потребительском рынке роботов — мойщиковокон в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D вположение D1 при неизменном предложении S. (На графикеP — цена товара; Q — количество товара.)
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменениеспроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние наспрос. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному втексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данномрынке, если произойдёт техническое переоснащение производства роботов-мойщиковокон при прочих равных условиях?
22. В государстве Zбыли проведены реформы, приведшие к отмене законодательно установленных преграддля продвижения по службе, которое раньше находилось в тесной зависимости отпроисхождения. Теперь представители незнатных слоёв населения получиливозможность получать образование в высших учебных заведениях, которое им ранеебыло недоступно, устраиваться на высокооплачиваемые и престижные должности, чтоприводило к изменениям в структуре общества. Многие выходцы из нижних слоёвобщества возглавили крупные общественные организации, которые впоследствиивошли в представительный орган власти. Согласно статистическим данным, около80% государственных служащих, в том числе на высоких должностях, уже через 20лет после проведения реформы являлись выходцами из нижних слоёв общества.
Какие две сферы общественнойжизни нашли отражение в данном тексте?
Какое социальное явлениеотражают приведённые в тексте данные?
Используя обществоведческиезнания, приведите три любых фактора, способствующих данному явлению.
Назовите два любых вида данногоявления.
23. КонституцияРоссийской Федерации содержит положения о ценности культуры и родного языка. Наоснове положений Конституции Российской Федерации приведите три подтвержденияэтой характеристики.
(Каждое подтверждениедолжно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой наконкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то,что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеровсоответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
24. Используяобществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть посуществу тему «Отклоняющееся поведение». Сложный план должен содержать не менеетрёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два илиболее детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждогодетализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев,когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
25. Используяобществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт,выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российскомобществе проявлений негативного девиантного поведения. (Обоснование должнобыть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных междусобой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или)функциональные связи.)
2) Какиеорганизации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по предотвращениюпоявления и развития негативного девиантного поведения у подростков? (Назовителюбые три организации или учреждения.)
3) Длякаждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность попредотвращению развития негативного девиантного поведения среди подростков. (Каждыйпример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должныиллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
