Тестовые задания в системе диагностики и контроля
В декабре 2007 года со своими коллегами я приняла участие в работесеминара «Менеджмент образования», проведенного ЦНТИ «Прогресс» Санкт-Петербургскогогосударственного университета сервиса и экономики. Один из дней семинара былпосвящен проблеме тестирования в современном образовании.
В своей статье я остановлюсь на трех аспектах проблемытестирования:
1. Основные понятия педагогического тестирования.
2. Сравнительный анализ традиционной и тестовой форм контроля.
3. Классификация тестовых заданий.
Также хотелось бы коснуться проблемы использования тестов приработе с одаренными детьми и использования компьютера при тестированииобучающихся.
Основные понятия педагогического тестирования
Педагогические тестирование – это оценка учебных достижений, вотличие от психологического тестирования, связанного с оценкой свойствличности.
Педагогический тест (тест учебных достижений) — это системазаданий возрастающей сложности и специфической формы, позволяющая качественнооценить структуру и измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений.
Задание в тестовой форме – это наименьшая независимая единицатеста. Оно оформляется в виде утверждения, которое надо признать истинным илиложным, в виде утверждения, требующего дополнения. Это – задание выбратьправильный ответ, это – содержательный пропуск в предложении, который надозаполнить, это – задание на соотнесение двух или более групп понятий(терминов), это – задание на установление правильной последовательностивеличин, операций, дат и т.п.
Тестовое задание – это задание в тестовой форме, прошедшееэмпирическую проверку и имеющее устойчивые показатели сложности, надежности,дифференцирующей способности, валидности.
Гомогенный педагогический тест – это тест, созданный для проверкизнаний по одной учебной дисциплине. Он должен удовлетворять требованиямпредметной чистоты.
Гетерогенный педагогический тест – это междисциплинарныйкомплексный тест, состоящий из заданий, охватывающих предметные области разныхучебных дисциплин.
Создание тестовых материалов – задача трудоемкая и сложная.Начинать надо с разработки заданий в тестовой форме, чтобы затем использоватьих как отдельные задания, например, для оперативного контроля, так и ихкомплекты для рубежного и итогового контроля. Овладение технологией составлениязаданий в тестовой форме и тестовых заданий позволит преподавателям легкооценить качество предлагаемой тестовой продукции.
Сравнительный анализ традиционной и тестовой формконтроля
В последнее время много сказано и написано о тестовой формеконтроля. Если Вы хотите подготовить материалы для сертификации, можнообратиться к следующим публикациям, рекомендованным доктором педагогическихнаук, профессором В.В.Шапкиным:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 кн./ Пер. с англ., -М.: Педагогика, 1982.
2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий./ Учеб пособие. – М.:Ассоциация инженеров-педагогов, 1996.
3. Клайн П. Введение в психометрическое проектирование: Справочноеруководство по конструированию тестов. – Киев, 1994.
4. Столин В.В., ШмелевА.Г. Дифференциальная психометрика. – М.: МГУ,1984.
5. Челышкова М.Б. Разработка педагогических тестов на основесовременных математических моделей: Учеб.пособие. – М.: ИЦ, 1995.
6. Челышкова М.Б., Ковалева Г.С. Теория и практика конструированияпедагогических тестов. Учеб.пособие.
Прежде, чем перейти к сравнительному анализу традиционной итестовой форм контроля, хотелось бы отметить типичные субъективные ошибки прииспользовании традиционных методик оценивания достижений учащихся, которые, помнению профессора В.В.Шапкина, выявила практика применения традиционных формконтроля:
— ошибки великодушия, снисходительности. Это характерно для каждогошестого преподавателя;
— ошибки ореола (влияние на оценку личного отношения преподавателя кобучающемуся);
— ошибки центральной тенденции (стремление избегать крайних оценок).Этим страдают 2/3 преподавателей;
— ошибки контраста (соотнесение выставляемой оценки с выраженностьюизмеряемых качеств у самого преподавателя. Например, менее собранные людизавышают оценки организованным личностям);
— ошибки близости (после «2» не ставить «5»);
— логические ошибки (сходство оценок разных психологических свойств ихарактеристик, которые кажутся логически связанными, например, поведение –успеваемость).
Тестовая форма контроля, требующая дать (или выбрать) однозначныйи краткий ответ, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами(ответы на вопросы в устной или письменной форме, собеседование, устный экзамени т.п.), где требуется развернутое изложение материала. Границу междутрадиционной и тестовой формами контроля дает так называемый «операторныйкритерий». В тестовой форме оценщик («оператор») может быть человекомнесведущим в данной области. Желательно, чтобы при тестировании соблюдалсяпринцип «математиков при тестировании по математике быть не должно». В таблицеприводится краткий сравнительный анализ традиционной и тестовой форм контроляпо наиболее важным элементам сравнения.
№ п/п |
Элемент сравнения |
Традиционная форма |
Тестовая форма |
1. |
Охват содержания контролируемого материала |
выборочный |
широкий |
2. |
Требования к минимальному объему содержания контролируемого материала |
Неясные, расплывчатые, примерные |
Открытые и ясные. Заранее известен проходной критериальный балл |
3. |
Возможность проверки умений и навыков |
Недостаточная. В основном, дополнительные вопросы на экзамене |
Больше и эффективнее. Особенно, когда предъявлен тест на «скорость» выполнения |
4. |
Объективность оценки |
Низкая. Существенно влияние субъективных факторов |
Высокая. Влияние субъективных факторов исключено. Имеются эталоны правильных ответов |
5. |
Решающее влияние на оценку |
Компетентность «оценщика» |
Мастерство составителя теста |
6. |
Трудоемкость составления контролирующих материалов |
низкая |
Высокая. Требуется знание теории тестирования |
7. |
Эффективность |
При массовом контроле – низкая из-за длительности процедуры |
Высокая. Одновременно тестируется большое количество учащихся. Проверка результатов проводится быстро |
8. |
Сравнимость результатов (в разных группах) |
Несравнимы. Построение шкалы учебных достижений невозможно |
Строение шкалы учебных достижений |
9. |
«Обратная связь» с целью улучшения качества экзаменационного материала |
Неэффективна. Действует эпизодически |
Эффективна и оперативна. Действует систематически |
10. |
Эмоциональное напряжение испытуемых |
высокое |
Нормальное. Знакомая процедура |
Однако, как показывает педагогическая практика, есть немалоучеников, которые с большим удовольствием и легкостью ответят устно, получивпри этом высокую отметку. А также есть достаточно большое количество хорошоуспевающих учеников, которые не любят писать тесты и, как правило, получают заних более низкую отметку, чем за устный ответ.
На основании анализа особенностей традиционной и тестовой формконтроля профессором В.В.Шапкиным в его учебном пособии «Диагностикаобученности с применением тестирования» даются следующие рекомендации по ихиспользованию.
Традиционную форму контроля лучше использовать в тех случаях,когда
· группа контролируемыхневелика и контролирующий материал не будет использован повторно,
· преподаватель стремитсястимулировать развитие навыков обучающихся в формулировке и написаниивысказываний, суждений,
· преподаватель более заинтересованв выяснении позиции, творческих способностей и потенциальных возможностейобучающихся, чем в измерении их достижений,
· имеется мало времени насоставление контролирующего материала, но достаточно на проверку и оценку,
· преподаватель увереннеечувствует себя в роли критика, чем в качестве составителя объективных тестовыхзаданий.
Тесты рекомендуется применять в случаях, когда
· группа тестируемых велика,или тест может быть использован повторно,
· должны быть полученынадежные тестовые баллы,
· когда беспристрастие инепредвзятость являются существенно необходимым фактором контроля,
· нет ограничения по временина подготовку теста, но необходимо быстро знать результат,
· преподаватель более уверенв своей способности ясно формулировать тестовые задания, чем в способностикорректно оценивать устные ответы.
Говоря о тестировании, необходимо помнить, что оно играетисключительно важную роль в работе с одаренными детьми, начиная с диагностикиодаренности и заканчивая итоговым контролем их достижений. Среди диагностик,применяемых для выявления одаренных детей, можно назвать тест креативностиВильямса, тест дивергентного (творческого) мышления, тест личностных творческиххарактеристик, тесты П.Торренса и другие.
Особую актуальность тестирование приобретает в организацииконтроля за развитием познавательной деятельности одаренных школьников.Значение тестов заключается в том, что этот вид контроля дает возможностьсоставлять вопросы в объеме всего предметного курса, к тому же результаты иххорошо сравнимы между собой. Все это одновременно позволяет определить диапазониндивидуальных различий. Говоря о работе с одаренными детьми, необходимопомнить, что контроль – это профессиональная услуга учителя одаренному ученикув развитии его когнитивной деятельности. Таким образом:
— контроль за развитием познавательной деятельности одаренныхшкольников должен носить процессуальный, пооперационный характер,
— при организации контроля необходимо учитывать особую познавательнуюполифоничность и высокую психочувствительность одаренных школьников, ихспецифические индивидуальные особенности,
— познавательная деятельность одаренных школьников осуществляетсяэффективнее при учете учителем элементов дидактосферы, особенностей рикольнойпамяти и предимпрессинговых состояний, компонентов саморазвития,
— для развития исследовательских навыков одаренных школьников наиболеепрактичны тестовый контроль, контроль-коррекция, контроль-инициация иалгоритмизированные элементы контроля по результатам,
— система дидактических условий, способствующих развитию познавательнойдеятельности одаренных школьников, функционирует наиболее эффективно, когдаосуществляется четко и целенаправленно контроль со стороны учителя.
Следует помнить, что легче всего с помощью тестов и заданий втестовой форме проверить овладение хорошо структурированным учебным материалом.Выявить умение мыслить самостоятельно, творчески анализировать ситуацию иделать обобщения с помощью педагогических тестов затруднительно. Поэтому толькосочетание тестового контроля с традиционными методами оценки знаний и навыковобучающихся может дать наилучший эффект.
Классификация тестовых заданий (по В.В.Шапкину)
По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделитьна две основные группы:
I. Задания открытого типа;
II. Задания закрытого типа.
Тестовые задания |
|||||
Открытого типа |
Закрытого типа |
||||
Допол-нения |
свободного изложения |
Альтерна-тивные ответы |
Множест- венный выбор |
установление последова- тельности |
Установ-ление соответ-ствия |
В свою очередь, в заданиях закрытого типа выделяют:
— задания с альтернативным ответом;
— задания с выборочным ответом
— задания на установление правильного соответствия
— задания на установление правильной последовательности.
В зависимости от характера деятельности испытуемого заданияделятся на:
— вербальные;
— невербальные, связанные с практическими действиями (с карточками,деталями и т.д.).
Если говорить о собственном опыте, то я в системе применяютестовую технологию контроля знаний, которая позволяет оперативно определятьуровень учебных достижений обучающихся. Начиная с 5 класса, все ученики знают,что после изучения каждой темы будет проведено тестирование, а в случаенеобходимости – и в ходе изучения темы. Например, изучая реформаторскуюдеятельность Петра I, ученики знают, что им предстоит писать тесты, вкоторых содержатся вопросы об основных событиях правления первого русского императора,тесты по истории Северной войны и тесты, касающиеся непосредственно реформПетра I. При изучении истории правления Екатерины IIученики пишут тесты, содержащие вопросы об основных событиях правленияимператрицы, тесты по истории двух русско-турецких войн и тесты по культуреРоссии второй половины ХVIII века.
С помощью тестов (заданий закрытого типа с выбором ответа иоткрытого типа с кратким ответом (дата, слово и др.) могут быть провереныследующие знания и умения обучающихся по истории:
— знание дат, хронологических рамок, периодов наиболее значительныхсобытий и процессов;
— знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатовисторических событий;
— соотнесение единичных фактов и общих явлений;
— указание характерных, существенных признаков исторических событий иявлений;
— группировка (классификация) фактов по указанному признаку;
— знание исторических понятий, терминов;
— раскрытие причинно-следственных связей событий;
— знание оценок исторических событий и личностей, изложенных в учебнойлитературе.
При изучении обществознания в процессе стандартизированнойпроверки выявляются следующие умения школьников:
— знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать иправильно употреблять их в различных контекстах;
— перечислять изученные социальные объекты или их существенныесвойства, т.е. правильно обозначать их с помощью соответствующих слов исловосочетаний;
— определять понятия, входящие в обязательный минимум содержания, т.е.высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальныхобъектов или классов таких объектов;
— описывать изученные социальные объекты, т.е. указывать признаки – каксущественные, так и несущественные, дающие относительно полное представление обэтих объектах;
— сравнивать указанные социальные объекты, т.е. выявлять их отличия отвсех иных и сходство определенного объекта с родственными;
— объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы,т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи – как внутренние, так ивнешние;
— характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е.указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо (заданном)отношении;
— приводить примеры, т.е. иллюстрировать, пояснять изученныетеоретические положения, социальные нормы и т.д.;
— давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е.высказывать суждения об их ценности, уровне или значении.
Анализ результатов тестирования по всем темам курса исдачи экзаменовгосударственной аттестации, в том числе по технологии ЕГЭ, подтверждает высокийуровень сформированности учебных навыков школьников по обществознанию.
О высоком уровне сформированности общеучебных умений и навыков свидетельствуетактивность учеников при проведении школьного тура олимпиад по истории иобществознанию, успешное выступление учеников на предметных олимпиадах,конкурсах и конференциях (начиная с 1997 года, т.е. первого выпуска, по сейдень).
Сегодня много говорят и пишут о внедрении в образовательныйпроцесс информационно-коммуникационных технологий. Если говорить обиспользовании компьютера для проверки знаний обучающихся, то первый такой опытсостоялся в декабре 1997 года. Тогда в рамках творческого отчетапедагогического коллектива школы была продемонстрирована универсальнаяпрограмма для проверки знаний «Тесты», написанная учеником 10-В класса АлексеемОлениным. Демонстрационный вариант содержал вопросы по новейшейистории.
В 2008 году в рамках Фестиваля педагогического мастерства«Жемчужина-2008» я провела урок истории в компьютерном классе на тему«Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами». Для проверки знанийобучающихся учеником 11-В класса Алексеем Журбенко была написана программа«Тесты» на языке Delphi. Хотя на сегодняшний день существует немалоготовых программ, например TestBilder и TestReader, мы решили создать свою программу, болееудобную и рациональную с точки зрения временных затрат школьников. На областномэтапе конкурса был проведен урок истории в 7 классе «Начало царствования Петра I» сиспользованием созданной нами программы. Таким образом, использованиекомпьютера позволяет выполнять проверочную работу в индивидуальном темпе и принеобходимости улучшить результат, выполнив ее повторно. Кроме того, компьютерпозволяет высвободить время преподавателя (выполнив тесты, ученик сразу видитсвой результат: количество правильных ответов, % правильных ответов и оценку) итем самым повысить эффективность образовательного процесса
Конечно, приведенным обзором не ограничивается все разнообразиеаспектов теории и практики тестирования. В настоящее время данной проблемепосвящено немало пособий и методических рекомендаций. Для самообразованияпрофессор В.В.Шапкин рекомендует следующую литературу:
1. Аванесов В.С. Теоретическиеосновы разработки заданий в тестовой форме. М., 1995.
2. Бочерашвили В.Т. Педагогический аудит качества знаний (Из опыта работы). М., 2005.
3. Клайн П. Справочноепособие по конструированию тестов / Перевод с англ. Киев, 1994.
4. Контроль знаний и уменийобучающихся в учреждениях начального профессионального образования.Метод.пособие/Сост.В.В.Шапкин. СПб., 1997.
5. Майоров А.Н. Теория ипрактика создания тестов для системы образования. М., 2001.
6. Сергеева В.П., КаскуловаФ.В., Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. М.,2005.
7. Тестовый контроль припроверке качества знаний, умений и навыков учащихся: Метод.рекомендации.Калининград, 1997.
8. Урванцева Г.А., Щапов А.Н.Основы педагогического тестирования. Уч.-метод.пособие. Ярославль, 1997.
