ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
К.Н.Матюшенко
Преподаватель
ГПОУ«Забайкальский государственный колледж»
Студенческий возраст представляет собой самуюответственную пору с точки зрения развития общественно значимых ценностей,гражданственности и патриотизма. Поэтому воспитание патриотизма должно статьцеленаправленным процессом, интегрирующим воспитательную и образовательнуюдеятельность колледжа, в том числе и в разрезе учебных дисциплин. Родьиностранного языка, обеспечивающего «диалог культур» становиться на текущиймомент особенно актуальной, так как диалог культур является прекраснымсредством борьбы против национальной неприязни. При этом необходимо знать чужуюкультуру, не в смысле “запомнить и воспроизвести», а воспринять,проанализировать, оценить, сопоставить, включить в систему своих знаний.
Важным является отбор содержания образования, методы,средства, формы организации процесса. Целесообразно использоватьстрановедческий материал, из которого студенты могут узнать о традициях, быте,истории и людях своей страны и страны изучаемого языка; использоватьупражнения, которые способствуют развитию умений сопоставлять факты и делатьвыводы. Так, при изучении тем о государственном устройстве, экономике исимволах стран изучаемого языка, предлагается также найти информацию о России,сравнить данные путем заполнения таблиц, что ведет к межкультурному сравнению идиалогу иноязычной и национальной культур. При изучениитрадиций и праздников стран изучаемого языка особое внимание уделяетсясопоставлению культурных традиций различных стран, подчёркивается, что народысоздали свои праздники прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своимиблизким, стране, религиозным и культурным традициям, что сложившиеся векамиобряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение кнему.При изучении таких тем, как: «Наука и ученые», «Культура и искусство»,«По городам России и страны изучаемого языка», знакомятся с биографиямивыдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины. На 2 курсе приизучении темы «История автомобиля» студентами специальности ТОРДСАА, такжеберем профтексты о русских изобретателях, отечественных автокомпаниях,создавая чувство сопричастности к достижениям мировой технической мысли, устудентов-дизайнеров – изучение отечественных дизайнеров и модных Домов, уИСОГД – особенности развития архитектуры, градостроения в сравнении разныхстран.
Большую роль в патриотическом воспитании играетиспользование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческогохарактера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту студентов,позволяет изучать факты и сведения, с которыми они сталкиваются в повседневнойжизни. Все эти темы изучаются не изолированно, они включены в соответствующиеразделы учебной программы дисциплины, практически на всех курсах обучения.
Особое значение уделяется и воспитанию патриотизмачерез научноисследовательскую деятельность студентов. Все работы подразумеваютанализ языкового материала в разрезе диалога культур.
Таким образом, формирование разносторонне развитойполикультурной личности, с чувством патриотизма и национального достоинства возможнопри системном освоении национальной культуры через различные формы работы приизучении иностранного языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боярская, В.В., Ракова, Н.С. Патриотизм в свете задачиформирования гармоничной личности гражданина России [Текст] // Эксперимент иинновации в школе. — 2021. — № 5. — С. 58–60.
2. Пелеванюк, Е.Н. Воспитание патриотизма на уроках английскогоязыка [Текст] // Эксперимент и инновации в школе. – 2022. — № 2. – С. 18-19. 3. Трофимова И.Г.,Агафонова Г.З., Никитина И.Г. О патриотическом воспитании студентов техническихспециальностей в процессе изучения иностранного языка. Вестник ЧГПУ им. И.Я,Яковлева. 2021; № 2 (107): 210 – 218.