МБОУ «Акатовская основная школа»
Гагаринский район
Смоленская область
Тезисы проектной работы «Ильменский заповедник»
обучающейся 9 класса Русу Валерии
по направлению: межпредметный
тип проекта: практико-ориентированный
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….
Раздел1.Теоретический………………………………………………………………………………..
1.1. История созданиязаповедника………………………………………………………………..
1.2. Географическое положениезаповедника.
1.3. Заповедник вцифрах……………………………………………………
1.4. Природные условиязаповедника…………………………………………………………….
Раздел 2.Основной………………………………………………………………………………………
2.1. Тайны Ильменского заповедника: минералы, в поискахсокровищ………..
2.2. Растительныймир………………………………………………………………………………….
2.3. Красная книга. Редкие иохраняемые растения………………………………………..
2.4. Животныймир……………………………………………………………………………………….
2.5. Красная книга. Редкие иохраняемые животные……………………………………..
2.6. Результаты деятельностиИльменского заповедника……………………………
Раздел 3. Практический
Заключение………………………………………………………………………………………………..
Список литературы.Интернет-ресурсы………………………………………………………..
Приложение………………………………………….
Введение
Заповедники- образцы нетронутой, дикой природы — по праву называют природнымилабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понятьнаправления изменений природной среды под влиянием деятельности человека иотыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.
Такиеобразцы необходимо было вдумчиво и умело выбирать. И места для нашихзаповедников отыскивали крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годыжизни делу создания заповедников и вложили в него свою любовь к делу.Заповедники наши прекрасны, и вызывают восхищение у всякого, кому приходитсябывать там.
Исключительная роль заповедников в сохранении и восстановлении редчайшихживотных, растений, неповторимых ландшафтов и др. заповедников природы.
Актуальностьпроекта
Впредгорьях Южного Урала находится уникальный, всемирно известный заповедник.«Минералогическим раем» назвал Ильмены академик А. Е. Ферсман, «Уральскойкладовухой» — писатель П. Бажов: «Против нашей Ильменской каменной кладовухи,конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому – навсяких языках про это написано: «в Ильменских горах камни со всего светалежат». Этот заповедник стал музеем камня под открытым небом.
Часто мы не задумываемся о тех богатствах, которые дала намприрода. Для себя я выяснила, что на бескрайних просторах России есть немало удивительныхтерриторий, поражающих своей красотой: величием гор, бескрайними лесами,полноводными реками, разнообразием растений и животных. И среди этогомногообразия поражает своей уникальностью Ильменский заповедник, главноебогатство которого — минералы. На относительно небольшой территории здесь былообнаружено свыше 260 видов минералов.
Для защиты территории от расхищения в 1920 году Ильменские горы объявилиминералогическим заповедником.
Цель:
Выяснить уникальностьИльменского заповедника, его участие в охране и восстановлении природногокомплекса.
Задачи проекта:
- Осуществить поиск и отбор необходимой информации по теме проекта.
- Выяснить, в чем состоит уникальность Ильменского заповедника.
- Выяснить результаты работы заповедника в деле охраны природы.
- Провести анкетирование среди учащихся 6-9 классов и анализ полученной информации.
- Составить путеводитель по Ильменскому заповеднику.
Методыисследования: изучение литературы иинтернет-ресурсов, отбор необходимой информации, анкетирование.
Этапы реализации проекта
1 этап: погружение в тему.
2 этап:поисково-теоретический.
3 этап: анкетированиеучащихся 6-9 классов, анализ результатов.
4 этап: обобщающий. Выводы потеме работы.
5 этап: создание презентациии путеводителя.
В основной части проекта излагается история создания и работы Ильменскогозаповедника, раскрывается его уникальность, которая заключается в том, что наэтой территории охраняется не только природа, растительный и животный мир, атакже месторождения природных минералов, своеобразная «кладовуха» Уральскихгор, красочно описанная в произведениях П. Бажова.
По мнению ученицы:
Работа по данной теме открыла для меняуникальный мир Ильменского заповедника, своеобразие его природы, уникальностьгор Урала и уральских самоцветов, удивительный мир растений и животных.
Многие исследователи отмечают, что вовсем мире не найти подобное место, где сосредоточено такое большое количестводрагоценных и полудрагоценных камней, как на Урале. И только Бажову, почитателюи большому поклоннику Урала, его мастеровитых, добрых людей и уникальных недрудалось с максимальной достоверностью передать всю изюминку и красоту этогокрая.
Благодаря сказам Бажова уральскиесамоцветы ожили, а малахит стал главным символом Урала.
Необыкновенной красоты поделкимастеров, настоящие произведения искусства: шкатулки, статуэтки, вазы,ювелирные украшения и многое другое.
Бажов учит людей относиться к камню,как к настоящему, одушевленному существу, любить самоцветы и не обижать их.Воспевая красоту Урала, он призывает любить и всю планету, где бы человек нижил, и в этом основная ценность его произведений.
В свое время я читала сказки П. Бажова,но только сейчас поняла, как искустно переплелись в этих сказках реальность ивымысел, как это познавательно для нас, поэтому порекомендую учащимсяознакомиться с этой темой.
Рекомендации:
1. Совершить путешествие по Ильменскому заповеднику.
2. Изучать историю родного края.
3. Принимать посильное участие в охране природы.
4. Расширять свой кругозор чтением книг, в том числеперечитать сказки Петра Бажова.
5. Развивать экологическое сознание.
Заключение
Часто мы не задумываемся о техбогатствах, которые дала нам природа. Стремясь к более комфортной жизни, мывырубаем леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самым наносим огромныйущерб природе. Вследствие этого высыхают реки, исчезают редкие виды растений,птиц и животных. Увеличивается количество экологических проблем на земле.
Заповедная зонатребует к себе бережного отношения, охраны и экологического воспитаниянаселения, особенно подрастающего поколения. Только при этих условияхэкологический объект будет сохранен в своем первоначальном виде. В заповеднике каждое животное ирастение на счету, поэтому здесь постоянно ведется их охрана и учет. Важно, чтобы один вид животных не вытеснил другой. Для Ильменского заповедникаособенно важна охрана минералов, так как эта территория является настоящей«жемчужиной» России.
Интернет- ресурсы
1. https://www.asienda.ru/plants/yatryshnik/yatryshnik-shlemovidnyj-ili-yatryshnik-shlemonosnyj/
2. https://web-zoopark.ru/nasekomie/golubyanka_rimn.html
3. Ильменский заповедник — eco_chelyabinsk (google.com)
4. Где находится Ильменский заповедник? (geographyweb.ru)
5. Заповедные места России. Ильменский заповедник. Минералогический рай(den-za-dnem.ru)
6. Исследовательский проект Ильменскийзаповедник | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
8. Ильменский заповедник — eco_chelyabinsk (google.com)
9.https://nature-tour.livejournal.com/2855.html
10. https://nashural.ru/mesta/permskij-kraj/kungurskaya-ledyanaya-peshhera/
11.https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/01/22/issledovatelskiy-proekt
12. https://www.bestreferat.ru/referat-340938.html
Руководитель проекта: ____________/Васильева С.П./