X-PDF

THE USE OF PUZZLES IN THE PROCESS OF LEARNING VOCABULARY IN ENGLISH LESSONS AT SCHOOL

Поделиться статьей

ПРИМЕНЕНИЕРЕБУСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

THE USE OF PUZZLES IN THEPROCESS OF LEARNING VOCABULARY IN ENGLISH LESSONS AT SCHOOL

 

А. Н. Степанова

МБОУ«СОШ № 47» г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается методикаобучения одному из аспектов изучения английского языка, лексике. Определенацель обучения английскому языку. В статье автор рассматривает ребусы, какэффективное средство обучения лексике на среднем этапе обучения английскомуязыку. Автор разработал упражнения для выявления уровня сформированностилексических навыков учащихся на английском языке и проанализировал получившиесярезультаты. В статье описан процесс и результаты исследования по выявлениюуровня сформированности лексических навыков учащихся пятого класса наанглийском языке. В статье предлагаются рекомендации по преодолению у учащихсясреднего звена возможных трудностей  и повышения эффективности при обучениилексике.

Abstract. Thearticle discusses the methodology of teaching one of the aspects of learningEnglish, vocabulary. The purpose of teaching English is defined. In thearticle, the author considers puzzles as an effective means of teachingvocabulary at the middle stage of teaching English. The author developedexercises to identify the level of formation of students lexical skills inEnglish and analyzed the results. The article describes the process and resultsof a study to identify the level of formation of lexical skills of fifth gradestudents in English. The article offers recommendations for overcoming possibledifficulties for middle-level students and increasing efficiency in teachingvocabulary.

Ключевые слова: английский язык,коммуникативная компетенция, лексика, лексический навык, ребусы.

Keywords: English,communicative competence, vocabulary, lexical skill, puzzles.

Внастоящее время основной целью обучения учащихся иностранному языку в школахявляется развитие их иноязычной коммуникативной компетенции как совокупность знаний,умений и навыков, которые необходимы учащимся для успешной реализации общения сносителями языка. Современному обществу необходимо изучение английскогоязыка, как средства, открывающего новые перспективы для саморазвития и развитиякомпетентности, а значит, обеспечивающего современному человекусамодостаточность и конкурентоспособность. Следовательно, по окончаниюобщеобразовательных учреждений, выпускник должен достичь определенного уровнявладения иностранным языком для того, чтобы быть способным изучить его напрофессиональном уровне в высших учебных заведениях и на профессиональномпоприще. Необходимость так же обусловлена изменяющимся процессом обучения:современная методика обучения иностранным языкам требует комплексного подхода вдостижении цели – формировании коммуникативной компетенции – и предполагает,что помимо учебно-практического, воспитательного и образовательного аспекта,следует учитывать эффективность эмоционально-чувственного воздействия наобучающихся [1]. То есть, встает вопрос о нестандартных способах ознакомленияили закрепления информации, повышающих мотивацию и так или иначе воздействующихна познавательные процессы.

Федеральный государственный стандарт основного общегообразования (5-9 классы) по иностранному языку предъявляет требования кдостижению учащимися допорогового уровня иноязычной коммуникативнойкомпетенции, позволяющего общаться на иностранном языке в устной и письменнойформах в пределах тематики языкового материала основной школы как с носителямиязыка, так и на межличностном и межкультурном уровне общения. Касаемо обучениялексике утверждается требование по расширению словарного  запаса [4].

Традиционно, лексическому аспекту в обучениииностранного языка уделялось много внимания, ведь лексика является важнейшим исистемообразующим элементом коммуникативной компетенции. Без навыковавтоматического вызова слова и выражений из памяти и умений грамотного сочетанияединиц между собой невозможно никакое другое речевое умение (говорение, чтение,письмо, аудирование).

Что значит,обучить лексике? Очевидно, это означает, что обучаемый должен быть способенузнать слово – фонетически и графически, – должен знать его семантику(значение), его грамматические формы (словообразование, словоизменение), егоспособность вступать в связь с другими словами и уметь им воспользоватьсясогласно речевой задаче. То есть, мы можем сказать, что обучить лексике –значит, научить владеть языковой единицей [2].

Таким образом, цельюобучения лексической стороне языка на любом этапе обучения иностранномуязыку является формирование лексического навыка. Методисты Л. В. Щерба, Е. Н.Соловова и Е. И. Пассов в своих трудах дают лексическому навыку следующееопределение: лексический навык – это способность автоматически имгновенно вызывать из долговременной памяти необходимую лексическую единицу,осуществить ряд операций по соотнесению ее с другими лексическими единицамисогласно речевой задаче.

В настоящее времясуществует три компонента содержания обучениялексике [2].

1) Лингвистическийкомпонент (лексические единицы, обусловленные контекстом деятельностивозрастной группы).

2) Методологическийкомпонент (знания, которые помогают учащимся самостоятельно изучатьлексический материал).

3) Психологическийкомпонент (проблемы усвоения лексических единиц, приобретение навыков иумений).

Обучение лексикена каждом возрастном этапе имеет свои особенности, обусловленныевзаимосвязанными параметрами: содержанием усваиваемого материала и определяющуюведущую по процессу усвоения деятельность учащегося.

Таким образом,основной целью обучения лексике на уроках английского языка в среднем звенеявляется развитие лексических навыков, то есть овладения словом. Для успешногоовладения словом требуется решение следующих задач: тренировка навыковавтоматизированного вызволения из памяти лексических единиц, соотнесения их сграфическими и фонетическими формами, выполнение операций по их сочетанию междусобой в рамках речевой задачи. Содержание обучения включает в себя лексическиеединицы, способы и методы их запоминания и, непосредственно, способы формированиялексических навыков и умений.

Одним из средств заучивания лексикиявляется работа с ребусами. Ребусы тренируют зрительную память, чтоспособствует совершенствованию орфографических навыков. Также они позволяютнестандартно взглянуть на изображение, что формирует творческое мышление илогику.

В настоящее время не существуеткакой-либо определенной методики работы с ребусами. Предлагаются вариантыработы: а) на первичном и вторичном закреплении лексики (возможно шифроватьновые слова, либо включать новую лексику в элемент шифра), b) как средствовведения новых лексических единиц (важным условием является использование ужеизученных лексических единиц), c) как элемент нестандартного урока (например,урок-соревнование, урок-игра) в качестве контроля изученных лексических единиц,d) как средство формирования творческого мышления – самостоятельное составлениеребусов.

Мы считаем, что использование ребусовпозволяет добиваться положительных результатов и эффективности обучениялексической стороне языка. Поэтому, мы поставили перед собой задачу провестиэкспериментальную работу для проверки эффективности использования ребусов каксредства обучения лексических единиц на среднем этапе обучения английскомуязыку.

Экспериментальная работа проводилась втри этапа: констатирующий, направленный на выявление уровня овладениялексическим материалом предыдущего этапа изучения английского языка при помощинами же составленного теста; формующий, направленный на внедрение ребусов вуроки английского языка на этапе закрепления и повторения лексическогоматериала; контрольный, организация и проведение контрольного теста на усвоениелексических единиц при помощи нами же составленного теста, сравнениерезультатов основной и контрольной группы участников исследования.

Нами было выбрано одинаковое количествоучащихся 5 классов для более точного дальнейшего сравнения результатовисследования. Экспериментальной группой была выбрана группа с наиболее низкимсредним показателем усвоения лексического материала предыдущего этапа изученияанглийского языка. Тесты констатирующего и контрольного этапа были составленынами, с учетом умений и навыков работы над лексическим материалом,приобретенных учащимися в результате изучения английского языка на начальномэтапе обучения.

За основу диагностического материала констатирующегоэтапа были взяты лексический и грамматический материалы из УМК «Spotlight 4».Диагностика включала в себя такие виды заданий:

1) Look and choose:соотнесение слова с его графическим изображением.

2) Choose odd one out: проверказнания семантики слов, выделение лишнего слова. F.e.:circle, subject,triangle, square.

3)Write the opposite word: проверка понимания антонимии.

F.e.: hotcold                          

4) Complete the sentences: проверкаоперации сочетания слов с другими лексическими единицами. F.e. shy, saw.

a)Yesterday we ________ a great film about monkeys.

b)Harry is very _______: he can’t say a word in a new company!

5) What is it? (распознаваниеи означение лексической единицы)

Учащиеся должны написать слово, которое означаетданное описание.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

F.e.:it’s what helps you to swim faster – flippers

6)Look at the picture. Write, where the following words are:

thebag, the bike, the clock, the ball, the doll, the chair, the lamp.

Ученики видят перед собой изображение комнаты, накоторой изображены выше указанные слова. Учащиеся должны описатьместонахождение этих предметов, используя предлоги места.

F. e.: The lamp is behind the computer

На данном этапеучащиеся экспериментальной группы показали низкий уровень владения лексическимиединицами, так как средний балл владения лексическим материалом составил 54.75баллов. Высокий уровень владения показали 3 человека из 14, достаточный(средний) уровень показал всего 1 человек из 14, низкий и слабый уровеньвладения поровну распределился между оставшимися учащимися (по 5 учащихся из14).

На формирующемэтапе экспериментального исследования нами были проведены уроки английскогоязыка, в ходе которых мы ребусы на этапах закрепления и повторения лексическогоматериала. Основной целью было стимулирование усвоения фонетической иорфографической формы лексических единиц с помощью ребусов для использования ихв речи. В ходе данного этапа с экспериментальной группой мы использовали ребусыпо изучаемым темам «School Days», «That’s me», «My home, my castle», «Familyties» из УМК «Spotlight 5» на этапе закрепления изученного материала.

В данное учебноепособие включены все виды упражнений, кроме конструктивных. Поэтому ребусы былииспользованы вместо них, а также были заменены ребусами некоторыеусловно-речевые и речевые упражнения. Ребусы восполнили лексический материал поизученным темам и процесс формирования лексических навыков. В ходе работы былоотмечено повышение мотивации учащихся, повышение инициативности и болееактивная работа в ходе занятий, лексические единицы усваивались успешнее ивозникало меньше проблем с вызовом их из памяти для использования в речи.Соответственно, речь становилась более грамотной и времени на подготовку к речевымупражнениям требовалось меньше.

В процессе работыс ребусами мы столкнулись с некоторыми проблемами. Учащиеся не помнили ранеепройденный лексический материал, графическую форму слов, значения слов, либоиспользовали не подходящую часть речи. В связи с этим мы старались вовлекатьучащихся в создание своих ребусов и составлять дополнительные упражнения принеобходимости.

Для определенияэффективности ребусов как средства обучения лексике на среднем этапе обученияанглийскому языку, нам необходимо сравнить данные констатирующего этапаэксперимента с контрольным.

За основу диагностического материала констатирующегоэтапа были взяты лексический и грамматический материалы из УМК «SpotlightUnits 1-4.Диагностика включала в себя такие виды заданий:

1) Look and choose: (проверкаграфической формы слова)

F.e.: a – ruler(8

2)What’s in common? (проверка знания семантики слов)

Monday,Sunday, Friday – days of the week

3)Write the nationalities (проверяем словообразование):

F.e.: the USA — American

4) Complete the sentences(проверяем операции сочетания слов с другими лексическими единицами):

F.e.:My ____________ loves singing very much!

       My brother loves singing very much!

5) What is it? (распознаваниеи означение лексической единицы)

F.e.:It’s a book you can find translations in — dictionary

6)Writing. Look at the text, read it and write back about your house.

Учащиеся читают письмо адресованное им, в которомавтор описывает свой дом, а также просит адресанта написать ответное письмо сописанием своего дома.

Результаты теста контрольного этапа показали нам, что учащиесяподтянули свои уровни. В частности, учащиеся, со слабым уровнем владениялексическим материалом, к концу эксперимента увеличили его до низкого уровнявладения и оперирования лексическими единицами. Учащиеся низкого уровняконстатирующего этапа на контрольном этапе показали более высокие результаты,улучшив свои показатели до среднего уровня. Ученик среднего уровня подтянулсвои знания и навыки до высокого уровня владения лексическим материалом. Учащиесяс высокими показателями констатирующего этапа на контрольном этапе такжеулучшили свои результаты.

Исходя из данных констатирующего и контрольногоэтапов, мы определили, что средний балл по экспериментальной группе значительноувеличился от 54.75 баллов (низкий уровень) до  60 баллов (средний уровень).

Таким образом, входе проведенной экспериментальной работы  мы получили положительные измененияи доказали, что лексические игры, в нашем случае, ребусы, стимулируют иповышают эффективность усвоения лексических единиц.

Библиографические ссылки

1.            Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам :учебное пособие для студентов Института математики и механики им.Н.И.Лобачевского по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилямиподготовки) / Л.Р. Сакаева, А.Р. Баранова. – Казань: КФУ, 2016. – 189с.

2.            Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курслекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – 4-еизд. – М. : Просвещение, 2006. – 239 с.

3.            УМК «Spotlight» / «Английский в фокусе» / авторы Н.И. Быкова, Д.Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. М. : Просвещение, 2016.

4.            Федеральный государственный образовательный стандарт основногообщего образования по иностранному языку // Министерство образования и наукиРоссийской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://fgos.ru/

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет