Хисанова Вероника Равилевна, 4а класс
«Традиционная кукла уральских мари»
Научныйруководитель:
Веселова ВераИвановна,
учитель начальныхклассов, Тюменская область,ХМАО,
Сургутский район, г.Лянтор,
МБОУ «Лянторская СОШ №6»
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3 — 4
Глава1. Теоретическая часть 4- 7
1.1.Кукла из детства
1.2.Разновидности традиционных марийских кукол
1.3. Куклы на щепе
Глава2. Практическая часть 7- 9
2.1.Как изготовить куклу уральских мари на щепе (составление технологическойкарточки)
2.2. Самостоятельное изготовление куклы уральских мари
2.3.Ознакомление обучающихся с технологической карточкой по изготовлению куклыуральских мари (мужчины)
Выводыи рекомендации ……………………………………………………….. 9 — 10
Списоклитературы …………………………………………………………….. 10
Приложения…………………………………………………………………….. 11 — 15
Традиционная куклауральских мари
Хисанова Вероника
Россия, ХМАО,Тюменская область, Сургутский район, МБОУ «Лянторская СОШ №6»,
4-а класс
Научныйруководитель: Веселова Вера Ивановна
учитель начальныхклассов МБОУ «Лянторская СОШ №6»
Введение
О происхождении слова «кукла» до сих пор спорят ученые иисследователи. Слово «кукла» заимствовано из латинского «cucula» или корня«кук». Слово «кука» может означать клубок ниток. А мы можем сказать, что словокукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.Кукла не рождается сама:создает ее человек.
Мама мне рассказывала о своем детстве. В какие игры онаиграла с подружками, какие у нее были игрушки. Да, у нее были красивыемагазинные куклы, даже была одна, которая умела ходить. А еще она любила игратьс пеленашками. Этих кукол они делали из полена и заворачивали в мамин платок.Это «ребенок», завернутый в пеленочку. С ней играли в дочки- матери. А летомна полях созревала кукуруза. Дети любили делать из початка кукурузы куклу.Заплетали ей волосы, надевали платье. Кукол укладывали спать, с нейразговаривали, играли как с маленьким ребенком…
Книг о происхождении кукол много. Но я остановилась навидеоролике об изготовлении марийской куклы на щепе, которую делала ПадьянНиколаева 1926 года рождения, уроженка деревни Марая Тавра Артинского районаСвердловской области. Учебный фильм был снят сотрудниками Свердловскогообластного Дома фольклора в 2006г.
Гипотеза:кукла сохраняет в своём обликесамобытность и характерные черты создающего её народа
Объектисследования:традиционные игровые марийские куклы
Предметисследования:разнообразие видов и способыизготовления традиционных марийских кукол, в частности куклы уральских мари
Цельисследования:расширить информационное поле поизготовлению традиционных марийских кукол, стимулировать интерес к народнымтрадициям и обычаям марийского народа, изготовить куклу уральских мари
Задачиисследования:
1. Познакомитьсяс историей возникновения традиционной марийской куклы
2.Определить видытрадиционных марийских кукол
3.Найти общие иотличительные черты изготовления
4.Узнать способизготовления куклы уральских мари
5.Изготовитьсамостоятельно куклу уральских мари на щепе
6.Изготовитьтехнологические карточки с описанием и пошаговыми рисунками изготовлениятрадиционной марийской куклы
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение литературы, беседасо специалистами, переписка с мастерами).
2. Заключительно-обобщающие (обобщениерезультатов, выводы и рекомендации по применению полученных знаний напрактике).
Практическаязначимость:
По изготовленноймной технологической карточке одноклассники смастерили куклу уральских мари нащепе. Так же я их познакомила с традиционными марийскими куклами и рассказалаоб обычаях народа мари
Глава1. Теоретическая часть.
1. 1.Кукла из детства
Раньше былатакая традиция, мама изготавливала кукол для своих малышей. А когда деткиподрастали, они сами делали кукол. И когда девочка вырастала у нее, было многокукол, глядя на этих кукол люди, видели какая девочка трудолюбивая или нет.Если куклы аккуратные и красивые – значит девочка бережливая и аккуратная, ихозяйка из нее хорошая выйдет.
Посмотрите на эту марийскую куклу. Эта кукла пупашкар( Приложение1).Из материала муниципального учреждения «Козьмодемьянский культурно- историческиймузейный комплекс» г. Козьмодемьянск, республика Марий Эл, в переводе нарусский пупашкар — деревянная малютка. Именно так называлась народная марийскаяигрушка. Когда-то она была в каждом доме, а затем с распространением фабричныхкукол ушла в небытие. Была утеряна и технология ее изготовления.
Основойтрадиционной марийской игрушки служил гладкий обструганный деревянный кругляш. У фигурки имелась только голова и подол,голову от туловища отделяли, перекручивая нитками. Брали обязательно осину, ведь по поверьям всех народов это деревос хорошей энергетикой, которого боятся злые духи. Кроме того, осинавытягивает болезни. Это была самодельная игрушка, которую родителиделали для своих деток. Деревяшку готовил отец, а одевала куклу мама, такое семейноетворчество — игрушка-девушка. Одета она в шымакш(Приложение 2)платье (Приложение3), подпоясана (Приложение 4). Обязательно есть грудь (горошинки илибобы), а вот лицо не вырисовано.
Раньше детибеззаботно играли в игрушки до достижения возраста трех- пяти лет. После шестилет играли мало, или уже не играли вовсе, переключаясь на более полезную в бытудеятельность, девочек учили прясть, вышивать и т.д. Старшие девочки в семье,как правило, присматривали за младшими, одобряли, или порицали их работу иигровую деятельность. Девочки к четырем годам уже самостоятельно вертеликуколок и играли ими. Для своих подопечных делали кроватки, качельки,подушечки, одеяльца- все, что нужно настоящей семье. Кукольная игра называлась«дочки- матери», как и сейчас. Кукла Пупашкар одета в одежду луговых мари, онаиз республики Марий Эл (Приложение 1).
Со слов информанта ТокумурзинойВалентины Манаевны, 1945 года рождения, башкирской марийки, она в детстве играла в бумажных кукол и называлась это игра «Кукла дене модмаш». Они делаликукол из бумаги разными способами. Первый способ — скручивали туго бумагу,перевязывали ниткой, разрисовывали ей лицо, одежду. В то время уже появилисьцветные карандаши, поэтому одежду раскрашивали ярко. На платье, передникерисовали полоски лент или розетки, имитирующие вышивку гладью марийскогоплатья. Также, если находили кусочки ткани, то надевали кукле платье, передник,платок. Второй способ — из картона вырезали куклу с ногами, руками, головой,также разрисовывали, либо надевали на нее одежду. Одежда могла быть не толькоиз ткани, но и из бумаги. Кукол делали разных размеров, получалась целая семья. Также для куклы изготавливали дом с мебелью. Со своими подругами они разыгрывалицелый спектакль: разговаривали, строили какие-нибудь сюжеты, ходили, друг другув гости. А еще Валентина Манаевна рассказала, что они играли со скрутками. Изткани они крутили кукол разных размеров: поменьше, побольше, таким образом, получалась также целая семья. Еще к таким куклам делалась колыбель из ткани.Эти куклы одеты в костюмы башкирских мари, они из республики Башкортостан.
1.2. Разновидности традиционных марийских кукол
Марийскоеназвание куклы — курчак, на горном наречии — поханя.
Словокурчак тюркского происхождения, в том же значении используется в татарскомязыке. Слово курчак этимологически означает: построенное, сооруженное подобиедетеныша, ребенка.
ВМарий Эл более известна кукла-столбушка пупашкар (деревянная малютка) на основеосиновой палочки.
Всеимеющиеся в настоящее время образцы игровых марийских кукол являютсярезультатом реконструкции по воспоминаниям старожилов и выполнены с применениемсовременных материалов и способов обработки и отделки.
А)кукла на деревянном столбике (Приложение 5)
Б)кукла на двух осиновых веточках (Приложение 6)
В)кукла из ткани (Приложение 7)
Г)кукла на палке (Приложение 8)
Д)кукла на березовых веточках с «каблучками», фартук из бумаги (Приложение 9)
Е)кукла из ткани, «мотанка» (Приложение 10)
Ж)кукла на щепке, коса из льняного волокна (Приложение 11)
Всекуклы-самоделки получались разными и одновременно похожими друг на друга. Ониповторяли местный тип игрушки и отвечали вкусу их создательниц и обладательниц.
1.3. Куклы на щепе
Мастер из Свердловской области ПадьянНиколаева в учебном фильме, снятом сотрудниками Свердловского областного Дома фольклора делает традиционныхкукол мужчину и женщину на щепе уральских мари. Длина куклы равна примернодлине кисти взрослого человека.
У куклымужчины имеется головной убор, который оформлен при помощи спички и яркогокрасного ситца. Щепа по периметру закрыта белой бумагой (тканью) — это рубашкакуклы. Ниже головы область груди куклы- мужчины оформлена пряжей разныхярких цветов в пять рядов, так как в области груди и горловины марийскоймужской рубашки обязательно располагалась вышивка геометрического узора.
Кукла -женщина также ярко оформлена. Подчеркнута ее грудь, которая сделана мастером издвух горошин. Традиционный головной убор, как сказал мастер, шыркама(Приложение 12)сделан из соломы, голова отделена от туловища при помощи спички и красногоситца. Щепа по периметру закрывается красной тканью — эта рубашка куклы.Понизу рубашка декорирована яркой тканью в 5 рядов. Это оборка и ленты рубашки.По верху рубашки оформляется шовыр из бумаги белого цвета. Поверх рубашкиженщины носили тканый шовыр светлых оттенков, позднее черного цвета. Областьгруди и горловины оформляются также пряжей ярких оттенков 5 полосок — местовышивки рубашки. Волосы куклы оформлены сантехнической нитью лен, которыесобраны и заплетены в косу .
Судя пооформлению одежды двух кукол, мастер подчеркнул комплекс традиционного костюмауральских мари: у куклы- мужчины — рубашка, штаны, головной убор. У куклы-женщины- головной убор шыркама, рубашка, шовыр. Яркие, колоритные куклыуральских мари изготовила мастер из Свердловской области.(Приложение 11)
Глава 2. Практическая часть
2.1. Сравнение игровых кукол мари из разных регионовРоссии
Регион |
Отличия в одежде |
Фотография |
Марий Эл Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
Пупашкар-деревянная малютка Одета она в шымакш,платье, подпоясана. Обязательно есть грудь (горошинки или бобы), а вот лицо не вырисовано |
|
Башкортостан |
Кукла из бумаги и ткани У этих кукол была рубашка, передник, платок, вырисовывали одежду и лицо
|
|
Свердловская область (уральские мари) |
Кукла на щепе У уральских мари в женской рубашке преобладает яркий оттенок ткани, яркие полоски атласных лент. В костюме куклы четко не видны границы лица, туловища |
|
2.2.Как изготовить куклу уральских мари на щепе (составление технологическойкарточки)
Для изготовления куклы уральских мари- мужчины необходимо: — щепа; -ткань х/б красного и белого цвета; -спичка; -пряжа разных цветов. |
|
Вверху щепы складываем спичку и ткань х/б красного цвета. |
|
Ткань х/б красного цвета складываем пополам, подгибаем правый и левый край. Фиксируем спичку вокруг головы. |
|
Щепу заварачиваем в белую х/б ткань. |
|
Под спичкой начинаем делать разноцветные полоски путем наматывания пряжи. Начинаем с черного цвета, затем розовый, синий и зеленый. При наматывании пряжи между собой привязываем узлам. Которые по окончании необходимо спрятать. |
|
Область низа куклы также оформляем пряжей. Узлы прячем под полосками. |
|
Кукла в готовом виде. |
|
2.3.Самостоятельное изготовление куклы уральских мари
Изучив научную литературу по теме, составивтехнологическую карточку, я изготовила свои куклы.
(Приложение 14)
2.4.Ознакомление обучающихся с технологической карточкой по изготовлению куклыуральских мари (мужчины)
Науроке технологии я познакомила своих одноклассников с технологической карточкойпо изготовлению куклы уральских мари. Затем им было предложено изготовитьсобственную куклу на щепе. В результате ребята отметили, что изготавливатькуклу по технологической карточке проще и быстрее. (Приложение 13).
Выводы
В результатеисследовательской работы я получила информацию от мастеров, из литературы окуклах и способах их изготовления у луговых мари из республики Марий Эл,башкирских мари из республики Башкортостан, уральских мари из Свердловскойобласти. Выяснила, что отличительная особенность всех рассмотренных моих куколэто одежда. Для деревянной куклы Пупашкар деревяшку готовил отец, а одевалакуклу мама. Эта игрушка-девушка. Одета она в шымакш,платье, подпоясана. Обязательно есть грудь (горошинкиили бобы), а вот лицо не вырисовано.
Куклам избумаги башкирских мари также надевали костюм, либо вырисовывали одежду и лицо. У этих кукол была рубашка, передник, платок. Также рассмотренных мною кукол уразных групп мари характерно изготовление скруток.
У уральскихмари в женской рубашке преобладает яркий оттенок ткани, яркие полоски атласныхлент. Пара кукол изготовлена из ниток, атласных лент, бумаги, горошин, спички,ситца и сантехнических льняных волокон. В костюме куклы четко не видны границылица, туловища. Мастер подчеркнул нитками зоны оформления марийской рубашки:верх- область горловины, низ- область декорирования рубашки. Из бумаги мастеризготовил шовыр белого цвета. Уральская кукла может служить наглядным пособиемдля изучения комплекса костюма уральских мари, цвета и колорита костюма. (Приложение15).
Такимобразом, рассмотренные и изученные мною куклы являют собой традиционныетехнологии ремесла, представляют собой образ народного костюма. Задействуякуклу в играх, ребенок познает семью, родственные функции, учится дружить.
Заключение
Традиционная кукладает ощущение причастности к истории своего народа и позволяет воспитыватьдетей на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение; хранить ипочитать обычаи марийского народа. Кукла сохраняет в своём обликесамобытность и характерные черты создающего её народа.
Япланирую продолжать начатую работу по изготовлению традиционной марийскойкуклы.
Списоклитературы
1. Тарасова О.А. Куклы- мотанки. Обереги длявашего дома, приносящие удачу, богатство, изобилие и счастье. Харьков,Белгород.: Клуб семейного досуга, 2014г.
2. Материалы Козьмодемьянскогокультурно- исторического музейного комплекса» г. Козьмодемьянск, республикаМарий Эл.
3. Меджитова Э.Марийское народное искусство. Йошкар Ола: Марийское книжное издательство,1985г.
6. http://mari-costume.blogspot.ru (украшения куклы)
8. https://vk.com/video-59700419
9. Соловьева Г. И. Костюмыдля художественной самодеятельности. Йошкар Ола:Марийское книжное издательство, 1990г.
Информатор: ТокмурзинаВ. М., уроженка республики Башкортостан, деревни Малосухоязово.
Приложения
Приложение 1
КуклаПупашкар. Козьмодемьянский культурно- историческиймузейный комплекс» г. Козьмодемьянск, республика Марий Эл
Приложение 2
Шымакш- головной убор замужней женщины, 19 век. Луговые марийцы.Вятская губерния
Приложение 3
Луговая марийка
Приложение 4
Традиционный тканый женский пояс луговых мари
Приложение 5
Кукла на деревянном столбике
Приложение 6
Кукла на двух осиновых веточках
Приложение 7
Кукла из ткани
Приложение 8
Кукла на палке
Приложение 9
Кукла на березовыхветочках с «каблучками», фартук из бумаги
Приложение 10
Куклаиз ткани, «мотанка»
Приложение11
Кукла на щепе, коса из льняноговолокна
Приложение 12
Нагрудные застежки- шыркама, 19 век. Луговые марийцы. Казанская иВятская губернии
Приложение 13
Технологическаякарточка
1. Для изготовления куклы уральских мари- мужчины необходимо: щепа, ткань х/б красного и белого цвета, спичка, пряжа разных цветов. |
2. Вверху щепы складываем спичку и ткань х/б красного цвета.
|
Ткань х/б красного цвета складываем пополам, подгибаем правый и левый край. Фиксируем спичку вокруг головы.
|
Щепу заварачиваем в белую х/б ткань.
|
Под спичкой начинаем делать разноцветные полоски путем наматывания пряжи. Начинаем с черного цвета, затем розовый, синий и зеленый. При наматывании пряжи между собой привязываем узлам. Которые по окончании необходимо спрятать.
|
Область низа куклы также оформляем пряжей. Узлы прячем под полосками.
|
Кукла в готовом виде. |
Приложение 14
Приложение 15
Уральскиемарийцы